|
Конспект занятия по фцкм в подготовительной к школе группе Богатыри земли русской
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 «Кузнечик»
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе
Богатыри земли русской
Подготовила: воспитатель Курочкина Т.В.
г. Подольск
2014 г.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Образовательные: дать определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
Развивающие: развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Предварительная работа: просмотр презентации «Как жили славяне»; беседа «Мы – Россияне»; рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей; пословицы.
Лексическая работа: Былина – русская эпическая песня о богатырях.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
Благословление – напутствие, слова пожелания тому, кто отправляется в путь, на подвиги ратные.
Татары – кочевые племена Золотой Орды.
Воевода – командир войска.
Служить верой-правдой – честно, не жалея жизни своей.
Встречать хлебом – солью – оказывать почет, уважение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
(Н. Кончаловская)
2. Активизация знаний
Беседа по вопросам:
– какое стихотворение (грустное, веселое, торжественное);
– что прославляет (нашу родину);
– кого прославляет (наших предков);
– кто такие предки;
– как назывались наши предки; чем занимались;
– видели богатырей (на репродукции В. Васнецова «Три богатыря»).
3. Работа с репродукцией В. Васнецова «Три богатыря».
Один ребенок собирает разрезные картинки, затем выставляется репродукция.
Рассматривание репродукции В. Васнецова «Три богатыря»:
– кто изображен;
– как звали;
– во что одеты;
– что в руках.
Вывод: это настоящие воины, защитники народа русского, земли Русской, стерегут ее границы и покой.
Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
4. Сюрпризный момент
Воспитатель: Откуда люди узнали о богатырях? ( дети отвечают.)
Воспитатель: Люди уважали и почитали богатырей, прославляли их подвиги, хотели быть похожими на них. Самые талантливые сочиняли про них песни и назывались они былинами.
Былина – героическая песня о богатырях. Исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли. Слышали когда-нибудь? Хотите послушать?
Выносятся гусли. Знакомство с инструментом, слушание пьесы (запись).
5. Физкультминутка
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. (« идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: « Ура! » )
6. Чтение былины «Илья Муромец»
Рассмотреть обложку.
Лексическая работа.
Чтение.
7. Итог
Воспитатель: Что читали; что это такое?
Понравилась ли вам былина?
Какой был Илья и каким стал? ( ответы детей.)
Воспитатель хвалит детей, отмечает работу наиболее активных.
Работа по знакомству с былинами продолжается на следующих занятиях.
|
|
|