Контрольная работа
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 1
Глава 1. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста. ………………………………………………………………4
1.1. Малые формы фольклора, используемые в раннем возрасте …………4
1.2. Использование потешек в воспитании детей второй группы раннего возраста…………………………………………………………………………7
1.3. Использование колыбельных песен, пестушек………………………….10
Заключение……………………………………………………………………..16
Приложение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………….22
Введение
Многие исследователи фольклора В.Е. Гусев, П.Г. Богатырев, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин считают, что существуют особые свойства языкового феномена, которые находят отражение в языковых структурах, в языке фольклорных текстов. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е. Виноградова «педагогическими потребностями народа», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям речевого развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении.
Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, О.А. Ивановой, Ф.А. Сохиным и др.
В нашей работы будут рассмотрены малые формы фольклора, используемые в раннем возрасте, использование потешек, колыбельных песен, пестушек в воспитании детей второй группы раннего возраста. Мы проанализируем уже имеющийся педагогический опыт использования малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста, проведем отбор материала для практической работы с детьми, осуществим оценку результатов проведенной работы.
Цель работы: Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.
Задачи работы:
Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми первой младшей группы.
Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора.
Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.
Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.
Глава 1. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Малые формы фольклора, используемые в раннем возрасте
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.В. Новоторцевой, О.С. Ушаковой и др.
По мнению этих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства. 1
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора максимально приближены к уровню когнитивно-речевого развития ребенка от 2 до 3 лет 3.
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами 7.
Т. Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники 5.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:
1. Первичное понимание предъявляемого материала.
2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.
3. Заучивание или повторение текстов.
4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.
Малые фольклорные формы фиксируют свойства и состав языковых единиц и, являясь чувственной опорой мыслительных процессов, программируют операционный состав анализа и порождения речевого высказывания, т.е. служат основой развития когнитивно-речевой деятельности.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а так же тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Использование потешек в воспитании детей второй группы раннего возраста
Знакомство ребенка с малыми формами фольклора начинается с песенок- потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов ребенок:
- легче просыпается («Потягушки, потянись…»);
- даст себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…», если взрослый умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки, ребенок начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки»);
- охотнее будет есть (накормить ребенка поможет потешка «Травка-муравка»
Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам.
Потешки представляют собой народные стихи-песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, пеленание, умывание, купание, прогулки, игры с ребенком и др. Большинство потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, певучесть, краткость и выразительность.
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую гимнастику (например, «Божья коровка»).
Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается с предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций, а так же приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходит естественным для ребенка путем.
Сазонова С.Е. и Малинина О.В. отмечают, что большое значение для развития речи имеет специальная организация предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, книг-раскладушек, книг-погремушек, раскрасок, дисков, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды 7.
Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предварительный рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.
С целью повышения интереса и мотивации дошкольников на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.
На начальных этапах развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам. Дети осваивают средства лексической и интонационной выразительности в процессе передачи характеров и эмоционального состояния героев, в ходе бесед и прослушивания фольклорных текстов.
Использование колыбельных песен, пестушек
Г. Иванова, В. Курашова следующим образом характеризуют народные колыбельные песни: «Содержание песен и манера их исполнения свидетельствуют о том, что народ во многих отношениях смысл всей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей…Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания» 3.
Действительно, колыбельные песни и пестушки пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения. Большинство потешек, пестушек, колыбельных песенок отражают природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, наблюдать. В незатейливой образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, людях, природных явлениях.
В работе мы ориентировались на уровень познавательно-речевого развития детей, стараясь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приемы, соответствующие ему.
Подбор художественного материала:
Таблица 1.
Сентябрь
Художественный материал
|
Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
|
Практические задачи работы с произведением
|
Потешка «Огуречик, огуречик…»
|
1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса.
2. Воспитание осторожного поведения.
3. Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).
|
1. Слушание потешки.
2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают).
|
Пестушка «Ладушки, ладушки…»
|
1. Развитие микромоторики (пальчиковая игра).
2. Воспитание теплых чувств к родственникам.
3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи.
|
1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину.
2.Использование как пальчиковой игры.
3. Повторение пестушки.
|
Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…»
|
1. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие музыкального слуха.
|
1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
|
Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…»
|
1. Развитие микромоторики.
2. Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели).
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
|
1. Использование во время умывания.
2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой).
|
Октябрь
Художественный материал
|
Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
|
Практические задачи работы с произведением
|
Пестушка «Ай, лады, лады, лады.»
|
1. Развитие микромоторики.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3. Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты.
|
1. Понимание пестушки
2. Использование игры в режимном моменте (умывание).
3. Использование как пальчиковую игру (движения руками – имитация умывания).
|
Потешка «Наши уточки с утра…»
|
1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения.
2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным.
3. Знакомство с многообразием мира животных.
|
1. Повторение потешки за воспитателем.
2. Изображение голосов животных.
3.Знакомство с домашними животными
|
Закличка «Солнышко-ведрышко!»
|
1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний.
2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой.
|
1. Слушание заклички.
2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.
3. Повторение заклички.
|
Колыбельная «Баю, баю, баю…»
|
1. Развитие слухового восприятия.
2. Воспитание теплых чувств к воспитателю.
3. Развитие восприятия музыкальных произведений.
|
1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.
|
Ноябрь
Художественный материал
|
Значение для умственного, нравственного, эстетического развития
|
Практические задачи работы с произведением
|
Потешка «Из-за леса, из-за гор…»
|
1. Обогащение словарного запаса.
2. Воспитание теплых чувств к близким.
3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.
|
1. Прослушивание потешки.
2. Повторение текста.
3. Инсценировка потешки.
|
Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
|
1.Развитие слуховой памяти.
2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.
3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.
|
1. Прослушивание потешки.
2. Использование для игры-драматизации.
|
Колыбельная«Вот и люди спят»
|
1. Развитие слухового восприятия.
2. Воспитание теплых чувств к педагогам.
3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.
|
1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.
2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.
|
Потешка «Пошел котик на торжок…»
|
1. Обогащение словарного рассказа.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.
|
1. Объяснение потешки.
2. Выразительное чтение.
3. Инсценировка потешки
|
Причины выбора данных произведений
Для работы с детьми мы отобрали потешки, пестушки и колыбельные, которые, с одной стороны способствуют речевому развитию (экспрессивному, лексическому, коммуникативному), ориентированы на зону ближайшего развития детей, с учетом их актуального развития, а с другой стороны могут быть использованы в режимных моментах.
Задачи использования малых фольклорных форм
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений.
4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
Использование малых форм фольклора в жизни детей:
Жизнь детей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры, поэтому для работы с ними мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные, которые могут быть использованы в режимных моментах.
Таблица 2.
Режимные моменты
|
Фольклорный материал
|
Игры
|
Словесные русские народные игры «Ладушки, ладушки…», «Сорока-белобока кашу варила…»
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Русские народные игры, игры-имитации
|
Утренняя гимнастика
|
Сопровождение пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой «Этот пальчик – дедушка…», «Божья коровка…»
|
Умывание
|
Сопровождение потешкой «Водичка, водичка, умой мое личико…»
|
Трудовые поручения
|
Скороговорки, чистоговорки.
|
Подготовка к завтраку.
Завтрак
|
Пение потешек, закличек, народных песенок «Идет коза рогатая…»
|
Подготовка к занятиям. Занятия
|
Использование потешек, закличек, приговорок, считалок
|
Подготовка к прогулке. Прогулка
|
Народные подвижные игры «Салочки», «Горелки», потешка «Большие ноги шли по дороге…»
|
Возвращение с прогулки
|
«Ай, лады, лады, лады…», «Умницы, детки…»
|
Подготовка к обеду, обед
|
«Как на нашем на лугу…»
|
Подготовка ко сну
|
Колыбельные «Баю-баю, баю-бай…»,
|
Подготовка к полднику. Полдник
|
Потешка «Потягушки, потянись…», «Расти, коса до пояса…»
|
Игры
|
Народные подвижные игры «Салочки», «Жмурки», потешки «Ножки, ножки…»,
|
Подготовка к ужину. Ужин
|
«Баю-баю, баю, живет мужик на краю…»,
|
Заключение
В нашей работе проведена теоретическая и практическая разработка проблемы использования малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Цель работы: Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных форм.
Задачи работы:
1. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий.
2. Развитие коммуникативных умений и навыков, связной речи.
Итоги работы:
Дети не сразу восприняли положительно потешки и пестушки, было заметно, что они не привыкли к данной речевой форме, вследствие того, что большинство родителей не используют данные речевые формы в процессе общения или игры с ребенком. Тем не менее, спустя две-три недели они привыкли к ним и с удовольствием стали повторять, заучивать.
Так как у современных детей велика потребность в движении, особенно им нравилось выполнять движения под пестушки и потешки: «Водичка, водичка», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Ай, лады, лады, лады». Дети очень любят потешки игрового характера: «Ладушки, ладушки…», «Огуречик, огуречик…», активно участвуют в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками («Наши уточки…»), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.
Когда воспитатели начинали петь колыбельные песни, дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и засыпали. Мы предполагаем, что ритм колыбельных влияет на проникновение образов песни, слов в психику ребенка. Под колыбельные засыпали даже те дети, которых трудно было уложить в кровать. Из беседы выяснилось, что только 50 % родителей знают, что такое фольклор, с колыбельными знакомы, но поют их очень редко, ссылаются на недостаток времени.
Необходимо отметить, что потешки, пестушки, колыбельные – явления семейной педагогики, поэтому, как правило, они обращены к одному ребенку, а воспитателю приходится работать с группой детей, поэтому в некоторые потешки мы ввели обращение к группе.
Используя потешки в младших группах, мы обучали детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Солнышко-ведрышко» (под слова заклички) дети, сначала прятались от дождя, а когда выходило солнышко – играли, бегали и гуляли. Мы сделали вывод: если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру.
Результаты свидетельствуют использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко»)
На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка, который легче устанавливается с помощью таких жанров русского фольклора, как колыбельная, потешка, пестушка.
Приложение 1. Тексты использованных в работе фольклорных форм
Сентябрь
Потешка «Огуречик, огуречик…»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет
Тебе хвостик отгрызет!
Пестушка «Ладушки, ладушки…»
Ладушки, ладушки, где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Колыбельная «Баю-баю, баю-бай.»
Баю-баю, баю-бай.
Ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули.
Наших деток не буди.
Светел день – не спится,
Моя деточка боится.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Пестушка «Водичка, водичка…»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Октябрь
Пестушка «Ай, лады, лады, лады.»
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Потешка «Наши уточки с утра»
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря».
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га, га-га-га».
Закличка «Солнышко-ведрышко!»
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Еще малых ребят.
Колыбельная «Баю, баю, баю…»
Баю, баю, баю,
Живет мужик на краю,
Он небеден, не богат –
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят.
Ноябрь
Потешка «Из-за леса, из-за гор…»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на кобыле,
Жена на корове,
Детки на козлятках.
Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная.
Колыбельная «Вот и люди спят»
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки спят по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят.
Потешка «Пошел котик на торжок…»
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть
Или Ванечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ванечке снесу.
Список использованной литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., – М.: Академия, 2000. – 400 с.
Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.
Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико
//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2004. – 144 с.
Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 256 с.
|