Главная страница

Позитивное влияние двуязычия на формирование нравственных ценностей дошкольников


Скачать 43.68 Kb.
Название Позитивное влияние двуязычия на формирование нравственных ценностей дошкольников
Дата 13.03.2016
Размер 43.68 Kb.
Тип Документы

ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.


«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения,

так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине, «уважения к прошлому»…

Воспитание этих качеств начинается с того времени,

когда ребенок начинает видеть,

познавать, оценивать окружающий мир».

(В.А.Сухомлинский)


Начало XXI века характеризуется глобальными изменениями в образовании, стремительно разворачивающимися в нем инновационными процессами; условием эффективности образовательного процесса становится готовность педагогов к переменам, направленным на улучшение жизни каждого ребенка, на создание условий для развития его творческих способностей. Эти процессы связаны с современными условиями развития нашей страны, когда происходит интеграция России в мировое сообщество и построение в ней открытого демократического общества.

Среди проблем современной России – неоднозначность существующей в стране социально-политической ситуации, которая проявляется в росте национального самосознания граждан, возрождении и развитии межкультурного, межконфессионального и межэтнического диалога между народами страны. Данная ситуация приводит к неопределенности в детском сознании выбора взглядов на отношения с другими народами и проявления интереса и уважения к их истории и культуре.

В этих условиях актуальной задачей образовательного процесса, становится формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего системой представлений об окружающем мире, о ценностях социальных и межличностных отношений, обладающего толерантным мышлением, ощущающим себя не только представителем национальной культуры, но и гражданином России, субъектом диалога культур.

Дошкольный возраст - это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности.

В нашей республике формирование нравственных ценностей дошкольников происходит под влиянием двух национальных культур русского и татарского народа.

Язык – это отражение национальной культуры народа, говорящего на нем. Национально-культурный компонент занимает особое место в содержании обучения детей татарскому языку как неродному.

Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Ведь изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Создание языковой среды – это аккультурация (приобщение детей к другой культуре). Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать и свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.

В нашем образовательном учреждениисозданы все условия для овладения детьми татарским языком, приобщения детей к культуре татарского народа и других национальностей. Формируются такие нравственные ценности как уважение к иной культуре, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.

Проведение праздников «Сабантуй» и «Науруз» , «Масленица» и «Пасха» стали уже доброй традицией. Дети их ждут с нетерпением и принимают в них активное участие. Рассказывают стихи и поют песни на русском и на татарском языках. На этих праздниках они выступают в национальной одежде, что даёт им особую красоту. Глубокие корни у этих праздников. Праздник «Масленица» и «Науруз» особенно близки детям: провожая Зиму, дети с великим удовольствием ждут прихода Весны. Оба праздника проходят с весельем и сладостями.

А вот праздники «Карга боткасы» и «Пасха» тоже богаты своими обрядами и обычаями. В эти праздники принято раскрашивать яйца. Яйцо имеет богатую символику – это символ рождения Вселенной у русского народа, и символ пробуждения природы у татарского народа. Все праздники отмечают в семье, что очень сплачивает членов семьи и сближает их. Народ веселится, играет, пляшет и готовит вкусные угощения.

В работе по формированию нравственных ценностей у детей я использую татарский фольклор. Дошкольники младшего и среднего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, народные игры с речетативом. В старших группах рассказываю о том, что наша страна многонациональная, в ней живут русские, татары, узбеки, украинцы и др. И у каждого есть свои сказки, пословицы, потешки.

В образовательной и в игровой деятельности часто использую татарские пословицы о труде, дружбе, честности, добротеи сравниваю их с аналогичными русскими. Умело подобранные и применённые в соответствующей обстановке, ситуации – пословицы и поговорки оказывают влияние на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям татарского народа: формирует у них чувство товарищества, честность, доброту и трудолюбие, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.

Дети любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и уважение младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

«Человек, не владеющий вторым или третьим языком, остаётся духовно ущемлённым, замкнутым только в одной культуре.

Языки нужно изучать для того, чтобы почерпнуть знания, а также общаться с представителями различных национальностей».Н.К.Крупская

Комплексное и практико-ориентированное построение содержания образования обеспечило внедрениеНовых подходов в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. С 2012 года ведется работа по изучению языков используя новые Учебно Методические комплекты.

Результатом является личность дошкольника, любящая свой народ, свой край, свою родину, уважающая и принимающая ценности своего и других народов, готовая к участию в межкультурном диалоге.

Русско-татарское двуязычие, владение вторым языком даёт возможность со стороны взглянуть на родной язык, который является фундаментом овладения знаниями.