ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:
пропуски букв и слогов - «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес);
перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастные» (висит на стене), «у стала» (устала);
-
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная
шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»
замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «шапоги» (сапоги);
нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.
Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла), «подороге».
Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно - пространственного восприятия, зрительно – моторной координации:
увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п - т, и - ш, л - м и т. д.
замена второго не сходного элемента: и - у, б - д, и - ц…
замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п-и…
зеркальное письмо: Е – З, У – Ч….
Учитель-логопед МБОУ ШИ № 133:
Поташинская Марина Викторовна
|