|
Профессиональные компетенции учителя логопеда
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Скоропупова Наталья Львовна, учитель – логопед МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко», г. Серпухов
Учитель-логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л.Г. Семушина, Т.Б. Филичева, Е.Б. Агеева, В В. Юртайкин, В.Г. Рудин-ский и др.), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:
-диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;
-коррекционная функция участие учителя - логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.
Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:
1. Общепедагогической - владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;
2. Специальной - владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;
3. Технологической владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности;
4. Коммуникативной - установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами;
5. Рефлексивной - регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.
Речевые дефекты лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития, формируются все стороны психики ребенка. Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на формирование личности. Учитель - логопед должен ориентироваться во всех дисциплинах профессионального блока такие как «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др., чтобы профессионально построить коррекционную работу.
Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.
Список литературы
1. Жукатинская E.H. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. - Липецк: ЛГПУ, 2007,-Вып 4,-С. 156-160.
2.Жукатинская E.H. Диагностика как особый вид профессиональной педагогической компетентности // Психолого-педагогические и медико-биологические аспекты профессиональной подготовки специалистов на факультете педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам научно-методической работы преподавателей за 2005/2006 учебный год. Липецк, 2006. Выпуск 5. - С. 49-53.
3. Жукатинская E.H. Психолого-педагогическая диагностика в обследовании детей с нарушениями речи. Учебно-методическое пособие; - Липецк, ЛГПУ, 2006. - 191с.
|
|
|