Главная страница

Развитие речи и речевого общения одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Овладение родной речью это не только умение правильно построить предложение


Скачать 46.34 Kb.
Название Развитие речи и речевого общения одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Овладение родной речью это не только умение правильно построить предложение
Дата 12.02.2016
Размер 46.34 Kb.
Тип Документы

Развитие речи и речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Овладение родной речью - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.

Традиционные занятия для детей порой оказываются сложными и малоинтересными, у ребёнка не возникает желания заниматься и как следствие тормозится его речевое развитие. Поэтому традиционные занятия необходимо совмещать, а иногда и заменять новыми, нетрадиционными методами. Таким методом, по моему мнению, является опора на сказку.

Обращение к сказке не случайно. Сказка является наиболее привлекательным материалом для детей, так как соответствует их мировосприятию. Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей деятельности, формируя у ребёнка положительное отношение к занятиям.

С учётом возрастных и психологических особенностей была разработана методика работы по формированию связной речи у детей 6-7 лет на материале сказок. Занятия проводились 2-3 раза в неделю по 30 минут. Использовались различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки. Отдельно проводилось несколько инсценировок по пройденным сказкам.

Сказки подбирались так, чтобы они сочетались с лексическими темами при прохождении занятий по развитию связной речи.

При проведении занятий на материале сказок в игровой форме отрабатывались упражнения на речевое дыхание, релаксацию, развитие слухового, зрительного внимания, голоса.

Во время проведения занятий использовались предметные картинки, мягкие игрушки, «сухой бассейн» для рук, рисунки детей на сюжет сказки и т.д.

После проведения первого этапа детям предлагается нарисовать понравившийся эпизод. Из детских рисунков можно составить «книгу» и использовать её для составления пересказа; также можно использовать детские рисунки для составления небольших рассказов в форме «выборочного пересказа». При проведении занятий можно использовать приём дополнения (завершения) детьми высказываний педагога. Также ребятам предлагалось рассказать сказку дома.

Описание этапов работы

1 этап - осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.

ЦЕЛИ:

1) догадаться по интонации логопеда об эмоциональном состоянии героев.

2) Выразительно интонировать голоса героев сказки, для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных.

3) Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи новые слова и выражения. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова, понимание смысловых оттенков, уточнять их значение. Использовать игры, в которых дети продолжают высказывания логопеда.

2 этап - дети учатся управлять своими эмоциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка.

ЦЕЛИ:

1) Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом своё отношение. Следить за тем, чтобы ребёнок выражался полным предложением.

2) Активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повороты. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.

3 этап - совместная импровизация, детям предлагается или разыграть отдельный эпизод сказки, или придумать новую сказку.

ЦЕЛИ:

1) Учить детей адекватно передавать аффективное состояние в движении, мимике, слове.

2) Совместная словесная импровизация.

После проведения данного обучения по разработанной методике была выявлена положительная динамика в развитии связной речи детей 6-7 лет.

Применение традиционных методик и приёмов в работе по развитию связной речи целесообразно сочетать с таким нетрадиционным методом, как опора на сказку, что в свою очередь обогащает работу воспитателей, делает её более продуктивной и вызывает неподдельный интерес у дошкольников.

Тематическое планирование и рекомендуемые сказки в подготовительной к школе группе

Лексическая тема

Сказки

Осень. Овощи.

«Вершки и корешки»

Фрукты.

В.Сутеев «Мешок яблок»

Грибы. Ягоды.

«Война грибов»

Деревья. Кустарники.

«Как коза избушку строила»

Продукты.

«Колосок»

Семья.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Человек.

«Маша и медведь»

Домашние животные.

«Коза-дереза»

Перелетные птицы.

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Начало зимы.

«Зимовье зверей»

Зимние забавы.

«Снегурочка»

Новый год.

В.Сутеев «Новогодняя ёлка»

Дикие животные.

«Два жадных медвежонка»

Домашние птицы.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Одежда. Обувь.

Ш.Перро «Золушка»

Посуда.

«Лиса и журавль»

Дом и его части.

«Пряничный домик»

Весна.

«Заюшкина избушка»

Перелётные птицы.

«Журавль и цапля»

Здоровье. Больница.

К,Чуковский «Доктор Айболит»

Путешествие.

М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Животный мир Севера.

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран.

К.Чуковский «Айболит»

Времена года.

К.Ушинский «Четыре желания»