Главная страница

«Положительные и отрицательные числа»


Скачать 88.82 Kb.
Название «Положительные и отрицательные числа»
Дата 24.02.2016
Размер 88.82 Kb.
Тип Урок



Тема урока:

«Положительные и отрицательные числа»

Цель: закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.

Задачи:

  • Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

  • Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.

  • Развивать логическую смекалку, творческое мышление.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений учащихся с использованием ИТ.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, набор индивидуальных карточек

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а все учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. И сегодня мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания, полученные вами на предыдущих занятиях.

– Для работы мне понадобятся помощники – старшие научные сотрудники – которые будут помогать мне в течение урока.

– А теперь в ваших журналах наблюдения – рабочих тетрадях – запишем число, классная работа, тема исследования: «Положительные и отрицательные числа».

II. Устная работа.

– В нашу лабораторию поступило сообщение. Прочитайте его.

«В архиве нашего института произошел сбой системы. Потерялись многие сведения. Чтобы их восстановить, нужны специалисты в области положительных и отрицательных чисел. Помогите»

– Мы с вами уже изучили положительные и отрицательные числа, много действий умеем с ними делать. Мы в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете? {Да}

– Поможем? {Да}

– Раз мы будем помогать восстанавливать утраченные сведения, то мы должны пройти испытания: все ли готовы совершить эту важную миссию.

– 1. Ответим на несколько вопросов.

  1. Скажите пожалуйста какое перед нами число? {Число – 32}

  2. Как называется это число? {Это число отрицательное}

  3. А где расположено это число на координатной прямой? {Это число на координатной прямой расположено слева от нуля}

  4. А какие числа называются отрицательными? {Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля}

  5. Мы говорим о координатной прямой. А какая прямая называется координатной? {Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление}

  6. Назовите два целых, соседних с данным, числа. {– 31 и – 33}

  7. А какое число будет противоположно данному? {Число 32}

  8. А какие числа называются противоположными? {Противоположными называются числа, которые отличаются друг от друга только знаками}

  9. Чему равен модуль данного числа? {Модуль данного числа равен 32}

  10. А что называется модулем числа? {Модулем числа называется расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой}

– Ну что ж с заданием все справились. Значит, можем продолжить восстанавливать потерянные сведения.

2. Устный счет. Открыть зашифрованную картинку.


3. Задания на сравнение чисел и выполнение действий с модулями чисел.

– Выполним следующее задание: Расставьте синие числа в порядке возрастания, а красные – в порядке убывания.

2,3



0,1

5

- 7



- 8

- 3,5



- 4,2

1,4



– А теперь проверим, что у вас получилось. {Синие: - 8; - 7; - 4,2; - 3,5; ; ; Красные:

(; 5; ; 2,3; 1,4; 0,1}

– Молодцы. С этим заданием вы справились.

  1. Задания блиц – опроса выполняются на карточках по двум вариантам.

Вариант 1.

  1. Числа со значком “-” называют (отрицательными).

  2. Ни положительным ни отрицательным числом является _____0______.

  3. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют (координатой) этой точки.

  4. Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.

  5. Если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату (-7).

  6. Точка Х(-5) удалена от точки У(3) на 8 единичных отрезков.

  7. Положительное направление на координатной прямой отмечают (стрелкой). Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа (увеличиваются) (увеличиваются, уменьшаются).

  8. Заполни пропуск: число (-2) на 3 больше числа -5.

  9. Заполни пропуск: число (-6) на 5 меньше числа -1.

  10. Целыми числами называют (натуральные) числа, (противоположными) им числа и (нуль).

Вариант 2.

  1. Числа со знаком “+” перед ними называют (положительными).

  2. Число нуль отделяет на координатной прямой (отрицательными) числа от (положительных).

  3. Координатной прямой называют прямую с выбранными на ней (началом отсчета, единичным отрезком и направлением).

  4. Отрицательные числа расположены (левее) (правее, левее) от нуля.

  5. Если точка М расположена правее нуля на 12 единиц, то она имеет координату (+12).

  6. Точка Х(-4) удалена от точки У(2) на (6) единиц.

  7. Заполни пропуск: число (-2) на 5 больше числа -7.

  8. Заполни пропуск: число (-6) на 4 меньше числа -2.

  9. Координата точки, находившейся на одинаковом расстоянии от точек с координатами 7 и -7 , равна (0).

  10. Рациональными числами называют: (положительными) числа, (отрицательными) числа и (нуль)

IV. Историческая справка.

– Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.

Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.

– Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете? {Ответы учащихся}

5. Снайперская самостоятельная работа

Работа выполняется по рядам, по одному заданию для каждой пары, чей ряд быстрее и правильно выполнит задание.

Задание. Расшифруйте имя математика, который впервые ввел в употребление координатную прямую. Для этого впишите буквы, соответствующие данным координатам в таблицу.


( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )




















Слайд 5

( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )

Д

Е

К

А

Р

Т

Рене Декарт – французский философ, физик,математик и физиолог. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение:“Я мыслю, следовательно, я существую

физкультминутка:
Учащиеся встают. Учитель по порядку называет задания: а), б) и т.д. Если в ответе получается знак больше, то нужно поднять руки вверх и потянуться, если меньше, то повертеть головой влево-вправо.

а) 0,5>-5;

б) -100<-10;

в) -19,9>-20;

г) -6,2<-2,6;

д) -0,2<-0,03;

е) -4,2>-4,5.

Решение практической задачи:

Сегодня, столбик термометра показывает температуру -10оС, а к выходным передали изменение температуры на 10оС. Какая ожидается температура к выходным? Так ли нам это важно знать?


Ответ: 0о
VII. Тестовая работа.

– Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство НИИ решило провести тестирование научных сотрудников.

– Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.

– Все готовы? Тогда начинаем.

Фамилия, имя _____________
Класс 6 б
Вариант 1

Фамилия, имя _____________
Класс 6б
Вариант 2

  1. Сравните числа – 15 и – 12.
    А) – 15 > – 12;
    Б) – 15 < – 12;
    В) – 15 = – 12.

  2. Найдите сумму чисел |– 1,4| и| – 1,8|.
    А) – 0,4;
    Б) – 3,2;
    В) 0,4;
    Г) 3,2.

  3. Найдите разность чисел |– 0,7|и |– 0,3|.
    А) – 0,4;
    Б) – 1;
    В) 0,4;
    Г) 1.




  1. Сравните числа – 17 и – 23.
    А) – 17 > – 23;
    Б) – 17 < – 23;
    В) – 17 = – 23.

  2. Найдите сумму чисел | – 1,4| и |0,8|.
    А) – 0,6;
    Б) – 2,2;
    В) 0,6;
    Г) 2,2.

  3. Найдите разность чисел | – 0,9| и| 0,7|.
    А) – 0,2;
    Б) – 1,6;
    В) 0,2;
    Г) 1,6.




– Время закончилось. Я попрошу старших научных сотрудников собрать бланки с тестами.

VIII. Итог урока.

– Вот и закончился рабочий день в нашем научно-исследовательском институте. Мы помогли восстановить потерянные сведения о положительных и отрицательных числах.

– Придете вы сегодня домой, к своим родителям и что вы скажете? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке математики я …»

– А я сегодня, когда приду домой скажу своим родственникам, что сегодня на уроке математики я еще раз убедилась какие у меня замечательные, дружные, умные ученики.

– А сегодня у нас урок закончился. Спасибо. До свидания.




( +4 )

( -1 )

( +6 )

( -2 )

( +7 )

( -5 )