|
Практическая работа№1 Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах
Практическая работа№1
Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах
Определите водорода и углерода в парафине.
Реактивы: парафин, оксид меди, сульфат меди безводный, известковая вода.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, держатель для пробирок, газоотводная трубка, спиртовка, спичка.
Ход работы:
1.Поместите в пробирку кусочек парафина ( с горошину ) и такое же количество порошка оксида меди (II ).
2.Закрепите прибор в лапка штатива.
3. Нагревайте слегка дно пробирки ,чтоб парафин расплавился и пропитал порошок оксида меди (II).
4.Поместите в пробирку ближе к пробке ½ ложки безводного белого порошка сульфата меди.
5.Опустите свободный конец газоотводной трубки в пробирку с 1мл (20 капель) прозрачного раствора известковой воды.
6.Нагревайте пробирку с реакционной смесью соблюдая правила нагревания!
7.Наблюдайте за изменениями , происходящими с белым порошком сульфата меди , прозрачным раствором известковой воды и черным порошком оксида меди (II). Дайте объяснения происходящим явлениям.
8. Для фиксации наблюдений используйте следующую таблицу:
Вещества , взятые для опыта
|
Происходящие изменения
|
Анализ наблюдения Выводы
|
Парафин
|
|
|
Оксид меди
|
|
|
Сульфат меди безводный
|
|
|
Известковая вода
|
|
|
Определите хлора в хлорсодержащем органическом вещества.
1.Внесите медную спираль в пламя спиртовки
2.Прокалите спираль до исчезновения окраски пламени
3.Изменилась ли спираль по цвету . Почему?
4.Опустите спираль в хлор содержащее вещество
5.Внесите спираль снова в пламя спиртовки
6.Проверьте содержание хлора в другом выдан
Практическая работа№2
Получение этилена и опыты с ним
Реактивы: серная кислота, перманганата калия, бромная вода.
Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, штатив для пробирок, пробиркодержатель, колба, газоотводная трубка, спиртовка, спички.
Ход работы:
1.Проверьте прибор на герметичность.
2.Поместите в пробирку ( колбу ) несколько крупинок кварцевого песка ( для равномерного кипения и предотвращения выбрасывания жидкости ).
3.Прилейте в пробирку (колбу) 4 мл готовой смеси (1 объем спирта и 3 объем серной кислоты ).
4.Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
5.Приготовьте две пробирки: одну – с 2мл бромной воды , другую – 2 мл раствора перманганата калия
6.Опустите свободный конец газоотводной трубки в пробирку с бромной водой.
7.Нагревайте ( осторожно! ) смесь в пробирке – реакторе.
8.Наблюдайте за изменениями , происходящими с бромной водой.
9.Замените пробирку с бромной водой на пробирку с раствором перманганата калия, не прекращая нагревания. Почему?
10.Пропускайте этилен через раствор перманганата калия. Что наблюдаете ?
11.Уберите пробирку с раствором из под газоотводной трубки.
12.Поставьте пробирку в штатов для пробирок
13.Поверните ( осторожно! ) газоотводную трубку отростком вверх.
14.Подожгите выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки.
Наблюдайте за пламенем горящего этилена. Какое оно ?
15.Объясните наблюдавшиеся явления.
16.Оформите отчет по работе, пользуйтесь удобной для вас формой его.
17. Наблюдения оформите в виде следующей таблицы:
-
Выполняемые операции
|
Рисунки, наблюдения, уравнения реакций
|
Выводы
|
|
|
|
Практическая работа№3
Получение и свойства карбоновых кислот
Получение и свойства уксусной кислоты
Реактивы: ацетат натрия, твердый карбонат натрия, оксид кальция, металл магния, муравьиная кислота, оксид серебра, серная кислота, индикаторы
Оборудование: штатив лабораторная, пробирки, держатель для пробирок, штатив для пробирок, спиртовка, газоотводная трубка, спичка.
Ход работы
1.Поместите в пробирку 1 ложку ацетата натрия.
2.Добавьте по каплям серную кислоту ( 3 : 2 ) , чтобы она смочила соль.
3.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
4.Проверьте прибор на герметичность
5.Закрепите прибор в лапке лабораторного штатива.
6.Опустите конец газоотводной трубки в сухую пробирку.
7.Нагревайте пробирку с реакционной смесью, соблюдая правила.
8.Исследуйте свойства полученной кислоты: действие на индикатор , металл
( магний ), оксид металла (магния или кальция ), соль (твердый карбонат натрия ). Используйте для опытов пластину для капельного анализа.
Свойства муравьиной кислоты.
1.Исследуйте свойства выданной вам в пробирке муравьиной кислоты.
2.Испытайте, окисляется ли муравьиная кислота аммиачным раствором оксида серебра
3.В чем отличие муравьиной кислоты от других карбоновых кислот
Практическая работа№4
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Реактивы: растворы фенола, формалина и глицерина, муравьиная кислота, уксусная кислота, этиловый спирт, этиленгликоль; хлорид железа(III), сульфат меди(II), гидроксид натрия, оксид меди(II)тв., карбонат натрия, нитрат серебра.
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите в тетрадь тему практического занятия и номер варианта.
2.Получите задание.
3. Составьте план решения задач.
4.Выполните задание.
5.Составьте отчет о работе, используя следующую таблицу:
№ п,п
|
Дано
|
План решения, последовательность выполнения операций
|
Реактив, условия реакции, наблюдения, уравнения реакций
|
Результат ( ответ, вывод)
|
|
|
|
|
|
Вариант 1
1). В трех пробирках под номерами налиты растворы: фенола, формалина и глицерина. Определите их.
2)Докажите, что в состав поливинилхлорида входит хлор.
Вариант 2
1) Определите, в какой из двух пробирок под номерами находится:
а) крекинг – бензин; б) бензин прямой перегонки.
2) Налейте в пробирку две пипетки ( 40 капель ) этилового спирта, прибавьте столько же раствора перманганата калия и несколько капель серной кислоты. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемые явлении
Вариант 3
1).Определите опытным путем, в какой из пробирок под номерами находится:
а) муравьиная кислота, б) уксусная кислота.
2)Докажите, что в состав полиэтилена входит углерода и водород.
Вариант 4
1)Определите с помощью одного реактива, в какой из пробирок находится: а) формальдегид, б) глицерин.
Вариант 5
1)Определите, в какой из пробирок находится: а) формалин, б) этиловый спирт, в) уксусная кислота.
2).Докажите, что выданное вещество – раствор фенола
Вариант 6
1).Определите, в какой из пробирок находится растворы: а) этиленгликоля, б) формалина, в) фенола.
2). Докажите , что выданное вещество – глицерин.
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
Реактивы: крахмал, глюкоза, сахароза, фенол, мыло, уксусная кислота, олеиновая кислота, глицерин, формалин, этиловый спирт, этиленгликоль;
хлорид железа(III), сульфат меди(II), гидроксид натрия, оксид меди(II)тв., карбонат натрия, нитрат серебра, перманганат калия, йод
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, штатив для пробирок, спиртовка, спичка.
Техника безопасности: нагревание, работа со стеклом, фенол, формалин, органические кислоты, этиленгликоль, щелочь, перманганат калия.
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия и номер варианта в тетрадь.
2.Приготовьте таблицу для оформления результатов исследования
-
№ задачи
|
Условие задачи
|
Реактив, условие реакций
|
Наблюдения, уравнение реакции
|
Ответ, вывод
|
|
|
|
|
|
3.Проделайте опыты для решения задач
4.Оформите отчёт, внося результаты исследования в таблицу
5.Приведите в порядок свое рабочее место
Вариант 1
1).Определите растворы веществ: крахмал, глюкоза.
2).Докажите, что выданное вещество – раствор фенола.
Вариант 2
1). Определите растворы веществ: сахароза, глюкоза, мыло.
2) Докажите , что выданное вещество – глицерин.
Вариант 3
1). Определите растворы веществ: глюкоза, фенол, уксусная кислота.
2). Получите из раствора мыло стеариновую кислоту.
Вариант 4
Определите веществ: мыло , крахмал, стеариновая кислота.
Докажите, что выданное вещество – раствор глюкозы.
Вариант 5
1). Определите вещества: олеиновая кислота, глицерин, формалин.
2) Приведите опытным путём гидролиз крахмала и исследуйте продукты гидролиза.
Вариант 6
1). Определите вещества: этиловый спирт, глюкоза, этиленгликоль.
2) Докажите, что в состав сахара входят углерод и водород.
Практическая работа№6
Распознавание химических волокон
Реактивы: №1: волокна льняное, медно - аммиачное, шерстяное;
№2: волокна хлопкового, вискозного, лавсанового, шёлкового тканей;
№3: волокна шерстяное, льняное, вискозное, капроновое;
№4: волокна хлопкового, шерстяного, медно- аммиачного, нитронового тканей;
серная кислота, гидроксид натрия, индикаторы- лакмус, фенолфталеин.
Оборудование: пакеты с волокнами, спиртовка, спичка, щипцы, держатель пробирок, пробирки
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2.Получите задание и запишите номер варианта в тетрадь.
3.Приготовьте в тетради таблицу для оформления результатов наблюдений:
-
№ образца
|
Характер горения образца
|
Окрашивание индикатора продуктами разложения
|
Действие кислот и щёлочей
|
Результат определения название, основа волокна
|
|
|
|
|
|
4.Проведите распознавание волокон и результаты наблюдений запишите в таблицу.
5. Приведите в порядок своё рабочее место.
Вариант 1
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна:
льняное, медно аммиачное, шерстяное . Определите, в каком пакете какое волокно.
Вариант 2
В четырех пакетах под номерами 1 , 2, 3, 4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, вискозного, лавсанового, шёлкового. Определите, в каком пакете какая ткань.
Вариант 3
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна: шерстяное, льняное, вискозное, капроновое. Определите, в каком пакете какое волокно.
Вариант 4
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, шерстяного, медно аммиачного , нитронового.
Определите, в каком пакете какая ткань.
Вариант 5
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся следующие волокна: льняное, шелковое , вискозное , хлориновое. Определите, в каком пакете , какое волокно.
Вариант 6
В четырех пакетах под номерами 1 ,2 ,3 ,4 находятся ткани из следующих волокон: хлопкового, шелкового, медно аммиачного, нитроного. Определите в каком пакете, какая ткань.
Практическая работа №6
Распознавание пластмасс.
Реактивы: №1: , полиэтилен , капрон , фенолформальдегидную;
№2: понивилхлорид , полиметилметакрилат , капрон , полистирол;
№3: полистирол , фенолформальдегидную , поливинилхлорид , капрон;
№4 полиэтилен , полиметилметакрилат , поливинилхлорид , фенолформальдегидную;
серная кислота, гидроксид натрия, индикаторы- лакмус, фенолфталеин.
Оборудование: пакеты с пластмассами, спиртовка, спичка, щипцы, держатель пробирок, пробирки
ИНСТРУКЦИЯ
1.Запишите тему практического занятия в тетрадь.
2.Получите задание и запишите номер варианта в тетрадь.
3.Приготовьте в тетради таблицу по следующему образцу:
-
№ образца
|
Внешний вид
|
Отношение к нагреванию
|
Характер горения
|
Исследование продуктов разложения
|
Результат определения: название элементарное звено
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Проведите распознавание пластмасс и результат наблюдений запишите в таблицу.
5.Приведите в порядок используемые принадлежности и рабочее место
Вариант 1
Распознать выданные пластмассы: полистирол , полиэтилен , капрон , фенолформальдегидную.
Вариант 2
Распознать пластмассы: понивилхлорид , полиметилметакрилат , капрон , полистирол.
Вариант 3
Распознать пластмассы: полистирол , фенолформальдегидную ,
поливинилхлорид , капрон.
Вариант 4
Распознать пластмассы: полиэтилен, полиметилметакрилат , поливинилхлорид , фенолформальдегидную.
Вариант 5
Распознать пластмассы: фенолформальдегидную, капрон , полиэтилен , поливинилхлорид.
Вариант 6
Распознать пластмассы: полиметилметакрилат , фенолформальдегидную , полистирол , поливинилхлорид.
|
|
|