|
Проект «Эх, Масленица!» Тип проекта
Проект
«Эх, Масленица!»
Тип проекта: познавательно - творческий
Сроки проведения: краткосрочный
Данный проект осуществляется в рамах детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели: с педагогами - в условиях проведения методической работы, с родителями - в совместной деятельности.
Цель:
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Задачи проектной деятельности:
Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Актуальность: Тема проекта « Эх, Масленица!» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Знать:
народные песни, потешки, сказки;
узнавать народные мелодии;
Уметь:
играть в народные игры;
принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
использование народного опыта непосредственно в жизни детей
Новизна проекта: Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать первоначальные представления об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизация словаря.
Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями.
Условия реализации: Детский сад, семья.
Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста МДОУ детский сад №1»Колокольчик» группа №6 воспитатели Бондина Н.В., Акимова Н.Н., музыкальный руководитель Васина С.А., родители.
Формы:
Посещение музея ( по желанию родителей);
Организация НОД по художественно-эстетическому, познавательному, речевому, физическому развитию;
Обучение игре на музыкальных инструментах «бубен, ложки, трещотки, металлофон»;
Проведение мастер – класса с родителями на тему: «Народный костюм».
Средства:
Художественное слово (сказки, потешки, пословицы, поговорки и тд.)
Знакомство с творчеством художников (Кустодиева «Масленица», Соловьёв «Тройка»
Рассматривание игрушек народных мастеров
Рисование и роспись «Дымковские игрушки», «Матрёшки»
Знакомство с лоскутным рукоделием
Прослушивание народных мелодий
Методический материал:
В. Агафонников «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка» 1973г
Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
Л.С.Куприна, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999г
Л.И.Мельникова, А.Н Зимина «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс» 2000г.
«Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 1991г
Г.Науменко «Русское-народное детское музыкальное творчество» Москва «Советский композитор» 1988г
«Круглый год» русский земледельческий календарь – Москва изд. «Правда» 1991г
1. этап.
Подготовительный:
Подборка материала, пособий, литературы по теме.
Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
Чтение детям сказок, рассказов
Беседы по содержанию прочитанных текстов.
Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.
Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.
Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший костюм.
Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея.
2. этап
Практический: перспективное планирование
Понедельник «Встреча Масленицы»
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
«Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Блинцами,С каравайцами,
С варенничками!»
Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?
Изготовление чучела Масленицы
Изготовление кукол – закруток
Вторая половина дня:
Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.
Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
Работа с родителями:
Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Родители подготовят русские игры – забавы.
Вторник - «Заигрыш»
Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
1 половина дня.
Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идёшь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русские народные игры «Заря – Зарница, красная девица»
Физкультурный досуг на улице «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерёма»
«Широкоротая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!» - катание с горы тройками, катание на санках.
2 половина дня.
Посещение мини музея «Изба», встреча с «хозяюшкой», беседа на тему: «Колокольчики звенят, веселят они ребят».
аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики
Работа с родителями:
подобрать материал о народных инструментах подготовить музыкальные номера для участия в оркестре совместно с детьми.
Среда «Лакомка»
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
«Тин-тинка,
Подай блинка,
оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тётушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!»
1 половина дня.
Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Интегрированное занятие на тему: « Хлеб всему голова!»
Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет»
Лепка «Угощение для Матрёшек»
2 половина дня
. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея
Концерт детей «Как у наших у ворот».
Работа с родителями:
«Выпечка баранок, пирогов, пряничков». Подобрать рецепты блюд из старинной русской кухни. Создание книги рецептов.
Четверг «Разгуляй четверток»
Цель: Дать представление о русской тройке
«Наша Масленица годовая!
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает!
чтобы коники были вороные
Чтобы слуги были молодые! Здравствуй Масленица!
1 половина дня.
интегрированное занятия «Кони на ладони»
Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка».
Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.
Штурм снежного городка
Катание на санках с горы.
2 половина дня.
Рассматривание игрушек народных мастеров
Рисование и роспись «Дымковские игрушки»
Развлечение на улице «Санный поезд»
Работа с родителями:
Подготовка музыкального праздника «Как на масленой неделе».
Изготовление поделок из солёного теста и выставка.
3й этап. Заключительный
Пятница «Тёщины вечёрки»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
«Зять на двор – пирог на стол».
1 половина дня.
Наблюдение за трудом повара.
Экскурсия в мини-музей «Изба», знакомство с обычаями гостеприимства.
Знакомство с лоскутным рукоделием.
2 половина дня Праздник «Как на масленой неделе» с участием родителей
РЕЗУЛЬТАТ:
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Декоративно-прикладное искусство»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления мини – музея «Кукла из бабушкиного сундука»; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».
Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
|
|
|