|
На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас не сомневаясь ответит играть
На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас не сомневаясь ответит – играть.
Наблюдая окружающий мир, людей вокруг себя, ребенок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А вот в игре он может сделать все. В игре он «вдруг» становится мамой или папой, капитаном корабля или командиром полка, врачом или учительницей. В игре по-настоящему, а не «понарошку» работает воображение малыша, память, мышление, речь, надо строить отношения с партнерами (даже если их роль выполняют неодушевленные предметы), решать возникающие проблемы.
Любой ребенок будет с упоением играть камушками, палочками, тряпочками и другими незамысловатыми предметами или вообще не имея под рукой никаких атрибутов. Но все-таки одна из любимых игрушек у всех детей (и девочек, и мальчиков) – это кукла.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. У девочек это и разряженные принцессы – красавицы из фарфора, и резиновые пупсики – голыши, и незамысловатые самодельные тряпочные куклы, такие милые, домашние. У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя ни одному мальчику в голову не приходит, что они тоже так называются. Это и солдатики, человечки от конструкторов (водители, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола.
Дети чутко реагируют на отношение взрослого к игре: они не будут играть с ним, если почувствуют фальшь, равнодушие. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время, когда у вас на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный телефонный звонок. Ребенок почувствует ваше напряжение, поймет, что вы делаете ему одолжение, согласившись поиграть.
Когда малышу всего два-три года, инициатива в игре обычно принадлежит взрослому. Он придумывает сюжет игры. Допустим, говорит: «Это будет мама, это – папа, это – их сыночек, тут к них кроватка, тут столик» – и так далее. По ходу игры, имея в руках одного или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к тем, которые находятся в руках у ребенка. Он будет как бы направлять игру. При этом не забывая поддерживать инициативу ребенка, развивать сюжетную линию, предложенную малышом. Когда в руках играющего «говорят» персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый предлагает поменять что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова «от автора», но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.
Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, отображающие «кукольную» действительность. Но лучше, если в качестве атрибутов вы будете использовать предметы-заместители, это развивает фантазию ребенка.
Например, кукольной кроваткой может стать любая коробка, постельным бельем – кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутами), посудой – формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры). Одеждой послужат те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть веревочкой.
Едой для кукол могут служить любые мелкие предметы: детали конструкторов, небольшие кубики, бусины, шишки, камушки (весь природный материал, который достается ребенку в качестве игрушек, предварительно надо вымыть и высушить, и только после этого отдать ему).
Ребенок постарше (4-7 и более лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает «реквизит», раздает роли действующим лицам. Взрослый становится «ведомым». Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребенком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, даже самые неожиданные.
Детям этого возраста уже недостаточно кукольной кроватки из коробки, а белья из тряпочек. Им надо все «по-настоящему». Но даже если у вас есть возможность купить куклу с комплектом одежды и роскошный кукольный дом со всеми атрибутами, предложите ребенку сделать это самостоятельно. Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой. А вот с простой одеждой девочка вполне сможет справиться.
Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся
|
|
|