|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
Инновационность данной программы заключается в том, что автором самостоятельно отобрано её содержание, а так же, в том что программа позволяет более глубоко по сравнению с обязательной частью образовательной программы формировать экологические знания.
Цель:
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи:
- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
–рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
–беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
–сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
–экологические тропы;
–игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
–различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
–работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:
1. Образовательные. Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие. Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.
Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.
План работы на октябрь 2014г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Наш дом-природа»
|
Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе
|
1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»
2. Дать понятие живая, не живая природа.
3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»
4. Д/и «Природа – не природа»
5. Ввести календарь природы.
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Путешествие в страну осень»
|
Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.
|
1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.
2. Чтение стихотворения «Осень»
3. Беседа о сезонных изменениях в природе.
4. Работа с календарём природы.
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Лес»
|
Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.
Воспитывать у детей любовь к природе.
|
1. Что такое лес?
2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.
3.Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»
4. Собирание гербария.
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Царство грибов»
|
Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.
|
1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»
2. Рассказ воспитателя о грибах.
3. Рисование «Грибы»
|
План работы на ноябрь 2014г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Перелётные
птицы»
|
Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.
Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.
|
1. Рассмотреть иллюстрации птиц.
2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».
3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».
4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Знакомство детей с почвой»
|
Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».
Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
|
1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Глина и земля»
|
Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.
|
1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.
2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.
3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).
Наблюдение за комнатным растением.
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Ваза с яблоками»
|
Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании.
|
1. Беседа о свойствах глины
2.Просмотр иллюстраций
«Глиняные изделия»
3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа)
|
План работы на декабрь 2014г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Растения зимой»
|
Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.
Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.
|
1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа
2. Беседа «Для чего растениям снег»
3. Наблюдение за деревьями.
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Ёлочка –
красавица»
|
Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.
|
1. Дать понятие хвойные деревья.
2. Беседа о сосне.
3. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок)
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Зимующие птицы»
|
Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.
Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам
|
1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»
2. Рассказ о жизни птиц зимой
3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам»
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Путешествие
в зимний лес»
|
Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу
Воспитывать любовь и сочувствие к животным.
|
1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»
2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)
3.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»
|
План работы на январь 2015г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Зимние явления в неживой природе»
|
Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.
|
1. Дать определение понятию - зимние явления.
2. Беседа «Если на улице сильный мороз»
3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Вода вокруг нас»
|
Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.
|
1. Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде.
2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Кто живёт в реке»
|
Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.
|
1. Беседа, «Какие животные называются водными»
2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»
Обратить внимание на внешние особенности.
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Речные и морские
камни»
|
Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения.
|
1. Рассмотреть камни речные и морские
2. Назвать их свойства и особенности.
2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал»
|
План работы на февраль 2015г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
Наблюдения
«Морозные
узоры»
|
Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.
|
1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?
2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус
3. Обсуждение стихотворения.
|
2
н
е
д
е
л
я
|
Наблюдения
«Снег»
|
Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.
|
1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.)
2. Беседа о защитных свойствах снега.
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Воздух»
|
Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную
активность в процессе экспериментирования.
Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
|
1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения.
2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого.
3. Игра – эксперимент «Дуем – играем».
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Как рождается
ветер»
|
Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность
|
1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»
2. Наблюдение за ветром (использование вертушек).
|
План работы на март 2015г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Почему белые медведи не живут в лесу?»
|
Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.
|
1. Демонстрационный материал «Животные Севера»
2. Видеофильм «Животные севера».
3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу».
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Животные жарких стран»
|
Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.
|
1.Демонстрационный материал «Животные жарких стран».
2. Видеофильм «Животные жарких стран».
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Весенние явления в неживой природе»
|
Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.
|
1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна».
2. Беседа «Признаки весны».
3. Сравнение признаков зимы и весны.
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Как солнце жизнь
дает земле»
|
Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.
|
1. Чтение и рассматривание иллюстраций.
«География для малышей».
2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце».
|
План работы на апрель 2015г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Огород
на окошке»
|
Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.
|
1. Беседа «Что нужно растению?»
2. Посадить лук, петрушку.
3. Дальнейшие наблюдение и уход.
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Насекомые»
|
Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница).
На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
|
1. Рассмотреть иллюстрации.
2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.
3. Рисование «Бабочка».
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Растения весной»
|
Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.
|
1. Наблюдение за деревьями.
2. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников.
3. Работа с календарём природы.
|
4
н
е
д
е
л
я
|
«Встречаем птиц»
|
Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.
|
1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия.
2. Загадать загадки про птиц.
3. Беседа «Для чего нужен скворечник».
4. Игра с бумажными птицами.
|
План работы на май 2015г.
Неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Формы работы
|
1
н
е
д
е
л
я
|
«Человек – живой
организм»
|
Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.
|
1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека».
2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека.
3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно».
|
2
н
е
д
е
л
я
|
«Цветущий сад»
|
Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.
|
1. Наблюдение за яблоней.
2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями).
3. Работа с календарём природы.
|
3
н
е
д
е
л
я
|
«Экологическая тропа»
|
Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.
|
1. Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу».
2. Целевая прогулка по экологической тропе.
3. Беседа «Что будет, если…».
|
4
н
е
д
е
л
я
|
Диагностика
|
|
|
Система мониторинга результатов освоения программы
Мониторинг проводится два раза в год: в начале реализации программы и в конце.
Диагностика экологических знаний детей средней группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4)
16. Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Что произойдёт, если растение не поливать?
19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
-
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень
23 – 35 – средний уровень
36 – 45 – высокий уровень
Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к наблюдениям за природой, бережно относится к природе, умеет различать 2-3 вида деревьев, умеет показывать 3-4 вида животных, умеет показывать и называть овощи, фрукты, умеет называть времена года.
Средний уровень. Ребенок проявляет эпизодический интерес к наблюдениям за природой, бережно относится к природе, умеет называть домашних и диких животных, умеет показывать и называть овощи, фрукты.
Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса к наблюдениям за природой, безразличен к природе, умеет с помощью воспитателя различать 2-3 вида деревьев, может с помощью воспитателя перечислить какие виды растений надо поливать.
Список литературы:
1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).
2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».
3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.
3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.
«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.
6. Интернет – источники.
|
|
|