|
Конкурс методразработок «Федеральный государственный стандарт (фгос) новые ориентиры развития оу»
Всероссийский конкурс методразработок
«Федеральный государственный стандарт (ФГОС) –
новые ориентиры развития ОУ»
педагогического интернет – портала «Ступени»
категория – дошкольное образование
«Организация
предметно-развивающей среды ДО
в связи с введением ФГОС»
Автор - Мазурик Мария Ивановна
Старший воспитатель МБДОУ Криушинский детский сад «Светлячок»
Нижегородская область, Вознесенский район, с. Криуша
2015 год
Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Предметно – развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально – практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены зоны организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, природный уголок может стать местом уединения, книжным уголком или исследовательским центром.
В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей.
В соответствии с рассмотренными принципами в группе ДОУ была создана следующая предметно – развивающая среда:
1.Комнатные растения;
2. Природный материал;
3. Паспорт комнатных растений, календарь природы;
4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
5. Вазы для цветов;
6. Дидактические игры по экологии;
7. Альбом «Времена года»;
8. Наборы картин: «В мире растений», «Живая природа».
Направление «Физическое развитие» представлено уголком двигательной активности
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он оснащен различным оборудованием: скакалки, кольцеброс, гимнастические палки, мячи, обручи, мешочки с песком, «дорожки здоровья», массажные коврики. Уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь они могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Художественно – эстетическое направление представлено уголком музыкально – театрализованной деятельности.
Детям очень нравится музыкально – театрализованный уголок, который доставляет им много радостных минут. В нем есть различные музыкальные дидактические игры, а также музыкальные инструменты, развивающие фонематический слух и чувство ритма у ребенка, имеются также различные виды театров: настольный, кукольный. Встреча с театрализованными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную эмоциональную атмосферу.
Уголок конструктивной деятельности и ОБЖ
Содержимое строительного уголка (конструкторы, кубики, крупный и мелкий строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности ( в сюжетно – ролевых играх, играх – драматизациях, ручном труде). Уголок безопасности правил дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, дорожные знаки.
Познавательно – речевое развитие, представлено следующими уголками:
Уголком экологического развития
В уголке экологического развития дети учатся ухаживать за комнатными растениями, обозначать результаты своих наблюдений в календаре погоды, экспериментировать, проводя элементарные опыты.
На полочке для детского исследования размещаются самые различные природные материалы: мел, песок, глина , камни .
В уголке находятся комнатные растения по программе. Для ухода за растениями в уголке имеются лейки , тряпочки, тазики для воды и др.
Книжный уголок
Существенную роль в формировании у детей интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно ее рассмотреть. При этом происходит интимное личностное общение ребенка с произведениями искусства – книгами, иллюстрациями.
В нашем уголке размещены книги на различную тематику: о родине, о войне, природа, и т.д. Учитывая особый интерес к сказкам в уголке помещены 2-3 сказочных произведения. Кроме книг в уголке находятся разнообразные тематические альбомы для рассматривания.
Направление «Социально – личностное»
Игровым уголком с предметами – маркерами (парикмахерская, аптека и др.) с наборами мелких игрушек и инструментов.
Уголок развития трудовой деятельности
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, простейших форм сотрудничества, формирование таких качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Уголок оснащен предметами и орудиями для организации трудовой деятельности: фартуки лейки и т.д.
Раздевалка
В раздевалке размещена информация для родителей:
режим дня;
расписание деятельности;
рекомендации специалистов;
памятка для родителей.
Оформление выставки для совместных работ детей и родителей, для творческих работ детей по ручному труду, конструированию, изобразительной деятельности.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей и родителей чувства радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой совместной деятельности.
Уголок сенсорики
1. Матрешки;
2. Пирамидки;
3. Мозаика;
4. Стол грибочки;
5. Шнуровка;
6.Лото;
7.Предметные сюжетные картинки
8.Рамки - вкладыши с геометрическими формами
Скоро в школу
Полх - Майданская роспись
Уголок Государственные символы РФ
Уголок дидактических игр «Развивайка»
|
|
|