Главная страница

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл.


Скачать 32.05 Kb.
Название Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня), ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл.
Дата 11.03.2016
Размер 32.05 Kb.
Тип Документы

Группы исследуют следующие отрывки из романа:

Пейзажи:

ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня),

ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);

ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);

ч.2 гл. 6 («вечерний Петербург);

ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

ч.4, гл. 6( грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни:

ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадями); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние),

ч.2, гл.6 ( шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту);

ч.5. гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры:

ч.1,гл.3(каморка Раскольникова),

ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова),

ч.1, гл. 2 и ч.2, гл. 7( комната – «проходной угол» Мармеладовых),

Ч. 4, гл. 3 ( трактир, в котором исповедуется Свидригайлов),

ч. 4, гл. 4 ( комната – «сарай» Сони).

Первая группа:

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова. « Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…». « Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиною, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик». Учащиеся отмечают удушающую тесноту помещения и указывают, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…».

Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная обстановка трактира. И публика здесь соответствующая.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, клетушки мастеровых - это тёмные, сырые «гробы».

Вторая группа:

Нечто общее есть и в описании городской обстановки. Одинаковое впечатление духоты. « На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу… Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных…». «В этом саду было одна тоненькая, трёхлетняя ёлка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…». «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного рода промышленников и лохмотников». « Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя….»

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывает в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы : « небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». Но прекрасный простор давит, гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, «как в комнате без форточек».

Третья группа.

Школьники, исследовав публицистическую статью Ф.М. Достоевского, познакомившись с историей создания романа «Преступление и наказание», изучив «записные тетради» Достоевского, размышляют о том, почему Петербург Достоевского - это олицетворение европейской цивилизации, что-то противоестественное русской душе. Чтобы доказать эту мысль, школьники приводят основные тезисы программной статьи Ф.М. Достоевского, которой открывается первый номер начатого им совместно с братом журнала «Время» (1861, январь). Это итог многолетних размышлений Достоевского о судьбах и взаимоотношениях Европы и России, о назначении литературы».