|
Образовательные практики как условие реализации cистемно деятельностного подхода в образовании
Образовательные практики как условие реализации
cистемно - деятельностного подхода в образовании.
Слайд №1. В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования PISA, проведенного в 65 странах, в том числе в России.
Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников.
Слайд№2. Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к понятию «научить умению узнавать». То есть во главу угла положено развитие самостоятельной познавательной деятельности учащегося. И этот переход гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь порой даже отличник смотрит на учителя в ожидании, что ему полностью разжуют материал, а предложение подумать натыкается зачастую на стену недоумения. И ученик порой совершенно не понимает, как это можно что-то узнать/понять/открыть самому!
Приоритетами в образовании стали Универсальные Учебные Действия, а доктор психологических наук Цукерман Г.А., который входит в группу разработчиков стандартов второго поколения рекомендует:
«… Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности …». Г.А. Цукерман, доктор психологических наук.
Слайд№3. Стандарты нового поколения показывают и новые подходы к образованию.
ЗУНовский
Компетентностный
Системно - деятельностный ;
Именно системно – деятельностный подход требует изменения вариационной части программы основного общего образования.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – позиция, взгляд, точка зрения, на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе совместной учебной деятельности.
|
Слайд№4.Что способствует развитию познавательной деятельности?
П.О. - деятельностный подход.
Как научить учиться? УУД → ценностные ориентиры → формирование гражданской позиции → развитие личности → системно -деятельностный подход.
Слайд№5. Портрет какого выпускника основной школы хотелось бы видеть?
Познающего себя, утверждающего себя как взрослый
Умеющего работать в группе и индивидуально
Умеющего действовать с ориентацией на другую позицию
Осознанно выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.
Слайд№6.Собственная учебная деятельность (УД) школьников – важная составляющая системно - деятельностного подхода (СДП), реализуется как личностно – деятельный подход в обучении.
Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность – такова и личность» и «вне деятельности нет личности».
Эта формула, по замыслу создателей стандартов второго поколения, должна стать источником внутреннего развития школьника, чтобы сформировать его творческие способности и личностные качества.
Какова деятельность – такова и личность!
Слайд№7.Из чего же складывается деятельность ребенка в ходе решения учебной ситуации? А складывается она из учебно – практических действий (т.е. образовательных практик)!
УЧАЩИМСЯ -
Озвучивается проблема;
Ставится цель;
Обсуждается план достижения цели и план действия;
Осуществляется само действие;
Намечаются пути решения.
И все это подводит к процессу самоизменения учащегося в соответствии с тем, как приобретаются способности.
Слайд№8.Таким образом, приоритетом современного образования, становится собственная деятельность ученика. Он должен овладеть Универсальными Учебными Действиями!
Слайд№9.На слайде представлены основные виды учебных практик, применение которых и приведет к формированию Универсальных Учебных Действий (УУД), с которыми каждый из нас уже знаком.
ВЫВОД: Какие же преимущества системно – деятельностного подхода в образовании? П.О. - Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирует его творческие способности и личностные качества.
Каждый раз, когда учитель составляет проект (сценарий) очередного урока, он задает себе один и тот же вопрос:
а) как организовать учебную деятельность, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков?
Слайд№10.Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение графически. И задача учителя при этом, состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности. Учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.
Преимущества использования графических конспектов – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний, организации
коллективной деятельности и можно оценить работу каждого ученика.
5 класс: Ветер. Муссоны.
Слайд№11.Ориентирование. Азимут. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.
Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.
Слайд№12.Логический Опорный Конспект.
Так же использую ЛОК при изучении темы «Введение».
География - (Что? Где? Какая? Как? Почему? Зачем?)
При обобщении темы «Великие географические открытия» использую ЛОК – «Великие путешественники» и нанести их маршруты путешествий на контурную карту.
Слайд№13.ЛОК использую и при изучении темы в 5 классе «План местности». Даю определение понятиям – План и Масштаб. Привожу пример видов масштаба. А далее с помощью коллекции электронных образовательных ресурсов показываю условные знаки карты (плана).
В перспективе – наверное, создадут электронные пособия с логическими опорными конспектами или схемами, которые помогут и учителю в преподавании и ученику в познании предмета.
Слайд№14.При изучении в 5 классе темы «Путешествие по материкам», предлагаю ответить на вопросы таблицы, сделать вывод и ответить на вопросы повышенной сложности.
Слайд№15.Прием на этапе проверки домашнего задания в 5 классе
«Как питаются разные живые организмы?». Письмо Незнайки.
Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Слайд№16. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу.
«Третий лишний». Тренировка логического мышления.
При изучении темы «Разнообразие и значение плодов»,
предлагается сформулировать тему урока.
Слайд№17. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу в 5 классе предлагается ответить на Загадку и сформулировать тему урока.
Слайд№18. Приемы на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.
Прием новизны. Далее работа с учебником и другими
источниками информации в поисках правильных
ответов на поставленный вопрос.
Прочитайте зашифрованную тему урока.
Мозговой штурм.
Групповая атака.
Слайд№19. Прием на этапе воспроизведения полученных знаний.
Чьи детки на этой ветке? Прием натурализации при
изучении семейства «Розоцветные».
ВЫВОД: Я думаю, что вы со мной согласитесь, что системно – деятельностный подход является методологической основой для современного урока географии и биологии.
Слайд№20.На этом слайде Вы видите виды учебных практик, которые так же применяются на уроках географии и биологии:
Практика проектной деятельности.
Экологическая практика.
Практика освоения научных методов познания.
Слайд№22. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один обозначает «опасное время», второй – «время возможностей, шанс» ……
|
|
|