|
Понятие об имени прилагательном
Русский язык 3 класс
Тема : Понятие об имени прилагательном.
Цель : 1. Повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи ; тренировать умения распозновать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными ; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
2. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные признаки предметов.
3. Формировать орфографическую зоркость.
Ход урока
Организационный момент.(приветствие, запись числа в тетрадь)
Словарная работа (презентация).
загадки (отгадка, картинка, запись)
- Зелёный полосатый шар, с начинкой алой, словно жар,
Лежит на грядке, словно груз, скажите, что это? (арбуз)
- Как на грядке под листок закатился чурбачок –
Зеленец удаленький, вкусный овощ маленький. (огурец)
- Огородная краля скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет, а коса-то, как букет. (морковь)
- Зелёная толстуха надела уйму юбок.
Стоит как балерина, из листьев пелерина. (капуста)
- Красный, детки, но не мак. В огороде – не бурак.
Сочный лакомый сеньор. Угадали? ( помидор)
- В зелёной палатке колобки спят сладко.
Много круглых крошек. Что это? (горошек)
- Бурая – не мишка, в норке – но не мышка. (картофел
- Это что за невидимка хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку, шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку, покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте! Ну, конечно, это … (ветер)
- Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)
- Жёлтая тарелка в небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)
(взаимопроверка в парах, отметка на полях)
3.Актуализация знаний.
- что это изображено на иллюстрации? (солнце)
- какое оно?
- а теперь закройте глаза. Какие слова позволили вам ярко представить солнце?
- какой частью речи являются эти слова? (имя прилагательное , признаки предмета)
4. Постановка темы урока.
- какую тему начинаем изучать? (имя прилагательное )
5. Актуализация на работу.
- вспомним, что мы называем именем прилагательным? Какую роль они играют в нашей речи?
- прослушайте текст.
1. Люблю берёзку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застёжками, с серёжками. Люблю её.
- является ли он стихотворением ? (нет)
2. Люблю берёзку русскую,
То светлую , то грустную.
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную , кипучую,
То грустную , плакучую.
-сравните оба текста: чем они похожи, чем отличаются?
Попробуйте угадать без имён прилагательных, что за зверь упоминается в тексте. (тексты на парте , работа в парах)
Быстро бежал … зверёк. У него передние ноги … , задние … так и мелькали. Мы увидели … уши, … хвост. Тело покрыто … шерстью. Есть у зверя … зубы, но защищаться ими он не умеет.
- о каком звере вы прочитали? (трудно догадаться : белка, лось, заяц не умеют защищаться зубами) (иллюстрации на доске)
- а теперь я открою слова : маленький, короткие, длинные, большие, короткий, серый, большие и крепкие. (распечатаны, на доске)
- теперь вы можете назвать зверя ? (заяц) (на доске оставить только изображение зайца)
- какая часть речи помогла вам ответить на вопрос ? (имя прилагательное)
- что обозначают имена прилагательные ? (признак предмета )
- запись текста в тетрадь
6. Работа по теме урока.
- Запишите одним словом, которое отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие? (диктует учитель, два ученика за доской )
сок из моркови (морковный)
варенье из земляники (земляничное)
день в сентябре (сентябрьский)
кисель из молока (молочный)
суп из гороха (гороховый)
салат из капусты (капустный)
хлеб из пшеницы (пшеничный)
пюре из картофеля (картофельное)
печенье из овса (овсяное)
сок из помидоров (томатный)
торт с орехами(ореховый)
- какое слово лишнее ? (сентябрьский – не указывает на продукты питания)
(проверяют работу за доской другие два ученика)
- Учебник с.65, упр.111
- подобрать по смыслу имена существительные
- выделить окончания имён прилагательных
- какие из данных имён прилагательных обозначают признак предмета по запаху, величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру?
- Учебник с.65, упр.112
- что это за группы слов? (однокоренные)
- как найти среди однокоренных слов имена прилагательные ? (на вопрос какие?
- в чём различие в лексическом значении слов жёлтый и желтоватый, слабый и преслабый, зелёный и зелёненький?
- записать только имена прилагательные.
7.Рефлексия
- выберите и продолжите фразу (мне удалось…, затруднения вызвал…, хочу повторить…, мне понравилось…)
- у вас на столе в конверте лежат сигнальные карточки, оцените свою работу на уроке (мне удалось – красный треугольник, затруднения вызвал – зелёный ), прикрепите на доску магнитом.
- посмотрим на наш результат работы . (какого цвета больше, вывод?)
|
|
|