Главная страница

Проект «Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе»


Скачать 61.6 Kb.
Название Проект «Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе»
Дата 12.02.2016
Размер 61.6 Kb.
Тип Реферат

Проект «Организация работы леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата на уроках столярного дела в 5 классе»

Цель: внедрение технологии метода проектов образовательную практику преподавания столярного дела в школе - интернате VI вида для леворуких детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Задачи:

  • освоение метода педагогических проекгов;

  • создание учебного содержания проекта;

  • презентация проекта

Фазы:

  • проектирование (мотивация, содержание, экспертиза);

  • реализация (программа, план, ресурсы);

  • анализ результатов (диагностика, опыт, перспективы)

Введение в проект

Данный проект предназначен для проведений занятий по предмету «Технология» в 5 классе. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий по техническому творчеству, позволяет расширять технический кругозор обучающихся, формировать творческое мышление, что улучшает качество обучения конкурентноспособных рабочих, способствовать убежденности в общественной пользе их новаторской деятельности, и их востребованности на рынке труда. В своей работе стараюсь применять самые различные формы работы, которые помогают избежать шаблонов в работе, акцентирую внимание обучающихся.

Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний обучающихся является систематическое повторение в процессе обучения и одновременно более глубокое усвоение нового материала. Устанавливается органическая связь между старым материалом, обобщение и углубление известного материала и нового. Часть заданий носит индивидуальный характер, с учетом психологических особенностей обучающихся. Сложная современная техника требует от преподавателя так преподнести учебный материал, чтобы он вызывал интерес у обучающихся, но и был им понят до конца, и позволил перенести эти знания в практическую область применения. Вот тогда учащийся будет не только теоретически вооружен, но и практически силен, что всегда присутствует у учащихся и это похвально.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что как раз и направлено на формирование ключевых компетентносгей. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. Ученики гуманитарных классов, у которых возникаю! объяснимые трудности с точными науками, с большой охотой принимают участие в изучении проблем, являющимися для них важными и значимыми.

Стратегия и тактика проекта

Я работаю учителем трудового обучения в школе - интернате VI вида для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата.

В органах социальной защиты населения Алтайского края состоит на учете около 12 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Из них 160 детей с основным диагнозом нарушение опорно-двигательного аппарата обучаются в Барнаульской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VI вида (это примерно 2%). Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды, - это выбор будущей профессии. Правильно сделанный выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем. Учащийся, совершая профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт.

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных психофизическими особенностями.

В силу своего заболевания в школе очень много леворуких детей.

Все инструкции, технологические описания и рекомендации начинаются со слов: «Возьмите в правую руку... придерживайте левой рукой...». О том, что человек может быть левшой, не допускается и мысли. Гак же изготовлены инструменты. Рожок рубанка устроен под придерживающую левую руку. Ножовки в большинстве своем эргономично рассчитаны под правую руку. Левой рукой правильно работать таким инструментом невозможно. Я никогда не встречал ножниц для работы левой. Передний зажим стандартного столярного верстака расположен слева, это удобно для правшей. Строгать на нем левше невозможно. Таких примеров можно привести множество, не только по школе, но и в быту, на производстве.

Актуальность данного проекта заключается в создании системы обучения леворуких детей с нарушением опорно – двигательного аппарата на уроках трудового обучения.

Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена.

1. Под «леворукостью» понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости.

Виды асимметрии: - моторные (рук и ног); - сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса); - психическая (выделена в 1981 году).

Присущее каждому конкретному человеку сочетание моторных, сенсорных асимметрий - индивидуальный профиль функциональных асимметрий. 2. Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий.

Леворукость и праворукость обусловлены генетически. По данным различных источников, леворукие дети составляют 2,4% - если оба родителя правши, 17,4% - если один из родителей левша, 42% - если оба родители левши. Феномен леворукости чаще встречается среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости.

Рассмотрим особенности леворуких людей.

Морфологические особенности

  1. Левая рука несколько больше правой.

  2. Ноготь левого мизинца несколько шире правого.

  3. Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти.

  4. Более подвижна мимика левой половины лица.

Психофизические особенности

    1. Плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений.

    2. Речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.

    3. Особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память.

    4. Сложно концентрировать и переключать внимание.

Эмоционально-психологические особенности

      1. Повышенная эмоциональная чувствительность.

      2. Ранимость.

      3. Быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность.

      4. Высокий уровень креативности.

  1. Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству.

  2. Раздражительность и обидчивость.

  3. 11одверженность различным страхам (боязливость).

  4. Низкий уровень самоконтроля.

  5. Пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение).

  6. Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности).

  7. Сонливость.

  8. Повышенный уровень тревожности.

  9. Эстетическая впечатлительность.

Для решения проблемы леворуких детей на уроках технического

труда я планирую:

  • Собрать подборку методических материалов по обучению леворуких детей с ДЦП.

  • Переоборудовать рабочие места для леворуких детей.

  • 11ереоборудовать или приспособить инструменты для работы леворуких детей.

  • Разработать программу методического сопровождения обучения леворуких детей.

Ожидаемые результаты:

  • Папка методических материалов по обучению леворуких детей с ДЦП.

  • Появление рабочих мест для работы леворуких детей.

  • Появление переоборудованных или приспособленных инструментов для работы леворуких детей.

  • Программа методического сопровождения обучения леворуких детей.