|
Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы.
Цель:
Актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи;
Закрепить навыки использования несклоняемых существительных в речи в составе словосочетаний прил.+сущ.; актуализировать орфоэпические навыки при употреблении имён существительных; совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями.
Воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям.
Этап урока
|
Содержание этапов урока
|
Синхронизация
|
Оргминутка
|
|
1минута
|
Целеполагание
|
Сегодня на уроке нам предстоит
познакомиться с новыми тайнами этимологии слова,
-
вспомнить некоторые орфоэпические нормы русского языка,
усвоить особенности словоизменения имён существительных,
и, конечно, расширить свои познания в области культуры русской речи.
|
1минута
|
Опрос д/з
|
Итак, начнём урок с опроса домашнего задания. Вам предлагалось разноуровневое задание по материалам упражнения 324.
Кто работал только с толковым словарём при выполнении домашнего задания?
А кто провёл дополнительный орфоэпический и этимологический анализ слов?
Ребята, подготовившие компьютерную презентацию по этимологическому анализу слов, приготовьтесь к её защите.
Давайте посмотрим, что у вас получилось (опрос д/з). Защита компьютерных презентаций по этимологии слов.
Слова, которые должны быть написаны у ребят: декан, кашне, айсберг, контейнер.
Вопросы после проверки д/з :
Какова синтаксическая особенность всех предложений, которые вы записали? (Они пишутся через тире, так как подлежащее и сказуемое выражены существительными).
Какую орфоэпическую особенность вы заметили в этих словах?
|
5 минуты
|
Орфоэпическая минутка.
|
Ну, а теперь давайте вспомним ещё слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:
На интерактивной доске в режиме презентации по одному появляются слова:
1 слайд: тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;
2 слайд – материалы упражнения 318 (Все слова, предложенные детям в этом задании, рассматривались на предыдущем уроке. В материал этого урока включены как вторичное закрепление).
Им.п.ед.ч.
|
Род.п.ед.ч.
|
Вин.п.ед.ч.
|
Вода
|
Воды
|
Воду
|
Голова
|
Головы
|
Голову
|
Гора
|
Горы
|
Гору
|
Душа
|
Души
|
Душу
|
Земля
|
земли
|
Землю
|
зима
|
зимы
|
зиму
|
Нога
|
Ноги
|
Ногу
|
пора
|
Поры
|
Пору
|
Река
|
Реки
|
Реку
|
Рука
|
Руки
|
Руку
|
стена
|
Стены
|
Стену
|
Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).
|
4минуты
|
Знакомство с новой темой.
|
Тема нашего сегодняшнего урока - Грамматические нормы имени существительного. Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменеия сущ. по падежам и числам).
Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
Какие это слова? (дети отвечают). Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные). Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 325. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника.
После выполнения письменной части упражнения – орфоэпическая работа.
Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.
Перейдём к выполнению третьего пункта упражнения. Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Расскажите об употреблении тире
Между подлежащим и сказуемым
В предложениях с обобщающими словами при однородных членах
В предложениях с прямой речью.
А теперь проверьте правильность своих ответов(Правило показывается на экране интерактивной доски.)
Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.
|
10 минут
|
Синтаксическая минутка
|
А теперь упражнение 326 поможет нам закрепить это пунктуационное правило. Давайте прочтём задание, предложенное в упражнении.
1тряд выполняет 1,2 предложения, второй ряд – 3,4, третий ряд - 5, 6 предложения. Зачитываем получившееся.
|
5минут
|
Словарная работа
|
Ну, а теперь обратимся к словам, употребление которых сегодня будет нами рассмотрено на уроках. Это слова апельсин и помидор. Как вы думаете, что общего в этимологии этих слов?
Давайте послушаем ребят, которые сегодня подготовили для нас специальную информацию. (Рассказывают дети, которые предварительно заготовили компьютерную презентацию по этимологии, толкованию слов )
-
Апельсин – заимствовано из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко» и представляет собой заимствование из французского языка, где этот плод называется pomme de Chine ( pomme – «яблоко», Chine – «Китай»). Однокореннее слово: апельсиновый. Я очень люблю апельсиновый сок.
Помидор - восходит через французский к итальянскому словосочетанию pomo d/oro - буквально означает «золотое яблоко». Первая часть названия этого слова родственна слову «помада».
Однокоренное слово: томатный. Томатный сок полезен для здоровья.
Назовите синоним слова томат (помидор). Все эти слова и некоторые другие объединены ещё одним общим свойством. Оказывается, форма их родительного падежа множественного числа частенько вызывает затруднение. Для того, чтобы быть уверенными в их употреблении, обратимся к материалам упражнения 328.
|
4
минуты
|
Работа с учебником по актуализации знаний.
|
Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».
После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся. На экране интерактивной доски демонстрируются слова, распределённые в две колонки:
Апельсинов
|
Сапог
|
Мандаринов
|
Макарон
|
Помидоров
|
Яблок
|
Очков
|
Плеч
|
Граммов
|
Килограмм
|
Килограммов
|
Партизан
|
Гектаров
|
Чулок
|
Облаков
|
Татар
|
Носков
|
Солдат
|
Бананов
|
Вафель
|
Бананов
|
Блюдец
|
Рельсов
|
Полотенец
|
|
Туфель
|
|
Тапок
|
|
Сапог
|
|
Басен
|
Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив второй пункт упражнения 328.
|
10мин.
|
Задание на дом:
|
Дома вы выполните упражнение 330.
Задание под цифрой 3 выполнят Юля Д.,Руслан Ц.; задание под цифрами 1,2 - все остальные.
Желающие подготовить словарную работу на следующем уроке, подойдите ко мне на консультацию после урока.
|
2 минуты
|
Подведение итогов, оценивание
|
Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что нового узнали? Какой материал вспомнили?
Оценивание.
|
2 минуты
|
|
|
|