Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию связной речи у детей с ОНР.
Используемые образовательные технологии:
Презентация;
Приёмы ТРИЗ.
Лексическая тема:
«Транспорт »
Логопедические цели:
а) неречевые:
-развитие зрительного внимания и слухового восприятия;
-развивать общую и мелкую моторику;
б) речевые:
- расширение и закрепление представлений о транспорте;
-активизация словаря по теме «Транспорт»;
-формирование навыка фонематического анализа и синтеза;
- развитие зрительно-пространственных представлений,
-развитие грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных);
-развитие координации речи с движением,
-развитие связной речи.
Педагогические цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,;
- развивать умение слушать логопеда и друг друга;
-воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Оснащение: Наборное полотно, сюжетные картины с изображением видов транспорта (воздушный, наземный, подземный, водный), предметные картинки с видами транспорта, картина « В какую сторону едут машины».
Методика проведения НОД:
Вводная часть.
Игра «Найди место».
Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, на « липучках».
Лог.: Выберите по одной карточке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт? (слайд 2)
1-й реб.: Самолёт летит высоко в небе.
2-й реб.: Корабль плывёт по морю.
3-й реб.: Поезд несётся по рельсам.
4-й реб.: Легковая машина едет по шоссе.
Лог.: Хорошо. Вы правильно поместили картинки и составили красивые предложения. А теперь я добавлю ещё несколько картинок. Что это?
Логопед прикрепляет картинки на игровом поле, дети называют их.
Д.: Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, автобус.
Лог.: Обратите внимание, какой это разный транспорт. Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Другие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Найдите и перечислите пассажирский транспорт.
Д.: Самолёт, корабль, поезд, автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая машина.
Лог.: Теперь перечислите грузовой транспорт.
Д.: Грузовик, самосвал, фургон.
Лог.: Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд, и самолёт, и корабль.
Осн. часть Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.
Упражнение « Что лишнее?»
Лог.: Я хочу проверить, насколько внимательно вы умеете слушать. Я буду произносить названия транспорта, а вы – определять, какое из них лишнее.
Лог.: Самолёт, вертолёт, поезд, космический корабль. (слайд 4) Что лишнее? Объясни свой ответ.
Д.: Лишний поезд. Он едет по рельсам, а самолёт, вертолёт и космический корабль летают.
Лог.: Автобус, лодка, катер, теплоход. Что лишнее? (слайд 4)
Д.: Лишний автобус. Он едет по дороге, а лодка катер и теплоход плавают по реке и по морю.
Лог.: Троллейбус, самосвал, такси, автобус. Что лишнее? (слайд 5)
Д.: Лишний самосвал. Это грузовой транспорт, а троллейбус, такси и автобус - пассажирский.
Лог.: Верно. Вы дали очень хорошие объяснения.
Игра «В какую сторону едут машины?» Развитие зрительно – пространственной ориентировки.
На наборном полотне перед детьми находится картина. На ней нарисованы разные машины, которые едут в разные стороны. Дети нужно определить, в какую сторону едут машины и составить правильно предложения.(слайд 6)
Грузовик с брёвнами едет в правую сторону, а такси – в левую.
Скорая помощь едет в правую сторону, а подъёмник – в левую сторону.
Легковая машина едет в правую сторону, а фургон – в левую сторону.
Машина с досками едет в правую сторону, а грузовик – в левую сторону.
Двигательная пауза. Развитие координации речи с движением.
На улице нашей Дети двигаются из одного конца
Машины, машины. группы в другой, держа в руках
Манины малютки, воображаемый руль.
Машины большие.
Спешат грузовые, Делают разворот, двигаются в
Фырчат легковые. противоположную сторону.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
- Эй, машины, полный ход. Когда все « машины проехали», один
Я – примерный пешеход: из детей – пешеход - переходит
Торопиться не люблю, улицу и произносит эти слова.
Вам дорогу уступлю.
Словообразование. Многозначные слова.
У детей на столе лежат по две картинки. Одна из двух – часть – какого – либо транспорта. Другая – часть тела человека, животного, птицы.(слайды 7, 8, 9)
Лог.: Объясните разницу в значении этих слов. Необходимо правильно составить предложение и назвать картинки.
1-й реб.: На картинках нарисованы: хвост самолёта и хвост лисы или лисий хвост.
2-й реб.: На картинках нарисованы: хвост корабля и нос человека или человеческий нос.
3-й реб.: У меня на картинке нарисовано крыло самолёта и крыло птицы или птичье крыло.
Лог.: Молодцы!
Упражнение «Подбери по цвету» Развитие зрительного внимания и связной речи.
На столе лежат кляксы разного цвета и картинки с транспортом, тоже разного цвета.
Лог.: Дети, посмотрите внимательно на картинки и возьмите кляксу такого цвета, какого цвета у вас транспорт. (слайд 16, 17)
Лог.: Маша, какую кляксу ты взяла?
1-й реб.: У меня красная машина, я взяла красную кляксу. И т.д.
Лог.: Молодцы! Вы справились с заданием.
Игра «Собери слово»
Логопед предлагает детям рассмотреть буквы и назвать их. Затем он задаёт задание на нахождение буквы в пространстве. (справа-слева)
Лог.: Назовите букву, которая находится справа то буквы М (слева от С). Затем логопед называет только цифры, а дети должны соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось.
Например:
5, 8, 1, 4, 2, 8 машина (слайд 18)
9, 3, 10, 6, 8 – лодка (слайд 19)
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то логопед пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
-
Ш
|
Н
|
О
|
И
|
М
|
К
|
С
|
А
|
Л
|
Д
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
3. Заключение.
Лог.: Молодцы! Вы так много знаете о транспорте, справились со сложными заданиями. Вы меня очень порадовали. И я приготовила для вас рисунки, только все их части перемешались. Будьте внимательны, там есть и лишние кусочки. Давайте соберем и назовём, что у вас получилось. (Приём триз «дробление-объединение») Назовите, к какому виду транспорта они относятся? Д.: У меня получился самолёт, поезд, лодка, машина…(Воздушный, наземный, водный…)
Лог.: Замечательно. Я рада, что у вас всё получилось, а эти рисунки вы можете взять домой и раскрасить.
|