Главная страница

Предмет: литература Класс: 5 Тип урока: урок внеклассного чтения Тема урока: Любовь и самоотверженность в рассказе Е. Носова «Гусь» Количество часов 2 Цели урока:????????????????УД


Скачать 70.48 Kb.
Название Предмет: литература Класс: 5 Тип урока: урок внеклассного чтения Тема урока: Любовь и самоотверженность в рассказе Е. Носова «Гусь» Количество часов 2 Цели урока:????????????????УД
Дата 16.02.2016
Размер 70.48 Kb.
Тип Литература

Методическая разработка урока.
Предмет: литература

Класс: 5

Тип урока: урок внеклассного чтения

Тема урока: Любовь и самоотверженность в рассказе Е.Носова «Гусь»

Количество часов 2

Цели урока:????????????????УД

  1. Совершенствовать умение читать и понимать прочитанное.

  2. Формировать умение высказывать свое мнение, обосновывая его, в устной и письменной форме.

  3. Расширить представление школьников о таких нравственных ценностях, как: долг, забота, любовь, преданность, самопожертвование.

Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Стратегия: Направление чтение (способ работы с текстом, основанный на прогнозировании системе вопросов, предполагающих ориентацию в содержании и идеях текста)

Шаги стратегии.

  • Подготовительная работа учителя: текст делится на части, к каждой из них придумываются вопросы.

  • На стадии осмысления содержания текст читается по частям, учитель следит за темпом чтения.

  • После прочтения каждой части учитель задает вопросы, направленные на восприятие, понимание текста, анализ, синтез, оценку событий, характеров, ситуаций. Обязателен вопрос на прогнозирование о том, что произойдет дальше. Это повышает интерес к чтению.

При чтении происходит встреча с новой информацией.

  • На стадии размышления идет обобщение.

Формы работы групповая, парная

Ход урока.

Стадия вызова (20 мин.)

Фронтальная беседа:

- Посмотрим на доску. Перед вами два слова «Листатель» и «Читатель». Чем они похожи?

- На что указывает суффикс - АТЕЛЬ?

- Чем же занимается читатель, а чем листатель? Кто хочет подойти к доске и помочь нам разобраться в этом? Задание: выбрать портрет и карточки с действиями, который совершает каждый.

- Похожи ли слова «читатель» и «листатель» по лексическому значению?

- Кого же, на ваш взгляд, можно назвать читателем?

- А кого листателем?

Уч-ся у доски комментируют свой выбор (читатель извлекает для себя урок, пытается понять мысли автора, погружается в мир переживаний героев, встает на место героев; листатель рассматривает иллюстрации и только, убивает время, вопросы не задает, ответ на них не ищет, не думает над прочитанным).

- Кто из вас хотел бы на сегодняшнем уроке быть листателем? А читателем? Все? Я очень рада! Читать мы будем рассказ Е.Носова «Белый гусь». Он произвел на меня сильное впечатление. Я очень хочу прочитать его еще раз, но уже вместе с вами. Надеюсь, рассказ вам понравиться и о многом заставит задуматься.

Тему урока мы сформулируем вместе, но позже. А как настоящие читатели постараемся встать на место героев, понять мысли автора, извлечь для себя урок (обращаем внимание на доску, где прикреплены карточки с действиями читателя). Сегодня мы будем не только читателями, но и соавторами, так как, читая с остановками, станем предугадывать события.

Готовы читать? Тогда начнем! Рассказ Е.Носова называется «Белый гусь». Можем ли мы по названию предположить кто будет его главным героем и о чем пойдет речь?

Чтение биографической справки об авторе.

Носова в русской литературе считают тонким психологом и лириком, который глубоко воспринимает красоту природы и красоту человеческой души.

Родился он в 1925 году в с. Толмачеве Курской области. В автобиографии Носов писал: «…из окна моего деревенского дома виделись мне просторный луг, таинственный лес, далекие паровозные дымы за лесом».

Вернувшись с войны 20-летним юношей с орденами и медалям, Е.Носов закончил школу, работал 12 лет литературным сотрудником в газете. И только, когда ему исполнилось 34 года, вышла в свет первая книга «На рыбачьей тропе».

Писатель говорил: «Много дает мне постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. Неизменно пишу я о жизни простого деревенского человека, о ее нравственных истоках, об отношение к земле и природе».
- Подтверждают ли ваши какие-то предположения эти биографические данные и если да, то какие?

- А можем ли мы предположить что-то новое в содержании рассказа, исходя из того, что узнали о Носове?

Стадия осмысления (30 мин.)

  1. Чтение текста до первой остановки.

  2. Беседа по вопросам.

- Е.Носов как-то предупредил, что первые фразы его рассказов настраивают читателя на определенную волну. «Если эти фразы уловлены рассказ будет прочитан»,- утверждал писатель. Прочитан – значит понят. Давайте посмотрим, уловили ли мы эти фразы, настроились ли на определенную, нужную волну?

Почему, по мнению автора, гусю следовало присвоить звание адмирала?

- Какие эпитеты вы подобрали бы к герою рассказа?

Запись на доске и в тетрадях.

  1. Чтение до второй остановки.

  2. Беседа по вопросам.

- Что нового узнали о герое рассказа?

- Автор называет гуся легкомысленной птицей. Почему?

- А вы согласны с тем, что гусь легкомысленен?

- Эта часть рассказа заканчивается пейзажной зарисовкой. Помогает ли она предугадать, что произойдет дальше?

- Да, действительно, пейзаж настораживает. Найдите примеры олицетворения, которые использует Носов, чтобы вызвать чувство тревоги у читателя?

5. Чтение до третьей остановки.

6. Беседа по вопросам.

- Что чувствовали, когда читали эту часть рассказа?

- Как вы думаете, теперь Носов назвал бы гуся легкомысленной птицей?

- Что, по-вашему, произойдет дальше?

7 Чтение до четвертой остановки.

8. Беседа по вопросам.

- Что вы чувствуете теперь?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

9. Чтение рассказа до конца учителем.

Стадия рефлексии (27 мин).

  1. Работа в группах (по 2 человека): обдумывание другого названия рассказа, обоснование. (Предложенные варианты: «Гусь – адмирал», «Подвиг гуся», «Храбрый папаша гусь», «Герой», «Жертва ради спасения», «Рассказ с трагическим концом»).

  2. Индивидуальное составление синквейнов и их представление (см. приложение к уроку).

  3. Осмысление высказываний (на доске) Г.Ратнера (группы по 6 человек)

  • Не устаю удивляться чудесам природы.

  • Животное удивляет человека прежде всего теми качествами, которых у него самого нет.

  • Иногда лишь домашние животные могут убедить человека, что в мире еще существуют любовь, преданность и самоотверженность.

- Какое из этих высказываний имеет отношение к рассказу «Белый гусь»? Обоснуйте свое мнение (выступление групп).

- Какой урок извлекли вы из истории о белом гусе?

- Как же мы сформулируем тему урока?
Домашнее задание: эссе «Мысли и чувства, которые вызвал у меня рассказ Е.Носова «Белый гусь».

Приложение к уроку. Творческие работы учащихся.
Синквейны.
Гусь.

Отважный, храбрый.

Прогоняет, кусает, охраняет.

Защищает гусят.

Адмирал.

Белый гусь.

Красивый, важный.

Впечатляет, сражается, умирает.

Храбро защищает своих детей.

Отважный папаша.

Гусенок.

Неуклюжий, упрямый.

Сердился, забирался, замер.

Гусенок открыл удивительный мир.

Одуванчик.

Белый гусь.

Важный, высокомерный.

Сражается, защищает, погибает.

Гусь жертвует жизнью ради детей.

Герой.

Пушистый «одуванчик»

Любопытный, отважный.

Взбирается, сердится, падает.

Удивляется открывшемуся миру.

Достойный сын своего отца.

Гусенок.

Маленький, желтенький.

Выживает, вскарабкивается, открывает.

Спасается благодаря отцу.

Счастливый детеныш.
Эссе.

… Иногда домашние животные могут убедить человека, что в мире еще существуют добро, преданность, любовь и самоотверженность.

Почему гусь не побежал, как другие, чтобы спастись от ужасного града? Потому что он Гусь. У него не только большие полутораметровые крылья. У него большая душа, которая чувствует опасность. Опасность эта поджидает гусят, если он, папаша, побежит спасаться.

Я думаю, некоторым людям надо учиться у животных защищать

жизнь своих детей.
… Когда в классе мы прочитали рассказ Е.Носова «Белый гусь», я чуть не расплакалась. Очень жалко и гуся, и гусят, которые погибли под градом, потому что их родители убежали.

Это рассказ о гусе, который самоотверженно спасал своих детенышей. Он не убежал, как остальные, а стоял насмерть.

Не устаю удивляться чудесам природы! Таким чудом я считаю храброго белого гуся. Как он бросался на бычка, защищая свое потомство! А ведь тот был гораздо больше него.

Белый гусь дал возможность жить и увидеть еще много интересного в жизни своим гусятам ценой собственной жизни.

Животные удивляют человека прежде всего теми качествами, которых у него нет. Не каждый человек так морально силен, как герой рассказа Носова.

Поведав историю Белого гуся, автор хотел, чтобы люди еще раз задумались над тем, что иногда надо жертвовать своей жизнью и спасать других. Это благородно.


Жизнь за жизнь.

Подвиг совершить всегда можно.

Если бы задали мне вопрос сложный:

«Смог ты свою жизнь отдать другим?»

Вряд ли бы этот вопрос мне показался простым.
Белый гусь на вопросы не отвечал.

Не жалел себя, не метался, спасал.

Адмирал на посту. А град его бил.

Было больно ему, он мученья сносил.
Защищал до последнего гусь гусят.

Неуклюжий сынок его как был рад

Когда взобрался на отцовскую спину,

Все вокруг своим взглядом окинул

И удивительный мир увидал,

Мир, полный солнца, цветов и трав.

Жизнь за жизнь – это страшно, но это жизнь.

Гусенок, крепче на лапках держись.

Человек! Помни! Самоотверженности есть место всегда.

Иначе жизнь была б бессмыслица, ерунда.