|
Практические рекомендации родителям «Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»
Е.А.Баева
педагог – психолог МБОУ «СОШ с
углублённым изучением иностранных
языков №4» г. Курчатов
Практические рекомендации родителям
« Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»
Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей которые его окружают.
Портрет застенчивого ребенка
застенчивые дети выглядят удивительно похоже- опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками...Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет , когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти
укромный уголок, начинает заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху...
« Невидимые» проблемы
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую
же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они
не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети
«кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)
Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.
Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость....
Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...
Личностные особенности застенчивых детей:
Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые
Основная причина возникновения застенчивости у ребенка дошкольника
является неадекватный стиль воспитания в семье. Так застенчивость встречается у единственных в семье детей. У которых так или иначе был ограничен круг общения.
Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими мамами. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим их людям.
Авторитарный стиль воспитания в семье - когда на ребенка возлагаются непомерно большие надежды и родители начинают «закручивать гайки», добиваясь реализации своих чрезмерных амбиций. Постепенно у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Нарушение личностного взаимодействия между ребенком и взрослым ( родителем, педагогом) способствует выработке у ребенка психологической защиты , заключающейся в том. Что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно...
Рекомендации родителям застенчивого ребенка
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!
- начните с себя- старайтесь преодолеть свою скованность, нерешительность, а самое главное- умерьте требования к ребенку и старайтесь почаще хвалить ребенка НИ ЗА ЧТО;
- фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным;
- необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы;
- главный козырь взрослых- терпение и тактичность;
- необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность посредством хорошо мотивированных посильных просьб и поручений;
- в быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению- обратиться к кому-то с просьбой, отдать деньги продавцу и т.д.,
- постоянно подкрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах;
- расширьте круг знакомств, почаще приглашайте к себе домой друзей, берите ребёнка с собой в гости к знакомым людям.
|
|
|