|
Практикум по теме «социальный статус личности»
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ»
Задание 1
Попросите коллегу охарактеризовать себя. Пусть он задаст себе вопрос «Кто я?» и на Вашем бланке выпишет определенное количество ответов (в виде существительных или определений). Таким образом, Ваш респондент выполнит тест самоидентификации, результаты которого вам предстоит проанализировать.
Классифицируйте выписанные респондентом статусы. Все ли он их назвал? Если респондент что-то не назвал, это говорит об его отношении к данным статусам. Подумайте – о каком. Зная все группы статусов, самостоятельно дополните перечень респондента.
Задание 2.
Определите, в какой степени респондент соотносит себя со своими социальными статусами. Какое место в их жизни они занимают? Что означает для него быть кем-то? Можно ли говорить об идентификации со статусом, конформистском отношении к нему или о дистанцировании от него? В каких поступках, словах это проявляется? Выясните, хорошо ли он себе представляет права и обязанности, закрепленные за его статусом? Пусть он Вам опишет эти права и обязанности. Какие вопросы можно задать Вашему респонденту, чтобы определить его отношение к своему статусу? Приведите перечень этих вопросов, задайте их респонденту, на отдельном бланке выпишете его ответы. Понаблюдайте за респондентом в ситуациях, в которых проявляется его отношение к любому из его статусов. Опишите эти ситуации и сделайте обоснованные выводы в дневнике наблюдения.
Задание 3
Поинтересуйтесь, как респондент переживает ситуации несовпадения статусов, ролевых конфликтов. Приведите конкретные примеры. Как Ваш респондент выходит из этих ситуаций? Какие действия он предпринимает? Сделайте выводы в дневнике наблюдения. Какие рекомендации Вы бы ему предложили?
Задание 4
Прочитайте отрывок из пьесы В.Шекспира «Король Лир» и ответьте на вопросы.
В.ШЕКСПИР
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки…
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В чести брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан.
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,
Так он играет роль. Шестой же возраст –
Уж это будет нищий Панталоне,
В очках, туфлях, у пояса – кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским;
Пищит, как флейта… А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузыбытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Какой процесс описан в этом отрывке? Какие его этапы описываются в отрывке? Как они характеризуются в современной науке? Какие социальные статусы представлены в отрывке? Что характерно для их носителей? Изменилось ли что-то спустя три столетия?
Задание 5
Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Приведите примеры фильмов, содержащих один и более статусов. Посоревнуйтесь между собой, у кого в названиях окажется больше статусов.
Задание 6
Ознакомьтесь со следующим отрывком.
«Иногда доходит до смешного: «А чего ты на машине приехал, мы же выпить собрались!». Раньше это могло быть воспринято нормально: ну, завязать решил человек на время. А теперь подобное рассматривается сквозь классовую призму: в люди выбился – даже пить с нами брезгуешь!» - рассказывает один из предпринимателей» (А.Серов. Богатые просто рыдают //Финанс. 2006. №6. С.100).
Выскажите свое отношение к ситуации. Когда социальный статус помогает человеку? А когда мешает? Приведите собственные примеры.
Задание 7
Воспользуйтесь географической картой страны (лучше контурной), куда необходимо нанести места проживания (город, деревня и т.д.) родственников. Постарайтесь вспомнить всех родственников (и дальних, и близких).
В качестве географического центра следует выбрать собственное место проживания. От него в разные стороны потянутся линии различного цвета в зависимости от того: 1) видите ли вы их каждый день; 2) два раза в неделю; 3) раз в месяц; 4) раз в год; 5) несколько раз в жизни, благодаря лишь крупным событиям (свадьба, похороны и т.д.); 6) ни разу не видел, но лишь слышал о нем.
Кроме того, разным цветом или формой линии обозначьте тех, кому: а) постоянно звоните, б) посылаете поздравительные открытки, в) получаете от него подарки, г) ничего не посылаете и ничего не получаете.
А теперь ответьте на вопросы:
Почему вы обращаетесь к своим родственникам? Какую роль играют родственники (кто именно?) в процессе вашей социализации? Кто из них сыграл позитивную, а кто негативную роль? Кого бы из них вы отнесли к первичным агентам социализации вашей личности и почему? Зависит ли роль родственника в процессе социализации от географической отдаленности? Может ли быть так, что некто из родственников живет очень далеко, но отношения с ним теснее и лучше, нежели с другими, проживающими по близости? Как бы вы это объяснили?
Задание 8
Виктор Живов, зам. директора Института русского языка РАН, считает: «Человек, владеющий модной лексикой, чувствует, что обладает неким символическим достоянием, связанным с принадлежностью к определенной прослойке общества. Этот символический языковой капитал дает ему преимущества перед остальными людьми» (Итоги.2006.7 августа. С.48).
По каким символическим признакам можно определить принадлежность человека к тому или иному социальному статусу?
Задание 9
Прочитайте мнение Г.Вилинбахова, Государственного герольдмейстера России (Огонек. 2007.№8. С.8).
«Есть вещи, которые для человека не имеют сиюминутного значения. Это что-то вроде окружающей среды, главное – чтобы было. Если в вашем паспорте не будет государственного герба, паспорт будет нелегитимен, исходя из современных международных правил. Есть вещи, которые существуют, потому, что они существуют. Вас может не волновать ведомственная геральдика до того момента, пока не случилось ЧП: например, на железной дороге вам надо среди толпы увидеть нужного сотрудника – вы отличите его только по форме одежды и нашивкам. Вы издали по цвету и форме одежды сможете определить сотрудника МЧС и поймете, что это именно он, а не просто гражданин в камуфляже. И все это – геральдика, она своеобразный регулятор социальных процессов.
Приведите свои примеры ситуаций, о которых говорит Г.Вилинбахов. Найдите материал о статусной атрибутике и эмблематике в прошлом. Интересно, что изменилось с тех пор?
Задание 10
Прочитайте следующий отрывок и ответьте на вопросы.
«Особое место в знаковой системе элит занимает брэнд Audi. С середины 90-х, когда Павел Бородин закупил партию Audi для аппарата правительства, автомобиль приобрел репутацию скромного (по сравнению с Mercedes и BMW) средства передвижения для могущественных чиновников. Устоялась следующая практика: предприниматель, налаживающий связи во властных структурах или сам намеревающийся занять должность в госсаппарате, покупает Audi. Это своего рода символ готовности к лишениям чиновничьей жизни, соблюдению субординации и альтруистических приоритетов. Данный стереотип используется московским представительством компании в рекламе А8, который продается как «символ нашего круга» (Компания. 2003. №18.С.24)
Какие социальные функции выполняют брэнды? Что является «символом вашего круга», иных социальных групп? Приведите примеры.
Задание 11
Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса в определенной иерархии. В романе «Крестный отец» был персонаж Макклоски – офицер полиции, состоявший на содержании у наркоторговца. И перед сыном главного героя книги, Майклом Корлеоне, стояла задача – убить этого офицера полиции. На возражение, что это невозможно, поскольку равнозначно самоубийству для мафиозной семьи, Корлеоне – младший возразил: в глазах общества полицейский, связавшийся с наркоторговцем, перестает быть полицейским, а потому убить его можно так же, как любого рядового гражданина.
Приходилось ли вам «терять лицо»? Приведите свои примеры подобных ситуаций.
Задание 12
Прочитайте следующий отрывок и ответьте на вопросы.
«Никто не отменял правила: встречают по одежке, - считает совладелец группы компаний «Комкон» Андрей Морозов. – Большое внимание в определенном кругу обращается на то, в какие рестораны ты ходишь, в каких магазинах одеваешься, на какой машине ездишь. Причем важно не зарываться и соответствовать уровню. Я, наверное, мог бы купить Rolls-Royce, но зачем: мои партнеры меня знают, и это не произведет на них дополнительного впечатления. Конечно, нельзя говорить о слишком жестких и устоявшихся нормах. Просто если ты живешь этой жизнью, то все вышеперечисленные элементы становятся само собой разумеющимися. Поднимаешься на ступеньку вверх – слегка подправишь имидж. Ты же живешь не в пустыне, а среди людей, смотришь на них: как они себя ведут, как выглядят. То есть окружение тебя формирует» (А.Серов. Богатые просто рыдают //Финанс. 2006.№6. С.102).
Согласны вы с таким мнением? Важно ли всегда «соответствовать уровню»? Что это значит – «соответствовать уровню»? Что вы можете сказать о значении окружения для человека?
Задание 13
Социолог В.Магун говорит: «Обыденному сознанию это кажется очевидным: люди работают ради денег, всячески экономя свои силы. Однако социологические опросы показывают, что для людей не менее, чем высокий заработок, важна интересная работа. Спросите «что для вас важно в работе?», и в любой точке мира получите примерно одну и ту же картину желаемого: побольше зарабатывать - на интересной работе - в хорошем окружении. И при высокой гарантии занятости: чтобы тобою дорожили.
Но у человека есть потребность в принадлежности к сообществу, потребность служить его интересам. У нас это раньше формулировалось как «приносить пользу обществу». Сейчас это звучит как служение своей корпорации, компании. Это автономная, хорошо развития, реально существующая мотивация. Интересно, что те, кто активно работают, все свои мысли направляют на благо корпорации, оказываются и более удовлетворенными работой» (Российская газета. 2005. 5 октября).
О каких потребностях человека говорит социолог? Можно ли утверждать, что в России сегодня созданы все необходимые условия для их удовлетворения? Как вы думаете, необходимо ли быть немного социологом при устройстве на работу?
Задание 14
Как Вы считаете, какое место в нашем обществе Вы занимаете по своему образованию, профессии, другим сторонам жизни? Отметьте, пожалуйста, по шкале место, исходя из того, что 10 – это высшая ступень, а 1 – низшая ступень в обществе.
Место в обществе по образованию
Место в обществе по квалификации
Место в обществе по выполняемой работе
Место в обществе по профессии
Место в обществе по качеству жизни
Место в обществе по размеру зарплаты
Место в обществе по участию в политической жизни страны
Место в обществе в целом
А теперь ознакомьтесь с результатами исследования социологов (В.К.Левашов. Мера гражданственности в социоизмерении. См.: Социс. 2007. №1., с.59) и сравните со своими ответами.
Место в обществе по образованию 5,85
Место в обществе по квалификации 5,82
Место в обществе по выполняемой работе 5,60
Место в обществе по профессии 5,58
Место в обществе по качеству жизни 3,84
Место в обществе по размеру зарплаты 3,32
Место в обществе по участию в политической жизни страны 2,48
Место в обществе в целом 4,64
Что изучают социологи в подобных исследованиях?
Задание 15
В исследовании «Американская исключительность» социолог С.Липсет приходит к выводу, что «американцы демонстрируют большее чувство патриотизма и веру в то, что их система превосходит все другие развитые демократии». На вопрос, гордитесь ли вы своей страной, 86% отвечают – да, очень гордимся (для сравнения: только 54% британцев и 35% французов гордятся своей страной). Миф об исключительности американского народа может вполне логично быть дополнен еще одним мифом – о стопроцентном американце Джордже Буше, президенте, творящем историю и изменяющем судьбы мира» (Коммерсантъ - Власть. 2004. 6 сент.).
Как вы думаете, если бы исследование проводилось в России, какие результаты получились бы? Согласны ли вы, что патриотизм должен стать сегодня общенациональной идеей? В чем, по вашему мнению, должно проявляться чувство патриотизма?
Задание 16
Прочитайте отрывок из журнальной статьи (Итоги. 2006. 6 марта. С.18).
«Тегеран весь обклеен пропагандистскими плакатами и расписан патриотическими граффити. Под портретом лидера исламской революции аятоллы Хомейни красуется мечеть, опутанная колючей проволокой, и что-то написано на фарси. Переводчик долго мнется, но, наконец, переводит: «Израиль должен быть уничтожен». На другом плакате – женщина в камуфляже, в одной руке у нее автомат, в другой ребенок. У ребенка в ручонках гранатомет. Патриотический лозунг продублирован на английском: «Я люблю своих детей, но родину люблю больше».
О чем свидетельствует этот пример? Объясните это явление, используя понятия «социальный статус» и «социальная идентификация». Одобряете ли вы такую форму проявления и воспитания патриотизма?
Задание 17
Прочитайте следующий отрывок и ответьте на вопросы:
«В сознании рядового россиянина ценностные ориентации на государственно-национальные интересы занимают далеко не последнее место. Отвечая на вопрос «Кем Вы себя ощущаете в современном мире?», респонденты в силу этого обстоятельства в первую очередь назвали себя россиянами (46%) и людьми русской культуры (28%). 19% граждан все еще считают себя советскими людьми. В то же время человеком планеты Земля после 20 лет перестройки и радикальных реформ себя видит каждый шестой респондент (16%)» (В.К. Левашов «Гражданское общество и демократическое государство в России» // Социс. 2006. №1. С.16).
Прокомментируйте эти данные социологов. Задайте эти вопросы вашим коллегам. Сравните их ответы с данными социологов. Интересно, какие рекомендации вы выскажите.
Задание 18
Прочитайте отрывок.
«В компьютерной сети образовалось сообщество молодых людей, которые создали свой «Виртуальный Грозный». Национальность и политические убеждения здесь не имеют значения. Подзаголовок сайта: «Посвящается нашему городу». «Довоенный Грозный жив и сейчас… Пишут бывшие грозненцы из Москвы, Петербурга, Волгограда, Ростова, Новосибирска. На форуме есть разделы: «Грозненцы на севере, в частности, в Ямало-Ненецком АО, «Беларусь, есть кто живой?», «Привет грозненцам Канады», «Грозненским французам салют!», «Грозненцы Японии». Есть чаты, объединенные по прежнему месту жительства: «Минутка – центр Вселенной», «Черноречье навсегда» и т.д.
Отдельная тема – «Мое любимое место в Грозном»… (Новая газета. 2006. №20. С.29).
Как вы думаете, какие причины привели к возникновению такого сообщества людей? С какой целью они объединились? А вы могли бы написать «Посвящение родному городу»? Попробуйте.
Задание 19
Прочитайте отрывок из статьи составителя «Тревоги и надежды молодого поколения (опыт прочтения социальных автобиографий студентов).
«Вообще студенты, хотя и родившиеся еще в Советском Союзе, не высказывают сожалений по поводу его распада. Россия однозначно воспринимается ими как Родина. Процесс распада государства воспринимался как некая игра. Самыми значимыми последствиями для детского сознания стали рост цен на мороженное, невозможность навестить родственников, расставание с другом.
Это говорит о том, как быстро у детей происходит процесс смены национально-государственной идентификации, насколько она не прочна. Потому и распад государства воспринимается как будто какое-то освобождение».
Объясните такое отношение молодых к распаду государства. Будет ли оно отличаться от отношения людей иного возраста, социального статуса? Почему?
Задание 20
На основе данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения в конце 2001 г.:
- все неприятности воспринимаются народом как объективно неизбежные, поэтому в ближайшее время рейтингу президента ничто не помешает;
- простых граждан России все больше интересует не политика, а их собственная частная жизнь, межчеловеческие общения;
- большинство людей теперь не соотносят себя со страной в целом, а внимание обращают только на свою семью;
- большинство людей живут с установкой на недоверие как к властям, так и ко всем вообще. Около 80% россиян «думают, что их кинут»;
- большинство людей ориентированы на достижение благосостояния любыми путями, работают исключительно ради денег;
- «общество хочет, чтобы его оставили в покое, и другого президента им не надо»;
- в отличие от советских, никто из нынешних российских граждан не готов ничем пожертвовать ради идеи» (Социально-гуманитарные знания. 2004. №2. С.80)
Как вы думаете, какие выводы сделали социологи? Интересно, что бы они порекомендовали в такой ситуации?
Задание 21
«Вы такой, как все, или нет?» - с этим вопросом социологи обратились к 2110 респондентам, представляющим взрослое население России. Ответы распределились так: «Такой же, как все окружающие» - 61%; «не такой, как другие» - 21%; затруднились с ответом – 18%... Сравнительно часто (28%) «не такие, как все» встречаются среди владельцев больших домашних библиотек (Комсомольская правда. 1992. 27 июня).
Как вы думаете, почему? Хорошо ли быть «как все»? Подумайте, зачем обществу люди, которые как все? Согласны ли вы с писателем О.Хаксли, который в романе «Дивный новый мир» писал, что «не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек составляют становой хребет общества»?
Задание 22
Проведите самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания и поощрения к ним применялись, чему и как их учили родители, ваши дедушки и бабушки.
Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
А теперь ответьте на вопросы.
Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются? Чему и как, на ваш взгляд, надо обучать и воспитывать современное поколение детей и молодежи? А что, может, сохранить от прошлых поколений?
Задание 23
Прочитайте отрывок из интервью директора Института социологии РАН М.Горшкова (Российская газета. 2005.7 декабря С.22).
«Отличительная черта российского характера – стремление жить не «лучше прочих», а «не хуже других». Пока это людям удается, взрывов и не происходит. Поверьте, страна на баррикады не пойдет, пока этот ее «последний оплот» не будет выбит из седла…
Кстати, у каждого времени свои «товары – маркеры», обладание которыми позволяет человеку почувствовать себя «не хуже других». В советские времена это были мебельные гарнитуры, сервизы и т.д. Еще совсем недавно – видеомагнитофон. Сейчас, как показывают наши опросы, таким товаром стал мобильный телефон…
Так или иначе, пока у людей все-таки есть возможность пусть не сразу, а через 3-4 месяца в рассрочку купить себе то, о чем они мечтают, они пойдут в магазин или на рынок, а не на баррикады. Раньше такой возможности не было, а теперь есть. И зачем тогда обывателю Зюганов с его лозунгами?»
Какой социальный процесс описан в этом фрагменте? Какая черта обывателя характеризуется в этом отрывке? Что вы думаете по поводу альтернативы, высказанной автором?
Задание 24
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Женщины по-прежнему хотят в основном любви и семейного счастья – и никакой эмансипации. «Те женщины, которые стремительно делали карьеру в 90-х, практически утратили женственность, - объясняет Виктория Потапова. – Ведь мир русского бизнеса жесток и бескультурен. Теперь они заново пытаются ее обрести, в том числе и с помощью психоаналитиков»…
Правда, психоаналитик Марии иногда жалуется ей на то, что пациент пошел неинтересный. Это в 90-х сразу говорили о любви и смысле жизни. А нынешний первые двадцать сеансов жалуется на то, что у соседа по офису мобила большая и дорогая, а у него все еще маленькая и немодная. Впрочем, случай типичный – зависть к размерам – это очень даже по Фрейду (Русский newsweek. 2006. №16-17. С.71).
Как называют социологи ситуации, описанные в отрывке? Что вы скажете о способе выхода из ситуации, предпринимаемом героями?
Задание 25
Прочитайте отрывок статьи М.О.Гершензона «Творческое самосознание» из сборника о русской интеллигенции «Вехи» (1909 г.) и ответьте на вопросы.
«Между нами и нашим народом – иная рознь. Мы для не грабители, как свой брат, деревенский кулак; мы для него даже не просто чужие, как турок или француз: он видит наше человеческое и именно русское обличье, но не чувствует в нас человеческой души, и потому он ненавидит нас страстно, вероятно с бессознательным мистическим ужасом, тем глубже ненавидит, что мы свои. Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
Что значило быть интеллигенцией, по мнению автора, в России начала ХХ века? Охарактеризуйте отношение народа к российской интеллигенции? Как автор отвечает на диллему «свои – чужие»? Какой практический вывод делает из этого автор? Поддерживаете ли вы его?
Задание 26
Послушайте или прочитайте текст известной детской песенки «Я – гениальный сыщик» (из мультфильма «Бременские музыканты») и ответьте на вопросы.
Я – ГЕНИАЛЬНЫЙ СЫЩИК
Я – гениальный сыщик!
Мне помощь не нужна!
Найду я даже прыщик
На теле у слона.
Как лев, сражаюсь в драке.
Тружусь я, как пчела.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Руки моей железной
Боятся как огня!
И, в общем бесполезно
Скрываться от меня!
Проворнее макаки.
Выносливей вола.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла.
Бывал я в разных странах,
И если захочу,
То поздно или рано
Я всех разоблачу!
Как мышь, крадусь во мраке.
Плыву, как камбала.
А нюх, как у собаки,
А глаз, как у орла!
О каком отношении героя к своему социальному статусу поется в этой песне? По мультфильму он – малоприятный тип. Найдите в его поведении позитивные с точки зрения общества черты. Интересно, сможете ли вы его оправдать?
Задание 27
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Лена и Женя выступают в основном на корпоративках. Тоже как клоуны. Но с другими шутками. Лена говорит, что взрослые любят, когда их называют мальчиками и девочками. Взрослые готовы платить за это большие деньги (от 50 долл. за одного человека).
Как-то на корпоративке начальник одной фирмы надел на голову колпак и рассказал стихотворение. А потом напился и выбил зуб своему заместителю. Лена говорит, что такое происходит часто. Для людей такие вечеринки – что-то вроде разрядки. Для начала им надо впасть в детство, потом подраться… А клоуны нужны, чтобы все это было оправданным» (П.Каныгин. «Клоун-дайк» //Новая газета. 2005. Октябрь.Ежемесячное обозрение. С.10)
Как определяют такую ситуацию социологи? Какую цель преследуют такого рода корпоративные вечера? Допустимо ли, по вашему мнению, такое поведение?
Задание 28
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Мне редко удается отключиться от дела, которым я занимаюсь, - устало рассказывает владелец издательского дома. – В голове крутятся мысли о планах, переговорах, о том, как можно построить работу в коллективе. Причем все это приходит в голову спонтанно, вне зависимости от того, чем я занимаюсь. Играешь с дочкой, и вдруг рождается какая-то идея, от которой уже не отвязаться» (А.Серов. Богатые просто рыдают //Финанс. 2006.№6. С.102).
Какая ситуация описана в данном примере? К чему она может привести? Что вы посоветуете герою?
Задание 29
Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С годами вытерпеть сумел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно, в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.
Что вы можете сказать о герое этого отрывка и его жизненной биографии? Конформист – прекрасный человек?
Задание 30
Прочитайте отрывок из статьи «Люди формата и силиконовые отношения» (Новая газета. 2005.№84. С.25).
«Лиза шепчет, что он бывший лидер какой-то ОПГ, сейчас живет в Европе, купив там винодельческий бизнес. Он медленно говорит: «Смешно. Рублевка – это тупой бренд. Какая разница, пройдешь ли ты фейс-контроль или купишь себе какую-нибудь фигню за пол-лимона. Все равно найдется кто-то круче, сильнее, удачливее…
Нужно все потерять, чтобы понять настоящие ценности. Клубы для избранных так притягательны, потому что мы вечно ждем, что где-то может быть лучше. А там так же. Такая же пустота. Сейчас у нас есть все, о чем мечтали, а мы хотим того, что было у нас изначально. Я только сейчас понял, что мне не нужны силиконовые отношения, мне не нужно дорогих тачек и понтов. Мне важно, чтобы мои дети жили в хорошей стране. На родине. Чтобы друзья, чтобы жена, чтобы родные люди. А зачем все эти деньги, если любовь не купить, если деньгами не заплатить за то, что стоит дороже денег. Я раньше благотворительностью под откат занимался, а недавно увидел этих вот самых детей приютских… У меня есть возможность сделать что-то, но уже очень мало времени. А у вас есть вся жизнь, чтобы быть счастливыми. Не тратьте ее впустую».
Как вы думаете, что подтолкнуло героя к таким размышлениям? О каких «настоящих ценностях» говорит он? Как бы определили социологи ситуацию, в которой оказался герой?
Задание 31
Из «Гимна бухгалтеров» Алтайского территориального института профессиональных бухгалтеров (цит. по: Новая газета. 2005. №49.С.24)
Жизни нет за стенами
работы.
Жизнь – баланс,
Восторги – ордера,
Счастье – сальдо,
Горе – кредиторы.
Мы не люди –
Мы бухгалтера.
Как вы думаете, какую функцию выполняет подобное самодеятельное корпоративное творчество?
Задание 32
Найдите в исторической литературе описания статусных символов, принадлежащих разным слоям, профессиям, сословиям русского общества 19 в. Что исчезло в атрибутике, что появилось нового. Отдельно охарактеризуйте статусную символику молодежи в 19 и 20 в.в.
Составьте список профессиональных, экономических, религиозных, политических статусов 19 – нач. 20 в. исчезнувших после 1917 г.; появившихся в советское время после 1917 г. Сравните и в новом списке укажите те, которые были в оба периода.
Задание 33
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.
«Когда условная капитализация составила десятки миллионов долларов, у меня изменилось поведение, - вспоминает владелец торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский. - В 20 лет у меня всегда возникало интуитивное желание поднять предмет, который мой собеседник случайно ронял на пол. Сейчас даже в голову не приходит. Я перестал предупредительно уступать дорогу людям, при том, что я очень благожелательный человек». Со стороны доминирующая позиция становится заметна даже при первой встрече. «По-настоящему богатые люди демонстрируют едва уловимый взгляд свысока. С тобой разговаривают очень демократично и корректно, но хорошо дают понять разницу в положении», - рассказывает Мария Макарушкина из компании «Экопси консалтинг» (Smart money. 2007. №36. С.52).
Как влияет социальный статус на поведение человека? Как вы думаете, когда статус мешает человеку? А когда помогает?
Задание 34
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 3, с. 4.) Как характеризует данное высказывание его авторов?
Задание 35
Подберите 5-6 фотографий людей разного социального статуса. Опишите по ним социальный статус человека. Какие статусные символы помогают вам понять, кто перед вами.
Задание 36
Представьте, что перед вами стоит небрежно, неаккуратно одетый человек средних лет. Если вам скажут, что это известный ученый, как вы объясните его небрежность?
Один американский исследователь представлял учащимся нескольких классов своего колледжа одного и того же мужчину. В одном классе этот мужчина был представлен как «студент из Кембриджа», во втором – как «лаборант», в третьем – как «преподаватель психологии», в четвертом – как «доктор наук, доцент из Кембриджа», в последнем как «профессор из Кембриджа». После того, как иностранный гость ушел, студентов попросили максимально точно оценить его рост. Оказалось, что по мере своего подъема по лестнице академических званий гость неизменно «увеличивался в росте», так что последняя группа оценила его рост на 5 дюймов выше, чем первая. Между тем рост преподавателя, который ходил вместе с гостем и звание которого не менялось, во всех классах оценили совершенно одинаково (Основы социологии. Курс лекций. /под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1993.С.221).
Сделайте выводы из этого опыта.
Задание 37
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Нет ничего более опасного для страны, чем ситуация, когда не только политическая власть, но и криминалитет имеет право действовать от лица России.
— Знаешь, чем нынешние времена кардинально отличаются от советских? — спрашивает меня Кирилл Кабанов. — Тем, что сейчас сотрудников правоохранительных органов убивают совершенно спокойно. Причем не только рядовых, но и генералов. Даже генералов ФСБ! А все потому, что исчезла разница между бизнесменом, уголовным криминальным авторитетом и правоохранителем. Надо проводить тотальную чистку органов, — делает он вывод. — И ничего не бояться. Потому что эффективность одного честного сотрудника может перекрывать эффективность работы десяти таких, которые сидят и просто крышуют». (Виктор Дятликович. Менты на крыше //Русский репортер. 2007. №17. 27 сентября. www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/17/korrupciya/ ])
О какой причине роста числа убийств сотрудников правоохранительных органов говорит Кирилл Кабанов? Какая должна быть разница между бизнесменом, уголовным криминальным авторитетом и правоохранителем? Как вы относитесь к предложению о чистке органов?
Задание 38
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Парламент Турции принял поправку к Конституции, позволяющую девушкам носить платки в университетах, вернее, снимающую официальный запрет на эти платки.
До недавнего времени верующим мусульманкам было запрещено находиться с покрытой головой на госслужбе или в университете. Однако ислам требует от них всегда ходить в головном уборе. Теоретически это касается также мужских бород, но на практике запрещены были платки. Для сторонников кемализма платки – политический символ, а по турецким законам госслужащий не имеет права выражать свои политические взгляды.
Но и отсутствие платка – тоже политический манифест, означающий признание кемализма. Поэтому армия и националисты так яростно сопротивлялись этому невинному, казалось бы, требованию. Для них платки – это символ того, что есть какая-то другая Турция, кемализмом не охваченная. Речь идет об их монополии на турецкую идентичность и о самой идентичности – о том, кто такие турки (//Русский репортер. 2008. 14 – 21 февраля. С.38).
Как вы поняли из текста, что такое «турецкая идентичность»? В чем она выражается? Дополните новыми примерами, взятыми из литературы о разных обществах? Есть ли такие символы у «российской идентичности»?
Задание 39
Прочитайте и ответьте на вопросы
«Проблема не в том, что наши дети слишком много знают о сексе. Проблема в том, как встроить это знание в четкую систему социальных и психологических норм. «Когда мы говорим о половом воспитании, мы говорим о социальном воспитании, - утверждает сексолог Сергей Агарков. -… Если мальчик к пяти годам не понял, что он мужчина, защитник и герой, а девочка – что она выйдет замуж и будет заботливой матерью, то они уже никогда этого не поймут».
Наши дети могут на твердую пятерку выучить, как пользоваться презервативом, как предохраняться от нежелательной беременности и в какой момент цикла наступает овуляция, но абсолютно не понимать природы собственной половой принадлежности. Что такое быть женщиной? Что такое быть мужчиной? Эти вопросы порождают другие: а что такое любовь, семья, дети?» (Что наши дети знают о сексе //Русский репортер. 2008. 14-21 февраля. С.27-28)
О какой проблеме говорится в отрывке? Попробуйте ответить на вопросы, приведенные в тексте.
Задание 40
Прочитайте и ответьте на вопросы
Старший научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, руководитель психологической мастерской «Точка опоры» Вита Холмогорова говорит:
— Знаете, как друг познается в беде, так личность познается в деньгах. Возьмем известные истории с Куршевелем. Вот зачем ему 40 девушек? Ну понятно, что незачем. Но их все равно будет 40! Недавно один шоу-деятель рассказывал мне, как он должен был спеть для компании украинских бизнесменов. Они на неделю сняли в Турции отель, с ними была сотня девушек, которые их всюду сопровождали. Так вот эти бедные девочки уже не знали, как выделиться. Они же все одинаковые! Когда одна идет по улице, на нее обращаешь внимание, а когда их сто, и все 90х60х90... Это был кошмар, поэтому они начали экспериментировать. Например, сидели голые за столом. Но поскольку опять-таки половина из них оказались голыми, они пошли дальше и начали приклеивать к себе бантики. Чтобы голая, но с бантиком!.. Другую историю рассказывала одна телеведущая: на российском мероприятии в Европе, куда девушек в последние годы наезжает столько же, сколько бизнесменов, многие девочки боялись отойти в туалет. Потому что знали: пока она будет идти в туалет и обратно, рядом с ее бизнесменом уже окажется другая, а он может и не заметить разницы. Это я говорю не только о девушках, но и о тех, кто, обладая деньгами, пошел по такому пути. Они тусуются, они зажигают; в реальности им скучно. Все свое время они заполняют этими внешними событиями, потому что главное — не остановиться.
Светлана Бабаева
«МЫ ПОЛУЧИЛИ СТАБИЛЬНОСТЬ, НО В НЕЕ НЕ ВЕРИМ»
//Профиль - №2(558) от 21.01.2008
Объясните эти факты, используя социологические и психологические понятия. Как подобное поведение влияет на развитие личности?
Задание 41
«Я себя чувствую скорее человеком «Шелл», чем гражданином Голландии» (П.Лео, один из директоров компании) (Социальная психология классов. М., Мысль. 1985. С.152)
Используя социологические термины охарактеризуйте позицию автора. А как вы бы сказали про себя на его месте?
Задание 42
Прочитайте и ответьте на вопросы
«Аристократия именно вкусом и умением держаться в обществе отличалась от представителей новой элиты – промышленников, банкиров, биржевых дельцов. Старший полковой товарищ внушал только что надевшему офицерские погоны двадцатилетнему корнету князю Владимиру Трубецкому летом 1913 года: «Трубецкой, держи фасон! Пей, но фасона не теряй, это первое правило в жизни. Помни, что если тебе захочется пойти в сортир поблевать, - ты и это отныне должен суметь сделать с фасоном!» //«Forbes». 2007, май, с. 290.
«Держи фасон» - как вы понимаете эти слова? Какие нормы, отличные от аристократии, принесли в общество представители новой элиты?
Задание 43
«Профессор, изображающий интеллект, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди… В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет» (П.Бергер).
Какие социологические понятия иллюстрируются данными примерами? Приведите свои примеры подобных ситуаций.
Задание 44
Прочитайте и ответьте на вопросы.
«Наша программа «Как пережить финансовый кризис» длится 5 дней и стоит 9 тысяч рублей», - рассказывает девушка с ресепшена одного из психологических центров. По ее словам, клиенты центра в группах по 10- 15 человек «разбирают отношения к жизни, чтобы принять ее такой, какая она есть, изменяют взгляды на проблему и отстраиваются от них». В другой подобный центр, который «помогает людям с отсутствием внутренних ресурсов дать толчок к развитию, открыть внутренние ресурсы и тем самым пережить кризис», поступает большое число заказов на индивидуальные консультации» (Великие антидепрессанты //Новая газета. 2008. №89.
Охарактеризуйте методы работы с человеком психолога. Какие проблемы он решает? На что бы обратил внимание социолог в этой работе психологов? Как, в отличие от психологов, работает с человеком социолог?
Задание 45
Прочитайте и ответьте на вопросы
- Сергей Михайлович, не опасаетесь ли вы, что ваша последняя законодательная инициатива — запретить госслужащим критиковать государство, скажется и на вас? Как вы будете вести предвыборную борьбу, как сможете обойти критику правительства?
— Прежде всего в этом законопроекте речь идет об уточнении уже существующих запретов для госслужащих, к которым добавляется запрет на публичные негативные оценки в отношении государства в целом. Иными словами, речь идет не о конструктивной критике, а о дискредитации страны. Нельзя получать зарплату от государства и одновременно давать ему на каждом углу унизительные, оскорбляющие достоинство граждан великой страны характеристики. Речь идет о некоем моральном кодексе государственного служащего. Ведь если и они позволяют себе оскорблять страну, что говорить об остальных гражданах, какой пример они им подают! Моя поправка не против критики. Я сам часто критикую правительство и своих коллег-законодателей — она направлена на защиту достоинства России (Сергей Миронов: «Политпространство деградирует». // Независимая газета. 14.11.2006. – № 247. – С. 1, 7)
Какие запреты для госслужащих вы знаете? Поддерживаете ли вы инициативу политика? Попробуйте составить моральный кодекс государственного служащего.
Задание 46
Составьте список агентов своей социализации на данном жизненном этапе. Охарактеризуйте направления их влияния на вас. Подумайте, кто является для вас значимым другим, кого можно было бы считать вашей референтной группой.
Задание 47
«Когда-то, лет тридцать назад, в начале артистической карьеры, мне очень нравилось ощущать себя эдаким гражданином мира, для которого качество рояля и реакция зрителей на твою игру, в какой бы точке планеты это ни происходило, были куда важней пресловутых березок и осточертевшей трескотни о «советском патриотизме» (композитор Н.Петров //Независимая газета. 1993. 13 июля).
Используя социологические термины, охарактеризуйте позицию знаменитого пианиста.
Задание 48
Прочитайте отрывок из газетной статьи (Л.Малюкова. Любите их, пожалуйста //Новая газета. 2010. 8.12. №138) и ответьте на вопросы.
«Спецприз фестиваля — Надежде Цалоевой-Гуриевой (о ней рассказала картина «Беслан. Надежда» (режиссер Вадим Цаликов). 32 года она учила истории детей 1-й Бесланской школы, а 1 сентября 2004 года с тремя детьми оказалась в заложниках у террористов. Во время штурма двое детей погибли, Надежда была тяжело ранена. Как она нашла в себе силы вернуться в школу, в класс, где учились ее дети, организовать Музей памяти погибших? Сильная, интеллигентная — поразительная женщина: «Если я осталась на этой земле, я мама, может быть, даже во вторую степень, а в первую степень — я учитель, я обязана жить для тех, кому нужна сейчас…»
Используя социологические термины, охарактеризуйте поступок учителя.
Задание 49
По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% семей формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследуемой дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации (Смирнова А.А. «Семья как агент социализации и важнейший ресурс формирования социального здоровья молодежи»)
О какой проблеме говорит автор? Какими причинами они ее объясняют? С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите не менее двух причин возникновения этой проблемы. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, конкретизируйте двумя примерами социализирующую функцию семьи.
Задание 50
Прочитайте отрывки из брошюры А.Солженицына «Размышления над февральской революцией» (цит. по: www.rg.ru)
…«Все предварительные распоряжения столичным начальникам и все решения самих этих дней выводились Государем из отменного чувства миролюбия, очень славного для христианина, но пагубного для правителя великой державы. Едва услышал об опасности своей семье - и бросил армию, бросил Ставку, бросил пост Верховного - и помчался к семье.
Снова признак чистого любящего сердца. Но какому историческому деятелю его слабость к своей семье зачтена в извинение? Когда речь идёт о России - могли б и смолкнуть семейные чувства»…
…«Николай II не понимал закона, он знал только своё отцовское чувство. Было бы грубо, а заметить можно и так: кто же выше - сын или русская судьба? сын или престол? Для чего держали Распутина: сохранить наследника для престола или сына для мамы? Раздражили всё общество, пренебрегли честью трона - для устойчивости династии? или только по родительским чувствам? Если только берегли сына для родителей, то всей семье надо было уходить на отдых десятью годами раньше. А если - наследника для престола, так вот и достигнута вершина того хранения?»…
«…В эти первомартовские дни его главным порывом было - семья! - жена! - сын! Доброму семьянину, пришло ли в голову ему подумать ещё о миллионах людей, тоже семейных, связанных с ним своей присягою, и миллионах, некрикливо утвержденных на монархической идее?
Он предпочёл - сам устраниться от бремени. Слабый царь, он предал нас. Всех нас - на всё последующее…»
О какой причине Февральской революции говорит А.Солженицын? Как в социологии называется ситуация, описанная в данном отрывке?
Задание 51
Прочитайте отрывок из статьи Ж.В.Черновой «Корпоративный стандарт современной мужественности» (Социс. 2003.№2).
«В советском дискурсе мужественность в гораздо меньшей степени презентировалась через стили потребления. Посредством потребительских предписаний происходит воплощение тиражируемых мужскими журналами образов, они снабжаются материальными индикаторами. Не случайно женщина-репортер формулирует установку, позволяющую ей тестировать мужчин: «Мне, когда знакомлюсь, интересны две вещи: чем занимается и какая машина. У нас в стране марка машины дает понять о человеке достаточно много» (Медведь. 1999.№7/8). В современной России вещи перестают символизировать жизненный путь своего хозяина, они начинают определять статус, богатство своего обладателя.
Еще одна отличительная особенность медиаобраза нормативной мужественности – высокая потребительская активность. «Настоящий мужчина» обладает необходимым знанием, позволяющим делать выбор, и считает потребительскую активность нормой жизни, а потребление – «мужским» видом деятельности.
Главная отличительная черта предметов, составляющих идентификационную систему нормативной маскулинности, - престижная марка и высокая цена, что говорит о демонстративности, нарочитой показательности социальной, гендерной привилегированности по сравнению с женщинами и другими, «ненастоящими» типами маскулинности. Номенклатура материальных атрибутов, обладание которыми предписывается настоящим мужчинам, охватывает практически все сферы жизнедеятельности: средства передвижения, оружие, аудио и видеотехника, одежда, парфюмерия, алкогольные напитки и табачные изделия и т.д.».
Как вы думаете, а в советском обществе как представлялся образ «настоящего мужчины»? А сейчас? Можно ли, по-вашему, рассматривать стиль потребления как главный показатель нормативной мужественности?
Задание 52
«И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».
Президент России
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации
5 ноября 2008 года
Как вы понимаете мысль Петра Столыпина? Охарактеризуйте отношение к ней Президента РФ Д.Медведева. Предложите способы, как «создать гражданина». Напишите эссе «Что значит быть гражданином»?
Задание 53
Не знаю, что б на то сказал Толстой,
Но добродушье и великодушье
Мы сочетали с формулой простой:
Душить врага до полного удушья.
Борис Слуцкий
Как данные строки характеризуют личность автора? Кого в том или ином обществе называют врагами и почему? Как следует относиться к врагам? А у вас есть враги? А Россия имеет врагов?
Задание 54
На Западе принято увязывать материальное положение человека и его статус. Стал больше зарабатывать - становится вхож в другие социальные круги, расширяет сферу деловых знакомств, поднимается на следующую ступень в карьере. У нас в пореформенной России материальная прибавка может человеку не дать ничего, кроме возможности купить себе новый телефон или съездить в отпуск за границу. О личностном росте, о более высоком статусе и не мечтай. Но, по нашим данным, разрыв между реальным и желаемым статусом у россиян в 2011 г. только нарастал. В семье, в кругу друзей у них еще есть шанс достичь успеха, а в макросоциуме сколько-нибудь массовыми можно считать только такие достижения, как "получение хорошего образования" (об этом говорили 46% россиян). Других успехов (получить престижную работу, открыть свой бизнес) смогла достичь лишь небольшая часть населения.
М.Горшков, директор Института социологии РАН Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5681 от 18 января 2012 г. http://www.rg.ru/2012/01/18/gorshkov.html
Как связаны между собой материальное положение человека и его статус? О каких слагаемых «успеха» говорят социологи? А вы что понимаете под ним? Можно ли стать успешным в современном российском обществе?
|
|
|