|
Пояснительная записка. Программа «Игротека»
Пояснительная записка.
Программа «Игротека» направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В основу структуры вариативной части рабочей программы положена программа, автором которой является доктор педагогических наук В.И. Лях.
Программа полностью построена на подвижных играх и различных игровых упражнениях, соответствующих возрастным особенностям учащихся.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Сухомлинский и др. относились к игре как к уникальному явлению детства.
Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая помогает ребёнку самореализоваться. Огромное значение для ребёнка имеет участие, как в жизни класса, так и во внешкольных занятиях. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. В игре преодолеваются трудности, даётся выход энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Именно игра позволяет сделать учебный процесс во 2 классе необычным, сказочным и заманчивым.
В данной программе игра рассматривается как основное средство формирования двигательных умений и навыков учащихся. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Подвижная игра представляет собой одно из действенных средств воспитания. В первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений.
В каждой теме занятий предлагаются игровые упражнения для детей, как с низким уровнем физической подготовленности, так и с высоким.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год. Режим занятий – 2 часа в неделю.
В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Программа занятий внеурочной деятельности направлена на:
-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка);
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью рабочей программы внеурочной деятельности является формирование у учащихся 2 класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
содействие гармоническому физическому развитию;
овладение школой движений;
развитие координационных пространственных, временных и силовых параметров движений, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве.
выработку представлений об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Содержание внеурочной деятельности на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность. В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Содержание курса
Подвижные игры (66ч)
Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метание)
Подвижные игры на материале спортивных игр (элементы баскетбола)
Подвижные игры для формирования правильной осанки.
Подвижные игры на свежем воздухе.
Игры с элементами строя и общеразвивающих упражнений: «Класс, смирно!», «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего естественных движений, элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики. В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения.
В результате освоения содержания материала на занятиях физическими упражнениями во внеурочное время учащиеся 2 класса должны достигнуть следующего уровня развития:
понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
осознанно использовать знания, полученные во время подвижных игр;
освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями;
научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки;
приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека; бегать различными способами;
метать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнят акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации;
научатся сохранять правильную осанку;
освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр;
в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Освоения учащимися содержания программы внеурочных занятий являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты отражают:
-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований
Учебно-тематический план
№ занятия
|
Содержание
|
Дата
|
1
|
Правила безопасности во время занятий.
Игры: "Класс, смирно!", «Совушка», «Салки», «Через кочки и пенечки»
|
|
2
|
Требования к одежде при занятиях физ. упражнениями.
Игры "Быстро по местам", «Запрещенное движение», «К своим флажкам»
|
|
3
|
Игры: "У ребят порядок строгий", «Пятнашки», «Игра с мячом»
|
|
4
|
П/и «К своим флажкам», «Горелки»
|
|
5
|
П/и «Пятнашки», «Кто ушел»
|
|
6
|
Правила по технике безопасности во время прыжков.
П/и «Прыгающие воробушки», «Летает не летает»
|
|
7
|
П/и «Зайцы в огороде», «Фигуры»
|
|
8
|
П/и «Прыгающие воробушки», «Кто быстрее встанет в круг»
|
|
9
|
П/и «Лисы и куры», «Метко в цель»
|
|
10
|
П/и «Зайцы в огороде», «Мяч соседу»
|
|
11
|
П/и «Лисы и куры», «У медведя во бору»
|
|
12
|
П/и «Кто дальше бросит», «Волк во рву»
|
|
13
|
Правила по технике безопасности во время прыжков.
П/и «Прыгающие воробушки», «Эстафета с обручами»
|
|
14
|
П/и «К своим флажкам», «Успей выбежать»
|
|
15
|
П/и «Зайцы в огороде», «Быстрые и ловкие»
|
|
16
|
16.П/и «Пятнашки», «Медведи и пчелы»
|
|
17
|
Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафета «Перемена мест», «Самый внимательный»
|
|
18
|
Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафеты «Вызов номеров», «Белки, норки, соболята», «Не попадись»
|
|
19
|
Правила безопасности во время занятий.
П/и «Лисы и куры», «Бери ленту»
|
|
20
|
П/и «Кто дальше бросит», «Совушка»
|
|
21
|
П/и «Третий лишний», «Салки»
|
|
22
|
Упражнения в равновесии. П/и «К своим флажкам»
«Класс, смирно!»
|
|
23
|
П/и «Третий лишний», «Лиса и куры»
|
|
24
|
П/и «Два мороза», «Парашютисты»
|
|
25
|
П/и «Лисы и куры», «Узнай чей голос»
|
|
26
|
П/и «Два мороза», «Охотники и утки»
|
|
27
|
П/и «Третий лишний», «Мы веселые ребята!»
|
|
28
|
П/и «Пятнашки», «Удочка»
|
|
29
|
Режим дня. Упражнения в лазании и перелезании.
П/и «К своим флажкам»
|
|
30
|
П/и «Пятнашки», «У ребят порядок строгий»
|
|
31
|
Игры: "Волк во рву", «Перемени предмет"
|
|
32
|
Эстафеты. «Зайцы, сторож и Жучка»
|
|
33
|
П/и «Два мороза», «Быстро шагай»
|
|
34
|
П/и «К своим флажкам», «Великаны и гномы»
|
|
35
|
П/и «Прыгающие воробушки», «Передал- садись»
|
|
36
|
П/и «Два мороза», «Затейники»
|
|
37
|
П/и «Пятнашки», «Где звучит?»
|
|
38
|
П/и «Зайцы в огороде», «Хоровод», «Лисы и куры»
|
|
39
|
«Музыкальное объятие»
|
|
40
|
П/и «Два мороза», «Музыкальные змейки»
|
|
41
|
П/и «Шире шаг», «Ручеек»
|
|
42
|
П/и «Кто самый быстрый», «Слушай звуки»
|
|
43
|
П/и «Пятнашки», «Третий лишний»
|
|
44
|
П/и «Кто самый быстрый», «Узнай по голосу»
|
|
45
|
П/и «Два мороза», «Попади снежком в цель»
|
|
46
|
П/и «Прыгающие воробушки», «Смелые воробушки»
|
|
47
|
П/и «Кто самый быстрый», «Замороженные»
|
|
48
|
П/и «Пятнашки», «Кто дальше бросит?»
|
|
49
|
Правила поведения во время занятий.
Ловля и передача мяча.
П/и «Играй, играй, мяч не потеряй», «Попади в цель»
|
|
50
|
Ловля и передача мяча. «Мяч водящему»
|
|
51
|
Ловля, передача и ведение мяча (индивидуальное);
П/и ««Играй, играй, мяч не потеряй», «Два дома»
|
|
52
|
П/и «Мяч водящему» «Защита крепости»
|
|
53
|
Ловля, передача и ведение мяча (в парах);
П/и «Школа мяча», «Быстро возьми»
|
|
54
|
П/и «У кого меньше мячей», «Лисенок –медвежонок»
|
|
55
|
П/и «Мяч в корзину», «Кто дальше»
|
|
56
|
Ловля, передача, броски мяча, стоя на месте и в шаге.
П/и «Мяч водящему», «Найдем следы зайца»
|
|
57
|
Метание мяча на заданное расстояние;
П/и «Зайцы в огороде», «Кто дальше»
|
|
58
|
Признаки правильной ходьбы, бега. Прыжки через верёвочку. Эстафета с бегом на скорость. «Метко в круг»
|
|
59
|
Прыжки через верёвочку. П\и «Круговая эстафета»,
«Проведи и не задень»
|
|
60
|
Закаливание.
Метание мяча на заданное расстояние. Эстафета «Точный пас»
|
|
61
|
Игры на осанку. П/и «Метко в цель», «Попади в ворота»
|
|
62
|
П/и «Метко в цель», «Борьба за флажки"
|
|
63
|
Правила игр. «Передача мяча в колонне»
|
|
64
|
«Карусель»
|
|
65
|
Правила игр. «Пятнашки»
|
|
66
|
«Будь ловким»
|
|
Список литературы:
1. Рабочие программы по физической культуре. 1-11 классы (по программам В.И. Ляха) 2007.-126 с - (Образовательный стандарт).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
3.Учебно-методическое издание «В помощь школьному учителю» Ковалько Валентина Ивановна.
|
|
|