|
«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»
Консультация для воспитателей на тему:
«Приёмы педагогической работы по воспитанию
у детей навыков правильного произношения звуков».
Подготовил: учитель-логопед
МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин
Киселева Э.
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: « Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Особое значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нём. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к пяти-шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:
обследование речи детей;
развитие органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
-
Занятия с детьми по усвоению фонетичесой системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
Предупреждение и устранение нарушений речи у детей.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, непроизносимые ребёнком.
Упражнения для развития движения органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определённую направленность. Во всех группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы
Вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 мин.
Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгруппами и индивидуальные.
Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планированию на год. Занятия, целиком посвящённые воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах примерно один раз в месяц, а в младшей группе чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия (не реже одного раза в неделю). Например, минут 5-7 можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях, как заучивание стихотворения.
Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.
Таким образом, работа по воспитанию произношения проводится один раз в месяц как самостоятельное (целое) занятие по звуковой культуре речи и один раз в неделю как часть занятия (по родному языку, музыкальному).
Работу подгруппами проводят с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Она проводится 2-3 раза в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой). Состав подгруппы ( не более 4-6 детей) может меняться, так как во время фронтальной работы затруднения могут возникать у разных детей. Одним могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. В эти подгруппы включаются и те дети, которые отсутствовали на фронтальном занятии. Работая с подгруппами, воспитатель ликвидирует разницу в умениях и навыках детей, а дети получают возможность осваивать последующий программный материал на фронтальных занятиях со всей группой.
Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы.
Недостаточны для них занятия и в подгруппе. Эти индивидуальные занятия воспитатель проводит по плану, составленному логопедом, т. е. ребёнок посещает занятия на логопункте, а воспитатель закрепляет.
Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома определённые занятия, данные воспитателем и логопедом. К индивидуальным занятиям в случае необходимости привлекаются дети, позже поступившие в детский сад или много пропустившие по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывают материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей фронтальной работе по звукопроизношению.
|
|
|