Главная страница

Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации


Скачать 65.09 Kb.
Название Проблемы развития самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Дата 13.03.2016
Размер 65.09 Kb.
Тип Документы

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Гилева Татьяна Александровна

МКОУ «Детский дом №5», г. Новокузнецк
Когда говорят о депривации, имеют в виду такое психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Наиболее характерные черты депривационного синдрома – тревожность, страхи, агрессия, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, во всей полноте испытывает эти последствия, поскольку лишен удовлетворения важнейшей потребности в материнской любви. Вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью и другими близкими родственниками происходит не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, но и интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в иных условиях. Этот процесс усугубляется и тем, что многие функции личности ребенка, которые он реализует в семье, не востребованы в условиях коллективного воспитания, поэтому зачастую мы можем наблюдать у выпускников детских домов потребительское отношение к жизни, отсутствие стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, психологический инфантилизм.

Между тем современные требования, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах, ориентируют на развитие у личности активного и критичного отношения к миру, ответственного отношения к своим действиям и к жизни в целом, формирования ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности. В этой связи особо актуальной становится задача психологической помощи депривированным детям, и существенное значение приобретает формирование, коррекция и развитие всех структур личности.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта, в первую очередь системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Огромная роль здесь принадлежит самосознанию.

В настоящее время самосознание рассматривается как сложный психический процесс, который проявляется, прежде всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Самосознание всегда представляет собой единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования деятельности и поведения.

Согласно концепции В.С. Мухиной самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся структуры:

  1. Идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека.

  2. Притязание на признание.

  3. Половая идентификация

  4. Психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее)

  5. Социальное пространство личности [1; 116].

Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты состоят в том, что воспитанники детского дома зачастую не знают и не принимают себя как личность. Направленность детей на удовлетворение потребности в получении внимания взрослого, на признание при высокой конкуренции, отсутствии материнской безусловной любви, нивелировании индивидуальности приводит к тенденции «растворения» личности, потери ядра «Я». Часто дети не знают, кто они. Можно услышать: «Я еще не родился», «Я – никто», «Я - инопланетянин», дети называют себя по фамилии, говорят о себе в третьем лице, среди основных своих качеств (если называют их) отмечают в первую очередь отрицательные или характеризуют себя уничижительно («Я – дурак», «Я – тупица»). Вследствие формирования неадекватных социальных ожиданий, они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения. На развитие самосознание детей детского дома откладывает отпечаток и проживание по специфическому групповому нормативу, ориентация на групповую совесть и поруку. Так называемый феномен «Мы» препятствует дифференциации личных прав и обязанностей, способствует нарушению полоролевой идентификации. Негативный опыт, полученный в родной семье до помещения в детский дом, разлука с родными, отсутствие семьи приводят к тому, что у воспитанников детского дома часто не развивается ответственное отношение к собственному времени жизни: они не помнят (или не хотят помнить) себя в прошлом, а, следовательно, не могут «построить» свое настоящее и будущее.

Искажение развития всех вышеперечисленных звеньев самосознания у детей, воспитывающихся в условиях депривации, требует особого психологического вмешательства.

В целях решения проблемы коррекции и развития самосознания детей младшего школьного возраста в нашем детском доме реализуется программа коррекционно-развивающих занятий «Страницы моего дневника». Задачи, решаемые с помощью этой программы можно разделить на три группы:

1. Мотивационные:

- актуализировать у детей младшего школьного возраста потребности к самопознанию;

- стимулировать интерес к внутреннему миру человека.

2. Информационные:

- рассмотреть основные компоненты образа «Я»: общие сведения о себе, внешность и образ тела, социальное окружение, половая идентичность, интересы и увлечения, направленность, ценностные установки, самобытие в прошлом, настоящем и будущем, обобщенные личностные качества, отношение к себе и к другим людям;

- расширять активный и пассивный психологический словарь.

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать и совершенствовать способности к самопониманию и самопознанию;

- способствовать выделению своего «Я», установлению границ личности, осознанию своего места в социуме;

- способствовать осознанию уникальности и ценности своей жизни;

- формировать позитивное самоотношение;

- помогать в обретении веры в себя, уверенности в своих силах.

Программа включает 20 групповых занятий-встреч. Для повышения эффективности занятия проводятся в малых группах (4-6 человек).

С первого занятия начинается работа по созданию мотивации детей на самопознание. Психолог в доступной для детей форме рассказывает о структуре самосознания и предлагает «вырастить» собственный «Цветок Я», лепестки которого отражают этапы исследования образа «Я»: имя, тело, пол, мысли, чувства, желания, ценности, поступки и привычки, умения, черты характера, родные, прошлое, будущее, цели. На протяжении каждой встречи к цветку добавляется соответствующий лепесток. При этом психолог подчеркивает, что хотя у лепестков одинаковое название, но у каждого из детей они отличаются, подобно тому, как один человек от другого отличается по цвету глаз или по цвету волос.

Каждый лепесток «Цветка Я» - это страничка индивидуального дневника ребенка, который он заполняет на протяжении всей работы группы. В эти дневники-альбомы дети записывают сведения о своих родных – родителях, братьях и сестрах, о себе – имя, дата рождения, особенности характера, желания и т.п. Здесь же выполняются рисунки по темам. Ведение дневника помогает систематизировать и интегрировать представления о себе, выразить свое отношение к полученной информации в доступной форме, осознать личное пространство, сделать видимым внутренние образы. На заключительной встрече проводится обобщение полученного опыта в процессе беседы по пройденным темам, рассматривании и любовании рисунками. Предлагается последняя тема «На что похожа моя жизнь», при выполнении которой участники группы представляют свою жизнь, отраженную в дневнике в виде какого-то образа. Этот прием дает возможность почувствовать уникальность и неповторимость своей жизни, интегрировать личностные границы, выделить жизненные цели и ценности.

Конечно, работа в рамках программы «Страницы моего дневника» лишь одна из частей, направленных на развитие самосознания у воспитанников детского дома. Представленная проблема решается и в других видах деятельности педагога-психолога: в процессе индивидуальных и групповых бесед и консультаций, при проведении мероприятий по психологическому просвещению и профилактике, на других коррекционно-развивающих занятиях в разных возрастных группах. Только систематическая и комплексная работа в этой области помогает снизить трудности, возникающие в развитии личностной сферы у детей, воспитывающихся в условиях депривации.
Литература
1. Большой психологический словарь [Текст] / ред. Б. Г. Мещеряков, В. П.Зинченко. – Москва: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 438-439.

2. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся интернатных учреждениях [Текст] / В. С. Мухина // Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск : материалы международной науч.-практ. конф., г. Москва, 12-14 мая 1994 г. – Москва: Институт развития личности РАО, 1995. – С. 115-120.

3. Прихожан, А. М. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.

4. Психология самосознания [Текст] : хрестоматия / ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ–М», 2000 – 672 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644. Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS%20project/. – Дата обращения: 10.06.2013.

6. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка [Текст] : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с.