Главная страница

Говоркова А. С


Скачать 68.05 Kb.
Название Говоркова А. С
Дата 18.03.2016
Размер 68.05 Kb.
Тип Документы


Говоркова А.С.

Воспитатель ГБДОУ ШИ №357 «Олимпийские надежды»

Приморского района г. Санкт-Петербурга
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ И СЫНОВЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Семья для ребенка – это та среда, которая оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. На примере отношений между членами семьи ребенок строит свои отношения со сверстниками, педагогами, а впоследствии создает свою семью. Именно поэтому так важно, чтобы семья была благополучной, важно, чтобы дома царила атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Но такую среду для ребенка трудно создать, если семья является неполной.

Особое внимание стоит уделить воспитанию мальчиков в неполной материнской семье. Ребенку необходимо сформировать представление о мужском поведении. Но как это сделать, если ребенок видит только женский тип поведения. Мальчику очень трудно в такой ситуации строить свое общение со сверстниками, особенно, девочками. Более того, нередко складываются искаженные взаимоотношения непосредственно между матерью и ребенком. Так, Целуйко В.М. отмечает неправильное воспитание в форме гиперопеки, вседозволенности и гипоопеки. Захаров А.И. отмечает особенности в отношении контроля: часто встречается большое число ограничений и запретов, что расценивается как реакция на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего мужа. Николаева Я.Г. говорит о том, что мальчики из неполных семей часто не считаются с мнением матери.

Как отмечает Л. Б. Шнейдер, основная проблема неполной семьи состоит в том, сможет ли такая семья создать условия для личностного роста детей и взрослого.

Часто одинокий родитель бывает не уверен в себе и в своих способностях воспитателя, от чего страдают дети. Николаева Я.Г. подчеркивает также, что «не менее проблематичные ситуации возникают и в том случае, когда одинокие женщины предпринимают попытки найти нового мужа, рассматривая при этом ребенка как обузу». Стоит сказать, что мать должна строить свои отношения с сыном таким образом, чтобы в полной мере реализовать возрастные потребности ребенка. Каковы же особенности мальчиков старшего дошкольного возраста? Все больший интерес детей старшего дошкольного возраста, как отмечает Смирнова Е.О., направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Подвергаются критическому анализу оценки взрослого. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. У старшего дошкольника появляются устойчивые чувства и отношения. Отмечается также появление в этом возрасте такой черты, как лживость (целенаправленного искажения истины). Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. Смирнова Е.О. подчеркивает, что именно в общении со взрослым мальчик старшего дошкольного возраста узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила, что влияет на нравственное развитие мальчика. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в сфере отношений, которая проявляется в способности принимать собственные решения. Важно отметить, что отсутствие одного из родителей несомненно влияет на взаимоотношения между оставшимся родителем и ребенком. [4]

В психолого-педагогической литературе проблеме взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях уделяли внимание такие исследователи, как Гурко Т.А., Захаров А.И., Кон И. С., Нухова М.В., Пикхарт К.Е., Фигдор Г., Целуйко В.М., Шнейдер Л.Б., Эйдемиллер Э. Г. и др.

Целуйко В.М. под неполной семьей понимает такую семью, «которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми». В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют неполные материнские и неполные отцовские семьи.

Опираясь на определение Целуйко В.М., под неполной материнской семьей мы будем понимать такую семью, которая состоит из матери и одного или нескольких несовершеннолетних детей.

В зависимости от того, каким образом образовалась неполная материнская семья, различают их следующие разновидности:

  • осиротевшая неполная материнская семья (образуется в результате смерти отца детей)

  • разведенная неполная материнская семья (образуется в результате развода родителей)

  • внебрачная неполная материнская семья (образуется в результате рождения женщиной ребенка вне брака).

Каждая из разновидностей неполных семей имеет свои отличительные особенности, которые влияют на развитие личности ребенка и на его взаимоотношения с матерью. Тем не менее, здесь мы будем рассматривать особенности взаимоотношений матерей и детей в неполных семьях в целом, так как любая неполная семья оказывает на ребенка то, или иное неблагоприятное влияние. [3]

Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость мальчиков из неполных семей. Причинами этого являются: уменьшение роли отца в семье, неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, гипоопеки.

По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является низким и угнетенным, мальчики из неполных семей часто испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье. Таким образом, для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

У мальчиков из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Обследовав детей старшего дошкольного возраста, Королева С.А. отметила, что у мальчиков из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей.


Характерным феноменом отношений в неполной семье, подчеркивает Захаров А.И., будет инверсия воспитательных ролей, когда воспитанием занимается бабушка или дедушка ребенка. И здесь отмечается травмирующая ситуация, в которой оказываются мальчики, лишенные любви матери и авторитета отца. [1] Между тем, Целуйко В.М. отмечает, что «у мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать развитие женских черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером».

Обобщая негативные последствия для мальчиков, воспитанных в неполных семьях, Э. Сюллеро пишет о том, что такие дети: не уверены в себе; испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним; с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета; чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму; чаще имеют психологические комплексы.


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что неполные семьи нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи. Но, к сожалению, в настоящее время не существует программ психолого-педагогической помощи неполным материнским семьям. Мы считаем, что одним из самых эффективных способов помощи таким семьям будет использование различных вариаций балинтовских групп (классическая, семейная) в одной комплексной программе психологической помощи всем членам неполной семьи.

Балинтовская группа – это метод группового психологического исследования. В литературе выделяют классическую и экзистенциальную балинтовскую группу, но для нас наибольший интерес представляет выделенная психологами семейная балинтовская группа, которая проводится с родителями и детьми совместно.

Этот метод имеет ряд этапов:

1 этап. Определение именинника истории. Ведущий предлагает: «Кто сегодня хотел бы рассказать свою историю, сказку, которая произошла с вами или которую вы придумали?»

2 этап. Спонтанный рассказ. На данном этапе свою историю могут рассказать и взрослые, и дети. Очень важно соблюдать очередность.

3 этап. Вопросы. После рассказанной истории участники задают уточняющие вопросы.

4 этап. Распределение ролей. Рассказчику предоставляется почетное право распределения ролей. Участникам группы разрешается конкретизировать у рассказчика функции своей роли.

5 этап. Ролевая игра. На данном этапе важно оценить поведенческие проявления и эмоциональные реакции, которыми именинник сопровождал свой рассказ.

6 этап. Ответ. Проблемная ситуация может применяться ребенком в закодированном виде, например, в виде сказок.

7 этап. Обратная связь. Заявителю проблемы предоставляется право указать, кто из участников ему помог. [2]

Частая проблема коррекционной работы заключается в том, что на определенном этапе улучшения, понимания сложности коррекции чего-либо клиент может прервать сотрудничество с психологом, а потом опять вернуться. Так вот прелесть балинтовской группы заключается в том, что на встречах (которые целесообразно проводить не реже 1 раза в неделю) не требуется постоянный состав участников. Кроме того, на наш взгляд, это очень корректный и тонкий ход работы с семьями, который позволяет воздействовать не напрямую (фразы «мне не нравится в тебе», «я устал от..»), а в закодированном виде, действуя на различные эмоции человека.

Таким образом, мы считаем, что:

  • неполная семья нуждается в психологической помощи;

  • наиболее эффективный метод коррекции взаимоотношений между матерями и сыновьями – семейная балинтовская группа.

Список литературы:

  1. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Издательство «Союз», 2000.

  2. Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2005 года, Санкт-Петербург. /Под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб. – 2006.

  3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

  4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2007.