|
«Положительные и отрицательные числа»
Тема урока:
«Положительные и отрицательные числа»
Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.
Задачи:
-
Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.
Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений учащихся с использованием ИТ.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек
Ход урока
I. Организационный момент.
– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.
– Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока.
– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».
II. Устная работа.
– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.
«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»
– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}
– Поможем? {Да}
– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.
– 1. Ответим на несколько вопросов.
Скажите пожалуйста какое перед нами число? {Число – 32}
Как называется это число? {Это число отрицательное}
А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}
-
А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}
Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? {Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}
Назовите два целых, соседних с данным, числа. {– 31 и – 33}
А какое число будет противоположно данному? {Число 32}
А какие числа называются противоположными? {Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}
Чему равен модуль данного числа? {Модуль данного числа равен 32}
А что называется модулем числа? {Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}
– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.
2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.
3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.
– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.
2,3
|
|
0,1
|
5
|
- 7
|
|
- 8
|
- 3,5
|
|
- 4,2
|
1,4
|
|
– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные:
(; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}
– Молодцы. С этим заданием вы справились.
Задания блиц – опроса выполняются на карточках по двум вариантам.
Вариант 1.
Числа со значком “-” называют (отрицательными).
Ни положительным ни отрицательным числом является _____0______.
-
Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют (координатой) этой точки.
Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.
Если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату (-7).
Точка Х(-5) удалена от точки У(3) на 8 единичных отрезков.
Положительное направление на координатной прямой отмечают (стрелкой). Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа (увеличиваются) (увеличиваются, уменьшаются).
Заполни пропуск: число (-2) на 3 больше числа -5.
Заполни пропуск: число (-6) на 5 меньше числа -1.
Целыми числами называют (натуральные) числа, (противоположными) им числа и (нуль).
Вариант 2.
Числа со знаком “+” перед ними называют (положительными).
Число нуль отделяет на координатной прямой (отрицательными) числа от (положительных).
Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней (началом отсчета, единичным отрезком и направлением).
Отрицательные числа расположены (левее) (правее, левее) от нуля.
Если точка М расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату (+12).
Точка Х(-4) удалена от точки У(2) на (6) единиц.
Заполни пропуск: число (-2) на 5 больше числа -7.
Заполни пропуск: число (-6) на 4 меньше числа -2.
Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 7 и -7 , равна (0).
Рациональными числами называют: (положительными) числа, (отрицательными) числа и (нуль)
IV. Историческая справка.
– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}
5. Снайперская самостоятельная работа
Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.
Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.
( +4 )
|
( -1 )
|
( +6 )
|
( -2 )
|
( +7 )
|
( -5 )
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 5
( +4 )
|
( -1 )
|
( +6 )
|
( -2 )
|
( +7 )
|
( -5 )
|
Д
|
Е
|
К
|
А
|
Р
|
Т
|
Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую
физкультминутка:
Учащиеся встают. Учитель по порядку называет задания: а), б) и т.д. Если в ответе получается знак больше, то нужно поднять руки вверх и потянуться, если меньше, то повертеть головой влево-вправо.
а) 0,5>-5;
б) -100<-10;
в) -19,9>-20;
г) -6,2<-2,6;
д) -0,2<-0,03;
е) -4,2>-4,5.
Решение практической задачи:
Сегодня, столбик термометра показывает температуру -10оС, а к выходным передали изменение температуры на 10оС. Какая ожидается температура к выходным? Так ли нам это важно знать?
Ответ: 0о
VII. Тестовая работа.
– Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.
– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.
– Все готовы? Тогда начинаем.
Фамилия, имя _____________
Класс 6 б
Вариант 1
|
Фамилия, имя _____________
Класс 6б
Вариант 2
|
Сравните числа – 15 и – 12.
А) – 15 > – 12;
Б) – 15 < – 12;
В) – 15 = – 12.
Найдите сумму чисел |– 1,4| и| – 1,8|.
А) – 0,4;
Б) – 3,2;
В) 0,4;
Г) 3,2.
Найдите разность чисел |– 0,7|и |– 0,3|.
А) – 0,4;
Б) – 1;
В) 0,4;
Г) 1.
|
Сравните числа – 17 и – 23.
А) – 17 > – 23;
Б) – 17 < – 23;
В) – 17 = – 23.
Найдите сумму чисел | – 1,4| и |0,8|.
А) – 0,6;
Б) – 2,2;
В) 0,6;
Г) 2,2.
Найдите разность чисел | – 0,9| и| 0,7|.
А) – 0,2;
Б) – 1,6;
В) 0,2;
Г) 1,6.
|
– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.
VIII. Итог урока.
– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.
– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»
– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.
– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.
( +4 )
|
( -1 )
|
( +6 )
|
( -2 )
|
( +7 )
|
( -5 )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|