|
Конкурса «Лидер в образовании 2012»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Идрицкая средняя общеобразовательная школа»
(полное наименование ОУ в соответствии с его Уставом)
Описание опыта управленческой деятельности
участника регионального этапа Всероссийского конкурса
«Лидер в образовании – 2012»
Николаевой М.Е., заместителя директора
МБОУ «Идрицкая СОШ»
« За честь школы!»
И фортуна всегда вместе с нами,
И успех там, где знания есть.
Мы по жизни несем наше знамя –
Школы Идрицкой славу и честь!
Из Гимна МБОУ «Идрицкая СОШ»
Есть известная пословица «Где родился, там и пригодился». Я родилась в Псковской области. И пусть не в Идрице, но за 22 года, которые здесь прожила, она стала для меня родной. На самом деле: кто хотя бы раз побывал в этом поселке – не забудет его, и обязательно влюбится.
«Почему это происходит?» - спросите вы. Постараюсь объяснить.
Места, где расположен поселок Идрица, называют озерным краем, псковской Венецией и, занимаясь лингвистикой, я узнала, что название реки Идрица, от которой получил свое имя поселок, как-то связано с греческим корнем «гидро» т. е. «вода». На высоких, холмах, окружающих Идрицу, раскинулись великолепные леса. Поселок утопает летом в зелени сирени, жасмина, желтой акации.
С исторической точки зрения, конечно, поселок молод, ему всего около 115 лет. В связи со строительством железной дороги Москва – Рига на ней возникла небольшой станция Идрица.
Рождением Идрицкой школы считается 1918 год, год открытия начальной школы, в 1927 году она стала семилетней, в 1932 – девятилетней, а в 1936 – средней.
В Идрице появились предприятия, открылось педагогическое училище, особенно сильно преобразило поселок строительство военного городка, второго по величине в стране.
Но началась война… Идрица с честью пережила трудное время гитлеровской оккупации. Название поселка навеки вписано в историю нашей страны. 150-й ордена Кутузова стрелковой дивизии, освобождавшей Идрицу было присвоено наименование «Идрицкой». Знамя этой дивизии - Знамя Победы - было водружено над фашистским рейхстагом 30 апреля 1945 года. Теперь оно, как величайшая реликвия, хранится в Москве, а его копия, врученная Советом ветеранов Москвы и трижды Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым, находится в школьном музее.
Память об этом событии жители поселка бережно хранят и передают из поколения в поколение. В Идрице открыт обелиск, сооружен памятник героям-освободителям, создана «Книга памяти», в которую занесено 456 имен, в школе организован и работает музей Боевой славы имени летчика И.И. Корниенко. Все это стало благодатной почвой для создания собственной системы обучения и воспитания детей.
Я работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Идрицкой средней общеобразовательной школе 8 лет ( до этого 7 лет - учителем русского языка и литературы). Заместитель директора всегда находится в центре всех событий, происходящих в школе, и главное его предназначение - управлять педагогическим коллективом, организовать его деятельность так, чтобы он был способен затронуть струнку сердца каждого ребенка и раскрыть все его способности.
Система обучения и воспитания в нашей школе построена на приобщении каждого ребенка к пониманию, что « я – идричанин, житель легендарного поселка, которым я горжусь, берегу его честь и стараюсь делать все возможное для его процветания». И это не просто слова – это статус ученика Идрицкой средней школы.
Учителя, обучающиеся, родители и общественность поселка стали единомышленниками в решении общей задачи образования и воспитания наших детей. И это не случайно: более 80% родителей, 37 педагогов ОУ – выпускники нашей школы, жители поселка Идрица.
Какая она - наша средняя общеобразовательная школа - сегодня?
В нашем коллективе нет равнодушных, каждый учитель живет проблемами школы и своих учеников, стремится совершенствовать своё мастерство на уроке и во внеурочной деятельности, дает им прочные знания. Все мы мечтаем, чтобы в школе детям было интересно учиться, преподавателям и администрации – интересно учить, организовывать и управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное - найти общее дело.
В 90-е годы в стране сложилась ситуация «выброшенности» детей за борт общественной жизни, что породило множество проблем. Затронули они и нас, живущих, казалось бы, в глубинке. Из детской жизни исчезли те увлекательные и объединяющие детей мероприятия, которые проводили пионерская и комсомольская организации. Поэтому при подготовке воспитательных и образовательных мероприятиий учителя и родители начали использовать опыт тех организаций. А когда детей это заинтересовало и увлекло, все пришли к общему мнению – в школе надо создать школьную организацию.
Эта идея подтолкнула к принятию управленческого решения – создать в образовательном учреждении детскую общественную организацию, которая предполагала бы неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, дала бы возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность и возможность реализовать свои лучшие организаторские качества, таланты и склонности.
Все это потребовало и определенных усилий как от детской организации и ее лидеров, так и от педагогов и администрации. Пришлось сделать несколько шагов друг навстречу другу.
Лидер детской организации должен четко понимать, что организация - это не отражение его творческой личности и его педагогических и эмоциональных амбиций, а образовательная структура, являющаяся элементом другой образовательной структуры. Члены детской организации вынуждены соизмерять свои потребности и интересы с интересами и потребностями социума школы. Администрации школы пришлось учитывать мнение органов самоуправления организации с управленческой и с педагогической точек зрения одновременно. Отдельным учителям - смириться с мыслью о существовании детского органа управления, который взаимодействует с администрацией школы и представляет там свои интересы. Для того, чтобы урегулировать возникшие новые взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса, администрация школы приняла следующее управленческое решение:
активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.);
стимулировать включение педагогов в научную работу (изучение опыта работы по организации ученического самоуправления и разработка собственных моделей ученического самоуправления и путей претворения их в жизнь);
поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делиться своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.
С целью выполнения принятого решения администрацией школы были организованы многочисленные семинары, проведены тематические педсоветы, производственные совещания. Ежегодно классные руководители принимают участие в муниципальном конкурсе «Самый классный классный» и становятся победителями или призерами.
Итогом совместной плодотворной работы стало создание организации «ТриУмф», которая вошла в состав детской областной организации «Радуга».
Три У в начале названия организации символизируют единство, сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, которые вместе придут к третьему У — УСПЕХУ. Это триединство изображено на гербе в виде треугольника, а внутри него расположены книга — символ знаний, учения и сова — символ мудрости, ведь в школе 8 лет существует интеллектуальный клуб «Что?Где?Когда?».Еще символом школьной организации являются трехцветные флаг и галстуки: желтый цвет — цвет начала жизни принадлежит обучающимся 1 ступени (1-4), зеленый- цвет знаний у ребят второй ступени (5-9), фиолетовый — фортуна, успех у старшеклассников (10-11). Есть свой гимн. С целью осуществления самоуправления избрана Школьная дума, Президент организации. В состав Думы вошли следующие Министерства: «Образование», «Спорт и здоровье», «Патриот», «Добрые сердца», «Творчество и досуг». Куратором каждого министерства стал администратор или опытный педагог. Так, я курирую министерство «Образование», и мне совместно с кабинетом министров удается решать множество важных проблем и вопросов, связанных с организацией учебной деятельности и повышением ее эффективности и качества. Так, на одном из заседаний присутствовала научный руководитель школы, сотрудник ПОИПКРО, которая увлекла ребят идеей создания научного общества.
Следует отметить, что необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития нашей школы. Научно-исследовательская работа — важное направление в деятельности образовательного учреждения. Она осуществляется в рамках функционирования учебного процесса, воспитательной системы, собственно НОУ. Это еще и очень интересная, плодотворная работа, объединяющая в одно целое творческие порывы и усилия педагогического и ученического коллективов. Поисковая, исследовательская деятельность позволяет решать вопросы развития и обучения одаренных школьников. В 2008 году состоялось торжественное открытие НОУ «Поиск» в нашей школе, на котором присутствовали доктора наук из университетов Петербурга и Пскова.
Таким образом, детская организация стала одним из компонентов образовательной концепции школы, реализующий то, что достаточно тяжело или невозможно реализовать в рамках классно-урочной системы.
Одним из достижений созданной детской организации является расширение круга общения нашего коллектива. Среди наших друзей и партнеров не только школы нашей области, но и школа №1014 г. Москвы, Залесская школа Калининградской области, Верхнедвинская средняя общеобразовательная школа республики Беларусь.
Результатом нашей деятельности является УСПЕХ (третье У в названии ТриУмф). Разделить радость наших успехов мы приглашаем многочисленных друзей, родителей, жителей поселка на традиционный праздник « За честь школы», где подводим итоги деятельности школы за учебный год.
В этот день в школе, как говорится, яблоку негде упасть. И мы - учителя, ученики, родители, гости ощущаем себя по-настоящему одной семьей. Мы этому искренне рады.
Послесловие. А жизнь продолжается. Она не стоит на месте. 4 мая 2012 года на базе нашей школы проходила Всероссийская историко-мемориальная акция «Эстафета Знамени Победы и Международная эстафета памяти и благодарности «Родина Подвига – родине Героя», которую проводил ОАО «Холдинг МРСК». Ими была посажена туевая аллея, чтобы мы помнили тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину и о новых друзьях, проживающих на Кубани, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, Северном Кавказе, Краснодарском крае, Калининграде….
Мы продолжаем идти вперёд все вместе, ибо мы живём в одном дружном коллективе. И уже вновь пришедшим первоклассникам готовимся сказать: «Помни! Ты - идричанин – житель легендарного поселка…».
|
|
|