|
«Позитивная самооценка как условие успешного развития личности», Мязина Наталья Александровна, учитель нрмобу «Салымская сош №1»
Разработка родительского собрания на тему «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности», Мязина Наталья Александровна, учитель НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Родительское собрание
« Позитивная самооценка как условие успешного развития личности»
Цели:
1). Продолжить психологическое просвещение родителей, познакомить их с понятием « самооценка личности», ознакомить с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
2). Раскрыть роль родителя в формировании адекватной самооценки ребенка, дать представление о последствиях завышенной или заниженной самооценки; нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию у детей положительной адекватной самооценки.
Участники: родители учащихся 9-х классов, школьный психолог, социальный педагог.
Оформление: слайдовая презентация, памятки родителям « Десять заповедей воспитания», « Как добиться взаимопонимания с ребенком».
Подготовка:
1. Школьный психолог проводит исследование на тему « Самооценка учащихся».
Суть исследования: Учащиеся на отдельных листочках пишут продолжение предложения:
« В настоящее время я могу гордиться собой, потому что…»
Ход собрания:
Эпиграф.
« Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»
И.В. Гете.
Вступительное слово психолога :
Наше сегодняшнее собрание посвящено психологическому понятию « самооценка личности». Казалось бы, очень простое слово « самооценка», и, если я сейчас попрошу вас предложить свои определения этого понятия, вы легко с этим справитесь. Образ собственного « Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе, образуя систему представлений о себе. По своей сути это есть самосознание. Оно складывается из системы своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки.
Сегодняшнее наше собрание не случайно посвящено именно этой теме.
Как показывает статистика, многие проявления асоциального поведения имеют, во – первых, корни из детства, а, во – вторых, как правило являются следствием неадекватной самооценки. Таким образом, роль позитивной самооценки важна в развитии личности.
Самооценка человека является фактором становления личности.
Процесс самопознания человеком себя чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он как личность проходит период своего становления.
Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.
Если самооценка неадекватна (например, завышена), то школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно будет избавиться.
Основная причина неверной самооценки многих детей не в том, что они сознательно не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Главная задача взрослых заключается не в том, чтобы заставить ребенка публично признать свои промахи и ошибки, а в том, чтобы помочь ему самому убедиться в их существовании.
Долгое время было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному развитию личности.
Формирование у подростка низкой самооценки может быть двух типов:
Первый тип : Характерно неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи – неловкостью, глупостью, неумелостью. В результате складывается низкая самооценка.
Второй тип: Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками.
Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:
в высказываниях о себе: « У меня это никогда не получится»;
в упадническом настроении: « Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
в нежелании признать свою вину: « Я не виноват, что…»;
в отрицательном отношении к школе и учителям: « Учителя меня не любят»;
в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого – то успеха: « Меня это не интересует»;
в повышенной чувствительности к критике: « Все против меня».
Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения.
Но под видом самоопределения могут скрываться гримасы свободы, ее противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду люди безвольные, плывущие по течению в поисках легкой жизни: наркоманы, алкоголики. О последствиях наркомании, алкоголизма мы не раз говорили. А есть иной вариант - конформизм, стремление из-за низкой самооценки стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде, определенным образцом поведения, манерой общения и поведения.
И здесь вероятна опасность «свернуть не на ту тропу», взять за основу не тот образец поведения.
Не верящий в себя человек во всем сомневается, он не уверен в том, что может справиться с порученным делом. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов.
Слово учителя:
Стремясь повысить свою значимость и хоть как- то выделиться из толпы, подростки порой идут на крайности.
Как следствие этому – неформальная среда и опасное окружение:
Участие в скин – движении ( скинхеды).
Участие в деструктивных и религиозных сектах
Неформальные молодежные объединения ( эмо, готы)
Скинхеды – группы фанатиков с националистической идеологией. Их внешность запоминается: прическа под « ноль», ботинки на толстой подошве, камуфляж. Это движение популярно в подростково - молодежной среде (сюда приходят учащиеся ПТУ или неработающие молодые люди, за которыми не уследили родители, которые стремятся выделиться из толпы, имея « синдром маленького человека».)
Сейчас это движение набирает силу, привлекая в свои ряды больше количество молодежи. Если в 1992 году скинхедов было всего 10 чел (Москва, Арбат), то сейчас по России их не менее 35 тысяч.
В движении есть своя иерархическая лестница: малолетки, ( 12-14 лет), молодняк ( 14-16 лет), старшаки ( до 20 лет), старые скинхеды – от 20 лет.
В отличие от других неформальных молодежных течений и групп, существующих сегодня, движение скинхедов – российских бритоголовых является самым жестким, агрессивным и криминализированным.
В их идеологии крайняя форма расизма, ксенофобия,т.е ненависть по расово – национальному признаку. Формы движения: акции, лозунги, призывы, рисунки, символика. Метод борьбы: агрессия, драка, грабеж, убийство.
Их принципы: не дружить с « инородцами», игнорировать всякие попытки контактов со стороны человека « не русской национальности». Высказывать свою ненависть и презрение при любом удобном случае.
Участие в скин- движении – это дань моде!!!
Мотивы вступления в эти организации: поиск авторитета среди равных себе, поиск того, кто не будет навязывать скучные правила и читать мораль;
Мода, безделье, любовь к футболу, влияние партий националистического толка.
Шанс напомнить о себе ( когда не дается учеба, дети обделены вниманием со стороны родителей, дети предоставлены самим себе). Ведь подростковая психика очень ранимая и легко поддается чужому влиянию, будь то родитель или телевидение.
К современной молодежной субкультуре относится движение готов, эмо.
Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови, а также цвету солнца, серебро - цвет луны). У девушек яркий, выразительный стиль Вамп — плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного (кровавого) до черного.
Хотя в готической одежде и преобладают мрачные цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, — черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья.
Но всё же мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.
Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую и кельтскую символику.
Христианская символика используется реже, по большей части в виде обычных распятий (только в более «стильном» исполнении). Широко используются кельтские кресты, различные кельтские орнаменты. Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (символы хаоса).
Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и тому подобные; часто декларируется тафофилия - любовь к кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.
Kаких- то определённых, используемых всеми знаков или символов не существует, — здесь определяющим является эстетический аспект, а также стремление ко всему необычному (отсюда зачастую и происходит увлечение всякого рода «мрачной» символикой). Украшения в основном серебрянные или из другого белого металла.
Движение эмо ( от слово эмоции, эмоциональные) тоже относится к молодежной субкультуре. Оно пошло от особого типа хардкор – музыки, ее особенности: визг, плач, стоны, шепот, песни о переживаниях, за которыми следует уход в себя, эмоции и тяжелые духовные искания.
У эмо все эмоции и чувства вертятся как правило вокруг одного переживания. Они чувствительны, могут свою беду или проблему возвести в культ.
Социальный педагог:
На сегодняшний день в России действует множество различных сект, абсолютное большинство которых можно отнести к тоталитарным.
Численность людей, вовлеченных в эти деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает, по самым разным оценкам, до одного миллиона человек, и самое страшное в том, что огромное число среди них – дети и подростки. Интерес к детям со стороны сект огромен, они даже и не скрывают этого.
Статья 28 Конституции Российской Федерации провозглашает свободу совести и вероисповеданий. Но данные секты, чаще всего не имеют никакого отношения к религии.
Сектантство – одна из основных опасностей, подстерегающих современного подростка. В первую очередь от этой напасти страдают дети от 12 до 16 лет.
Причин попадания детей в секту всего три, это наиболее распространенные ситуации, которые становятся поводом:
-
Первая – конфликт в семье. Родители обижают своего ребенка словом или делом, не понимают его, и самое главное, не очень-то стремятся. Они только все время от него что-то требуют. Ребенок старается уйти из дома на улицу, туда, где к нему относятся с пониманием. Фактически родители сами формируют уязвимую для внешнего влияния личность.
Вторая причина – ребенок заброшен. Не в бытовом (тут все может быть в порядке), а в психологическом смысле – родителям некогда, они заняты своими взрослыми делами. В итоге их родительскую роль перехватывают другие.
Третья причина – мистически настроенные родители (нет, они не ходят ни на какие сборища). В доме увлекаются астрологией и магией, читают оккультную литературу, развешивают ритуальные колокольчики. Но дети. В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ, ВСЕГДА ГОТОВЫ ИДТИ ДАЛЬШЕ. ВЗРОСЛЫЕ ТОЛЬКО ПОЧИТЫВАЮТ КНИЖКИ О МЕДИТАЦИИ, А РЕБЕНОК ВСЕРЬЕЗ УВЛЕКСЯ ЕЮ, РОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ О КАРМЕ И СТРАНЕ Шамбале, а их ребенок уходит в секту, где ему объясняют, как ее достичь.
В настоящее время указанные организации достаточно изучены и хорошо известны их признаки:
По методике вербовки сторонников секты делятся на 3 основных типа по способам воздействия и степени опасности:
условные (имеющие сомнительное отношение к религии), наименее опасны.
христианские, или секты средней опасности.
зомбирующие, наиболее опасны.
Как же взрослым вовремя распознать сектантскую опасность, которая угрожает их ребенку?
Литература, которую ребенок начал приносить домой, рассказы о своем новом увлечении. Поинтересоваться, что за собрания он посещает, о чем там говорят.
Очень тревожный симптом – поездки на выходные и каникулы в какие-то лагеря, о которых вам ничего не известно.
И, наконец, язык. Любая секта начинает формировать у своих адептов новый, странный для «неизбранного» уха язык. Этим они пытаются доказать его «избранность», что очень притягивает детей, которым не хватает признания в обычной жизни.
Уважаемые родители! Помните одну простую истину, доказанную жизнью: против силы любви не устоит никакая секта - любите своих детей, общайтесь с ними как можно чаще, и тогда они вам отплатят своей ответной любовью, и не будут искать ее на стороне.
А сейчас обратите свое внимание на краткую иллюстрированную инструкцию в борьбе против сект.
Опасность для молодого поколения таят секты, через которые можно попасть в культовую зависимость
ОСТОРОЖНО! СЕКТЫ!
Краткая иллюстрированная инструкция в борьбе против сект.
В первую очередь тебе внушат, что до прихода в секту твоя жизнь была совершенно напрасной, пустой тратой времени. Но теперь всё по другому, и секта очень хорошо знает - что тебе нужно.
Первый контакт с сектой - для тебя откровение. У тебя открывается новый взгляд на вещи.
Секта имеет исключительное, единственно правильное представление о мире, которое решает все проблемы.
Очень трудно узнать правду о секте. В секте не принято думать, размышлять, тем более спрашивать или сомневаться. Если же наберёшься смелости и всё-таки спросишь, твои новые друзья ответят: " Этого не можем тебе сейчас объяснить, хочешь узнать - пошли с нами в наш центр."
Секта имеет мастера, медиума, учителя или гуру который единственный знает истину.
Учение секты считается единственно правильным, вечным, истинным знанием. Наука, рациональное мышление и разум отбрасываются как негатив, сатанизм или глупость. "Личность становится безумной и счастливой."
Конец света близок. Мир погибнет в страшной катастрофе, и только секта знает, как спастись от неё.
Твоя секта - это элита, сливки человечества, избранные. Участь остальных людей - погибель. " Хочешь спастись - немедленно стань членом секты."
Секта оградит тебя от остального мира одеждой, особым питанием, собственным языком, строгими правилами отношений с людьми.
Секта желает, чтобы ты порвал все "старые" связи, они мешают твоему развитию.
Секта полностью контролирует твою личную жизнь. Интимные отношения предписуются сектой, как например выбор супругов или партнёров, групповой секс или полное воздержание.
Ты всё время находишься под контролем секты. У тебя нет свободного времени. Ты занят продажей сектантской литературы, вербовкой новых членов, посещением бесконечных курсов и медитаций... Секта внимательно следит за дисциплиной и выполнением правил - ведь это единственный путь к спасению.
Остаться одному просто невозможно, рядом с тобой всегда "брат" или "товарищ" из секты.
А когда ты начнёшь недоумевать, почему нет обещанного успеха, то получишь ответ "ты сам виноват" - или плохо трудишься, или слабо веруешь.
Психолог:
Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, сверстниками, она высвечивает для человека перспективы его личностного роста. Заблуждения, преувеличения или, наоборот, недооценка своих возможностей не дают шанса продвинуться вперед в развитии.
Правильная оценка ребятами своих личностных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.
Очень важно, чтобы, думая о себе, подросток мог сказать, что в какой – то сфере жизни он достиг высоких результатов. Родителям, конечно, хочется, чтобы это была хорошая учеба. Но у детей могут быть другие ценности и разные возможности. К тому же не каждому суждено стать Эйнштейном или Лобачевским. Миру нужны Левши и Кулибины. Родители как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной Я – концепции. В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое и станет основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.
Накануне мы попросили ребят подумать и написать, в какой области жизни они сейчас достигли высоких результатов и могут гордиться собой. Им было предложен дописать предложение: « В настоящее время я могу гордиться собой, потому что…».
Вот какие ответы мы получили:……………………………………………………………….
Дорогие родители, попробуйте угадать, чем похвастался ваш собственный ребенок.
Надеемся, что вы осознали, насколько важно, чтобы у детей сформировалась адекватная самооценка. В силу того, что наши ребята испытывают трудности в учебе, им важно реализоваться в чем – то другом. Роль и родителей, и учителей заключается в том, чтобы заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам.
Представьте себе. Что ваш ребенок вас удивил. Как вы его поддержите, какими словами?
Вариантов много: Хорошо! Как в сказке! Ты просто чудо! Я сам не смог бы сделать лучше! Я тобой горжусь! Это как раз то, что нужно! Тут мне без тебя не обойтись! И др.
Решение нашего собрания сформулировать трудно. Оно может получить слишком официальным. Пусть на память о нашем сегодняшнем разговоре останутся слова великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: « Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»
|
|
|