Главная страница

Методическая разработка


Скачать 99.82 Kb.
Название Методическая разработка
Дата 04.03.2016
Размер 99.82 Kb.
Тип Методическая разработка

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом Детского Творчества Петродворцового района

198510, Санкт-Петербург, Петродворец, Санкт-Петербургский пр., д.4-а,

тел/факс (812) 450-61-30

f:\безымянный 2.gif


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Педагогическая мастерская

«Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека»

занятие для детей 1-3 классов

Педагог дополнительного образования

высшей категории

Ласточкина Наталья Васильевна


2015г.

Актуальность занятия:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.

Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.

У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Целевая группа: занятие рассчитано на детей в возрасте 7-9 лет;
Время проведения: 45 минут;
Методические рекомендации: для проведения занятия потребуется: плакат с ребусом, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши, яркие лепестки для цветка. Правила для ансамбля (заранее напечатанные на бумаге). Материал для проведения игр. Выбираются такие игры, которые развивают координацию движений,  учат меткости, развивают дух здорового соревнования.
Цель: создание условий для формирования убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;

Задачи:
- воспитание у воспитанников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения воспитанников, их сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям, как национально-культурной ценности.
Ход занятия
Педагог: Сегодня на нашем необычном занятии мы будем говорить о доме, о семье. У каждого народа есть пословицы о доме, о семье. Какие вы знаете пословицы? Ответы детей.
В гостях хорошо, а дома лучше.

- Как вы понимаете эту пословицу?

И стены в доме помогают.

- А эту?


Родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

Зачем строят дом?

Ответы детей
Педагог: А что главное в семье? (ответы детей, Любовь). Чтобы в нашем доме была любовь, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
Ответы детей: (Уважение, понимание, уют, забота, любовь и т.д.)
(Во время проговаривания воспитанниками педагог на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
Педагог: Вот мы построили дом, в котором любовь.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

Педагог: А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
7 Я
Ответ детей - Семья.
Педагог: Что такое семья?
Ответ детей (Мама, папа, я и т.д.).
А давайте попробуем разгадать эти волшебные буквы? (На каждую букву дети говорят определение семьи) «С» -счастливая, спортивная, современная «Е» - единая, единственная, единомыслящая, «М» - милая, музыкальная, многодетная, «Я» - ясная, языковедческая, яркая. Вот какая у нас получилась СЕМЬЯ!!!
Педагог: А есть ли еще у вас родственники? Кто это?
Ответ детей - Тетя и ее семья, дядя и его семья.
Педагог: Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.
Педагог: Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
Ответ детей - Любовь, ласка, добро, уважение.
Педагог: Это необходимо только вам?
Ответ детей - Нет, любовь нужна всей семье.
Педагог: Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

«В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)

Педагог: Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Педагог: Видите как здорово, когда есть семья. А можно ли наш коллектив назвать семьей?
Педагог: Конечно! У нас с вами тоже творческая семья. И впереди у нас совместные занятия, репетиции, концерты, конкурсы, фестивали…впереди яркая, творческая жизнь! И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
Педагог: Каковы ваши обязанности в семье?
(Ответы воспитанников.)
Педагог: Точно так же у нас в ансамбле – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может заниматься за нас, заботиться друг о друге. А для того, что бы все это осуществилось, мы выберем старосту ансамбля, (путем голосования дети выбирают старосту).
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей творческой семье было тепло, уютно. Для этого вы объединитесь в группы по 4 человека и составьте правила, которых мы будем придерживаться, общаясь друг с другом.

(Дети составляют правила в группах, представитель от каждой группы рассказывает правила общения, а педагог их записывает на доске).

А теперь посмотрите, что получилось у меня, для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на столах.
Мы будем

Называть друг друга по именам.

Защищать наших друзей, если их обижают.

Помогать им в беде.

Помогать им в учебе и на занятиях.

Мы не будем

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

(Педагог вместе с детьми из всех правил выбирают самые важные и помещают в свой уголок)

Педагог: Давайте посмотрим, а какая наша творческая семья.
Наши старшие воспитанники сочинил частушки о нашем коллективе и я хочу сегодня познакомить вас с ними:
Коллектив наш самый классный,
Грамот много за стеклом!
Мы вам скажем непременно:

«Грация» - наш лучший дом! (Проговариваем все вместе)
Коллектив наш - самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Веселее нет НИГДЕ! (Проговариваем все вместе)
Ансамбль наш, он самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Дружнее «Грации» нет НИГДЕ! (Проговариваем все вместе)
Коллектив наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья! (Проговариваем все вместе)
Педагог: А еще есть у меня вот такой волшебный цветок! Точнее его серединка, а у вас есть лепесточки. И сейчас вы по очереди подойдете и приложите свой лепесток к серединке. Смотрите, что у нас получилось (Цветок). А получилась вот такая наша дружная творческая семья. И год от года она будет все больше расти, становиться дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. А какие в вашей семье есть традиции? Кто хочет рассказать нам о своих традициях?

Ответы детей

(воспитанники рассказывают о своих традициях)
Педагог: а в нашем коллективе есть традиционные праздники, которые мы отмечаем вместе - это праздник посвящения в кружковцы, новый год, праздник окончания учебного года. На наших праздниках мы играем в интересные игры, в которые вы можете поиграть дома вместе с родными.

Педагог: А вот какие игры играем мы на своих праздниках.

Игра «Пизанские башенки» интересна всем: начиная от ребенка и заканчивая солидным бизнесменом. В начале игры на столе строится башня из деревянных брусочков. Игроки поочередно вынимают брусок из конструкции и ставят его наверх, стараясь не опрокинуть сооружение. Игра вырабатывает хорошую координацию.

семейные игры

Игры «Волшебный мешочек», «Фрукты-ягоды», «Овощи» направлены на развитие мелкой моторики и органов осязания, развитие речи, абстрактного мышления. Цель этих игр: на ощупь определить предмет в мешочке, описать и назвать его.

семейные настольные игры

Все большую популярность завоевывает старинная русская деревянная игра «Бирюльки». В эту игру с удовольствием играют даже маленькие дети. Смысл игры состоит в том, из кучи миниатюрных игрушек необходимо вытащить одну игрушку за другой, не рассыпав остальные. Эта игра требует от игроков внимательности, точности движений и сосредоточенности.

семейные игры

Интересна игра «Проворные мотальщицы». Два игрока начинают одновременно наматывать на деревянную палочку веревку. Побеждает тот игрок, который первым домотает веревку до шарика, отмечающего середину. Игра, казалось бы, проста, но в нее очень интересно играть.

семейные настольные игры
Педагог: Молодцы, я надеюсь вам понравилось.
Подведение итогов: Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем занятии? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!
Рефлексия.
Педагог: А сейчас возьмите ручку и листочек, выберите фразу и закончите её:

«Сегодня я узнал(а)… », «Было интересно… », «Я почувствовал(а), что… »

«Я попробую… », «Меня удивило… », «Я расскажу своим близким о…», «Занятие дало мне для жизни…». Ваши ответы положите вот в этот конвертик.

Всего вам доброго, до свидания!
Список используемой литературы:


  1. Моргулец Г.Г. - Формирование семейных ценностей. Игры и тренинги для учащихся и родителей. - 2011г.

  2. Современные технологии воспитательной работы авт-сост. Т. В. Панафидина – Волгоград: Учитель, 2009 г.

  3. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002 г.

  4. Латышина Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004 г.

  5. Культура семьи: Учебное пособие. / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005г.

  6. Семья России, журнал 2005-2006 годов.

  7. Интернет – ресурсы: http://wunderkind-blog.ru/semeynyie-igryi-idei-dlya-sovmestnogo-dosuga/






c:\users\ддт\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.ie5\p0riqlez\mc900434748[1].png

Мы будем

  • Называть друг друга по именам.

  • Защищать наших друзей, если их обижают.

  • Помогать им в беде.

  • Помогать им в учебе и на занятиях.


Мы не будем

  • Грубить друг другу.

  • Пускать в ход кулаки.

  • Говорить друзьям обидные слова.

  • Опаздывать на занятия.


c:\users\ддт\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.ie5\p0riqlez\mc900433817[1].png

«Сегодня я узнал(а)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Было интересно

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я почувствовал(а), что

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Я попробую

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Меня удивило

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я расскажу своим близким о

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Занятие дало мне для жизни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Частушки


Коллектив наш самый классный,
Грамот много за стеклом!
Мы вам скажем непременно:

«Грация» - наш лучший дом! (Проговариваем все вместе)
Коллектив наш - самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Веселее нет НИГДЕ! (Проговариваем все вместе)
Ансамбль наш, он самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Дружнее «Грации» нет НИГДЕ! (Проговариваем все вместе)
Коллектив наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья! (Проговариваем все вместе)