|
Сскажи мне — и я забуду
Проектные технологии на уроках биологии и
во внеурочное время
(из опыта работы)
Михайлова Елена Валентиновна
учитель биологии
МКОУ Хреновская СОШ № 1.
Бобровского района
Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Китайская мудрость
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь использовать такие педагогические технологии, которые бы позволили выполнить требования к образованию. Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Это продиктовано стремительными изменениями во всем обществе, которое требуют от человека новых качеств. Поэтому для решения поставленных перед общеобразовательной школой задач, учителю необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы научить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях. Таким образом, школа должна всеми силами и средствами способствовать формированию у детей потребности в непрерывном образовании, самосовершенствовании, реализуемые в умении добывать знания, строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения. Инновационный поиск новых технологий приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие педагогические технологии.
На мой взгляд, универсальным методом, который включил бы в себя все формы организации учебной деятельности, направленные на формирование личностных и метапредметных результатов являются проектные технологии. При организации проектов на уроках биологии предлагаю те темы для проектов, которые будут интересны для большинства учащихся. В начале работы над проектами разрешала включатся в работу не всем учащимся, но в ходе работы они так же находили себе посильную, интересную для них работу. Сейчас проблем с включением в проект не существует. Этим и привлекателен данный метод. Каждый находит интересные для него задания, в которых ученик будет успешным.
В 2013-2014 учебном году наша школа стала экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС ООО. Я была назначена руководителем площадки исследований и наблюдений. Нашей школе было поставлено новое оборудование, которое надо было осваивать. Кроме биологии в 5 классе мне предложили вести элективный курс «Юные исследователи». На первых занятиях элективного курса познакомила с тем оборудованием, которое можно использовать на занятиях: цифровые микроскопы, боксы для изучения свойств воздуха, наборы датчиков с планшетными компьютерами, набор для наблюдения за погодой. После знакомства с оборудованием у учащихся появились многочисленные идеи для темы проекта. Тема проекта должна быть значимая, актуальная для данной группы учащихся. Но здесь необходимо не забывать о роли руководителя проекта. Темы, которые выбрали учащиеся в конечном итоге стали: «Растения и свет», продукт- рекомендации по размещению растений в классной комнате, «Фенологические изменения. Осень», «Фенологические изменения. Весна». В ходе работы над данным проектом были выбраны три стоянки для наблюдения: пришкольный парк, пруд, поляна. Учащиеся поделены на группы в соответствие с количеством стоянок и с желанием учащихся. Отчёты каждой группы анализировались, делали вывод о различиях в показателях наблюдений. Продуктами проектов стали дневники наблюдения с обработанными данными и заключениями о причинах изменений в живой и неживой природе.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный:
1.1. Выбор темы.
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Определение конечного продукта
2. Основной этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Сбор и анализа информации.
2.3.. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся.
3. Заключительный этап:
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.4. Публичная защита проекта.
Совместная деятельность дает возможность общения друг с другом, слушать и слышать другого, обмениваться опытом и тем самым способствовать развитию каждого ребенка. Учащиеся активно участвуют в реализации проекта, стремятся к более глубокому познанию и развитию.
Чтобы понять значимую роль каждого учащегося в реализации проекта и наметить пути ликвидации проблем в организации проектной деятельности пользуюсь системой оценивания успешности учащихся с последующими выводами.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Критерии оценки воспитательных проектов
|
Методы отслеживание результатов
|
Баллы
|
Степень включённости учащихся в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.1.Коллективная деятельность не была организована.
2.Большинство членов групп участвовали в работе над проектом, на нагрузка между ними была распределена неравномерно.
3.Большинство членов группы внесли свой вклад в работу групп.
4. Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены групп.
|
предоставляется отчёт о роли каждого ученика в реализации проекта с приложением работ
|
5
0
1
3
5
|
Степень осмысления использованной информации
-
Учащиеся демонстрируют понимание цели проекта, расставляют в хронологической последовательности действия.
Учащиеся демонстрируют понимание цели проекта, расставляют в хронологической последовательности действия. Характеризуют продукт своей деятельности в рамках проекта.
Учащиеся демонстрируют понимание цели проекта, расставляют в хронологической последовательности действия. Характеризуют продукт своей деятельности в рамках проекта. Определяют внешнюю потребность в планируемом продукте
Учащиеся демонстрируют понимание цели проекта, расставляют в хронологической последовательности действия.Характеризуют продукт своей деятельности в рамках проекта Определяют внешнюю потребность в планируемом продукте. Анализируют свою деятельность, деятельность своей группы и деятельность других групп. Делают выводы
|
Беседа с учащимися
|
4
|
Оригинальность идеи, способа решения проблемы
1.Проект выполнен главным образом на основе минимального набора материалов и идей, заимственных из ограниченного количества источников информации.
2. Проект выполнен главным образом на основе большой коллекции материалов и идей, заимственных из разных источников информации
3. Проект выполнен главным образом на основе авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из различных источников информации, в том числе наблюдение за объектами.
|
Изучение материалов письменного отчёта и устного отчета групп
|
5
1
2
5
|
Использование ресурсов дополнительного образования других образовательных ресурсов (учителя-предметники, сельские библиотеки, работники других отраслей)
10-30%
30-70%
70-100%
|
% участие учащихся в кружках
|
3
5
7
|
уровень организации публичной защиты 1.обеспечения объёктами наглядности, 2.эстетическое оформление продукта проекта, 3. выдержка регламента, 4.использование ИКТ
|
Изучение организации творческого отчёта
|
1-4
|
Творческий подход в подготовке объектов наглядности.
|
Изучение эстетичности оформления продукта проектной деятельности.
|
5
|
Значение полученных результатов и возможность их применения
1.Описание продукта отражает возможности применения его в учебной и воспитательной работе.
2. Описание продукта отражает возможности применения его в учебной и воспитательной работе. Даются конкретные рекомендации по его применению.
|
Изучение продукта проектной деятельности и описание его применения
|
3
5
|
Место опытно-исследовательской работы в проекте
|
Изучение письменных отчётов предоставленных в проекте
|
6
|
Применение полученных знаний и умений на практике
|
Беседа с учащимися
|
8
|
Учение – это большой и нелегкий труд, это труд души, формирующий личность.
|
|
|