|
Цель: Познакомить родителей с типами семейного воспитания; помочь в решении возможных семейных проблем
Цель: Познакомить родителей с типами семейного воспитания; помочь в решении возможных семейных проблем.
Ход встречи:
Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, мои милые коллеги! Коллеги, потому что впереди у нас – долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих малышей – моих учеников – и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точь-в-точь как у ваших детей, и снова думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках... А сегодня мы собрались, потому что есть очень важная тема для разговора. Наш диалог – о времени, о детях, о себе... Эпиграфом сегодняшней встречи будут такие строки.
Слайд 2.
Все мы такие разные... Как же жить так, чтобы не мешать друг другу? Как научиться не подавлять другого, такого непохожего на тебя?
Итак, о времени...
Слайд 3.
Сколько умов бились над проблемной категорией, над тем, в чем заключается история человечества. А все началось с восточного владыки, ставшего героем очень поучительной истории.
(Притча «Они рождались, страдали и умирали»)
Учитель: Ничего не изменилось... И в этом времени, в нашем времени, мы страдаем, но только, может быть, из-за каких-то новых проблем, в каких-то иных ситуациях. Какие трудности в воспитании детей создаются реальной сегодняшней жизнью? Прошу вас обменяться своими мнениями по этому вопросу.
(Высказывания родителей)
-Да дети изменились.
Слайд 4.
Этому способствуют условия, которые создает действительность. Я подобрала информацию, проливающую свет на природу стрессов современных детей.
-Учебная нагрузка за последние годы возросла вдвое. Что остается ребенку? Он бессознательно выбирает из двух зол: один жертвует учебой, а мы говорим: ленится, не старается, не хочет учиться; другой жертвует здоровьем. Третьего выхода мы не оставляем. По данным обследований, проведенных в 70-х годах, гуляли на свежем воздухе ежедневно только 37% детей. И тогда по этому поводу били тревогу. По данным 90-х, у детей оставалось для гулянья полчаса в день, т.е. не гулял практически никто. Ни один ребенок в начальной школе не спит положенные ему 10 -11 часов.
Исследования Института возрастной физиологии позволили выделить школьные факторы риска. Это стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебной деятельности, отсутствие работы по формированию здорового образа жизни.
Стресс стал почти основой традиционной методики обучения. В школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60-70 %.
Одна из главных причин стресса у детей – это цейтнот.
Недостаток времени связан как с высокими и все возрастающими нагрузками, так и с технологией обучения, когда успешность связывается не с качественными, а со скоростными характеристиками деятельности. Например, форсирование темпов письма и чтения только тормозит развитие этих навыков и нарушает их психофизиологическую структуру.
Так, при чтении быстрее 80-90 слов в минуту часть информации просто не воспринимается, а в школе по-прежнему проверяется скорость чтения и требуется норма или выше нормы.
Продолжается и интенсификация учебного процесса. Школа продолжает наращивать учебные часы, и в основной школе рабочий день ученика с учетом времени на выполнение домашних заданий составляет не меньше 9 часов.
Есть и второй, скрытый вариант интенсификации: уменьшение учебных часов на образовательную область при сохранении учебного материала. Так, в начальной школе на 49% сократилось количество часов на русский язык и чтение и на 62% - на математику. Но ни один человек, знакомый с программами традиционного и развивающего обучения, не скажет, что за последние годы сократилось содержание или уменьшился объем учебного материала! Отсюда интенсификация, утомление и переутомление, невозможность учесть индивидуальные особенности детей, организовать щадящий режим для детей с отклонениями в состоянии здоровья, а их более 80%.
А как ребенок чувствует себя в семье? Незадолго до родительского собрания дети рисовали каждый свою семью. Вот что говорят психологи о детских рисунках.
(Читаю правила интерпретации теста)
Учитель: Я думаю, настало время поговорить о себе.
Слайд 5.
С чего начать нам, таким маленьким человечкам в этой грохочущей быстротой жизни? Как противостоять ее натиску? Может, не стоит изобретать велосипед, а прислушаться к мудрецам?
Притча о том, как изменить мир
Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей десяток. Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким: самого себя.
-Начнем с себя? Для начала предлагаю тест, позволяющий кое-что поведать о вашем характере.
Слайд 6. Тест «как ты вскрываешь конверты?
а) Если письмо открываете так, как показано на рис. а, то вы требуете от жизни многого. Слывете человеком с переменчивым настроением, нервным, нетерпеливым. В то же время полны оптимизма и склонны к энтузиазму. Вы способны восхищаться красивым закатом солнца, прекрасной картиной или скульптурой и стремитесь разделить свою радость с другими. Нередко, однако, вас одолевают приступы уныния, апатии, и тогда грандиозные планы, блестящие идеи остаются нереализованными.
б) Если вы используете нож, то и на работе, и дома руководствуетесь прежде всего голосом разума, а не эмоциями. Ненавидите беспорядок, любите, чтобы в жизни было «все, как надо». Вас отличают основательность, умение доводить начатое до конца. Любите хорошо и добросовестно выполнять работу. Умеете делать подарки и принимать гостей. Вы предпочитаете синицу в руках мечтам о журавле и держите свою синицу крепко, чтобы не улетела...
в) Если ваше оружие – ножницы, то окружающие нередко страдают от перепадов вашего настроения: то вы веселы и бодры, то вдруг погружаетесь в грусть и тоску. Но несмотря на это, вы человек рассудительный, умеете оценить других, прежде всего, самого себя. Знаете свои достоинства и недостатки. В деловых контактах полагаетесь на силу протекции и «связей», в личной жизни цените внимание к себе, любите, когда вас балуют. Вы уверенны в себе, ваши инициативность, идеи часто находят признание и поддержку коллег по работе.
г) Если письмо открываете так, как на рис. г, то вы не слишком уверены в себе. Часто делая шаг вперед, думаете о двух шагах назад. Или вдруг бросаете начатое на полпути, не веря в добрый исход. А между тем гораздо реже, чем предполагаете, существуют причины для раздражения, нетерпеливости. Ваша интеллигентность понравится окружающим, если только вы не будете замыкаться в себе. Причины такой неуверенности и несмелости неизвестны и вам. Просто вы уверили себя, что иначе и быть не может...
Вот такие вы все разные. Люди как люди. А какие родители? Какой стиль общения с детьми присущ вам? Давайте познакомимся со стилями общения.
Слайд 7.
Авторитетный стиль.
Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Гипопротекция – за ребенком осуществляется формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Гиперпротекция – ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.
Либеральный стиль.
Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует, поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными творческими людьми.
Индифферентный стиль.
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим, самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
-Давайте попробуем оценить поведение родителей в предложенных ситуациях. Какой стиль общения демонстрируют в них родители? (Раздаю бланки с распечатанными ситуациями)
Учитель: С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
Тест (Слайды 8 -19)
-Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Наш разговор подходит к концу. Вероятно, осталось больше вопросов, чем ответов. Думаю, так и должно быть. Ведь все родители хотят, чтобы их ребенок был хорош. Он обязательно таким и будет, если полностью вникнуть в интересы ребенка на данный момент. Это трудно, но нужно. Только добрая помощь детям, только терпение родителей дадут добрые всходы, как в рассказе В. Астафьева, который я хочу вам прочитать.
Слайд 20.
|
|
|