|
Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в гбоу сош с. Утевка). Ф. И. О
Профориентационная работа сегодня (из опыта работы в ГБОУ СОШ с. Утевка).
Ф.И.О. Сураева Светлана Имрановна.
Должность: учитель химии высшей категории; ответственная за профориентационную работу в школе.
Полное наименование школы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, например, депрессии, т.е. нарушение состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
1) сформировать положительное отношение к труду; 2) научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; 3) научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; 4) научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
1) Профессиональная информация. 2) Профессиональное воспитание.
3) Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Все эти принципы реализуются в Утёвской школе.
Направления работы: работа с учащимися, работа с родителями, работа с педагогами.
Профориентационная работа с учащимися 1-11 классов включает: классные часы, экскурсии, профориентационные игры, фестивали профессий, конкурсы, презентации о профессиях родителей, диспуты, ролевые игры, вечера, встречи с представителями разных профессий, круглые столы, тренинги, анкетирование, встречи с представителями учебных заведений. С 2011 года в Утевской школе проводится Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии» проекта «Открытый урок», в которой участвуют школьники 2-11 классов, родители, представители предприятий Нефтегорского района.
Работа с родителями - проведение родительских собраний, конференций, лектории для родителей, индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; круглые столы, беседы родителей и учащихся по вопросам профориентации; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.
Работа с педагогами заключается в оказании методической помощи учителям в подборке материалов, диагностических карт.
Предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования.
В ГБОУ СОШ с. Утевка для учащихся 9-х классов с 2005 года проводится предпрофильная подготовка. Задачами предпрофильной подготовки являются: 1) организация пробы сил посредством специальных краткосрочных курсов по выбору; 2) информирование об условиях и особенностях профилизации; 3) реализация профессионально-образовательных потребностей учащихся. Учащиеся 9-х классов из избыточного количества курсов (25) выбирают 4, которые прослушивают в течение учебного года.
С 2006 года для учащихся 10 и 11 классов в Утевской школе реализуется профильное обучение. Старшая профильная школа выступает как технология социализации учащихся, нацеленная на овладение учащимися группой социально значимых компетентностей, обеспечение пробы социально-профессиональных ролей. С 2009 года учащиеся 10-11 профильных классов обучаются по индивидуальным учебным планам (школа находилась на эксперименте по профильному обучению (2009-2011гг.), который предполагает в полной мере реализовать различные образовательные потребности обучающихся и их семей). С января 2012 года профильное обучение вошло в штатный режим.
Обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам позволяет в полной мере удовлетворить все запросы учащихся для продолжения дальнейшего обучения по выбранному профилю (таблица №1).
Таблица 1. Информация о поступлении выпускников 11 профильных классов за последние 3 года
|
Годы
|
2010
|
2011
|
2012
|
Количество выпускников школы
|
51
|
46
|
39
|
Количество выпускников, обучающихся в профильных классах;
(%)
|
50 (98 %)
(1 ученик на индивидуальном обучении)
|
46 (100 %)
|
39 (100%)
|
Кол-во (%)
выпускников, поступивших в
|
ВУЗы
|
23 (46%)
|
30 (65,2 %)
|
28 (71,8 %)
|
По профилю
|
19 (82,6%)
|
28 (93,3 %)
|
28 (100 %)
|
Не по профилю
|
4 (17,4 %)
|
2 (6,7 %)
|
-
|
ССУЗы
|
25 (50 %)
|
10 (21,7 %)
|
11(28,2 %)
|
По профилю
|
18 (72 %)
|
7 (70 %)
|
11 (100 %)
|
Не по профилю
|
7 (28%)
|
3 (30 %)
|
-
|
Кол-во (%) выпускников, не продолжавших обучение:
|
Трудоустройство
|
-
|
4 (8,7 %)
|
-
|
Российская армия
|
2 (4 %)
|
2 (4, 3 %)
|
-
|
За последние 3 года наблюдается:1) повышение процента поступления учащихся в высшие учебные заведения; 2) положительная динамика поступления выпускников школы в учебные заведения по своему профилю (в 2012 году составляет 100 %).
В 2010 , 2011, 2012 годах для учащихся 11 профильных классов проводилось анкетирование «Готовность к выбору профессии» (таблица №2).
Таблица №2. Анкетирование учащихся 11 классов «Готовность к выбору профессии»
По школе:
|
Год
|
2010
|
2011
|
2012
|
% учащихся, показавших уровень «неготовность»
|
0 %
|
0 %
|
0 %
|
% учащихся, показавших уровень «низкая готовность»
|
25,5 %
|
15,2 %
|
7,7 %
|
% учащихся, показавших уровень «средняя готовность»
|
72,5 %
|
76,1 %
|
87,2 %
|
% учащихся, показавших уровень «высокая готовность»
|
2 %
|
8,7 %
|
5,1 %
|
Наблюдается положительная динамика готовности к выбору профессии учащихся 11 классов.
В школе работает кабинет профориентации, в котором проходят различные профориентационные мероприятия. Дважды, в 2010 и 2012 годах, кабинет профориентации становился призером (II место) в окружном Смотре-конкурсе кабинетов профориентации. Для учащихся 10-11 профильных классов проводится консультирование в рамках педагогического сопровождения профильного обучения; для учащихся 9-х классов проводится психолого-педагогическое консультирование в рамках предпрпофильного обучения.
Тесное сотрудничество с различными учреждениями Самарской области является залогом поступления учащихся Утёвской школы в СамГУ, СамГТУ, СамГЭУ, СамГАСУ, СамГСХА, СамГАУ, СамГМУ, медицинские колледжи, Самарский профессиональный лицей № 10, Самарский колледж связи и др.
Профориентационная поддержка старшеклассников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения позволяет увеличить количество выпускников, продолжающих свою профильную самореализацию.
|
|
|