Главная страница

Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей


Скачать 152.99 Kb.
Название Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей
Дата 06.03.2016
Размер 152.99 Kb.
Тип Методическая разработка

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Республиканское государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 25»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему

«Планирование и методика проведения

занятий по вождению автомобилей»

Разработал мастер п/о:

Алексеев В.И.

2012 г
Главным в производственном обучении водителей является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию автомобилей, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование автомобиля по назначению, а так же поддержание его в технически исправном состоянии. В подготовке водителей эти два направления являются основными. Они опираются на знания, полученные учащимися на теоретических занятиях. Обучение практическим навыком проводится после того, как учащиеся уже приобретут определенный запас теоретических знаний.

В результате производственного обучения учащиеся должны уметь:

  • управлять автомобилями обычной и повышенной проходимости в различных дорожных условиях, днем и ночью;

  • буксировать автомобили на гибкой и жесткой сцепках;

  • уметь выполнять техническое обслуживание изучаемых автомобилей;

  • уметь устранять возникающие в пути эксплуатационные неисправности;

  • уметь выполнять простейшие слесарные работы;

  • принимать меры по экономии топлива, смазочных и других эксплуатационных материалов;

  • правильно заполнять первичные документы учета работы автомобилей;

  • обеспечивать надежное крепление и сохранность грузов, принимать меры безопасности при работе на автомобиле.

В учебно-воспитательном процессе обучения вождению автомобиля роль мастера - ведущая. От его деятельности в конечном счете зависит качественный уровень профессионального формирования водителя транспортного средства.

Одним из важнейших факторов, определяющих успех мастера в обучении вождению, является психологическое воздействие на обучаемого.

Мастер должен быть требовательным, принципиальным, и в тоже время скромным и выдержанным. Он должен устанавливать деловой контакт с обучаемыми с учетом индивидуальных особенностей каждого из них, быть примером в соблюдении трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил и безопасности дорожного движения.

Мастер всегда обязан помнить, что он является не только преподавателем технических знаний, но и воспитателем, пропагандирующим важность выполнения требований правил безопасности движения.

Он должен настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучаемого правильного понимания задач при выполнении отдельных приемов управления автомобилем путем индивидуального подхода, с учетом психологии каждого обучаемого и применения совершенной методики обучения вождению.

Совершенно недопустимы во время обучения грубость, окрики, оскорбительные выражения в обращении с обучаемыми. Это приводит к отрицательному психологическому воздействию на обучаемого, вызывает нервозность, растерянность, неуверенность, обиду и, как следствие, резкое снижение усвояемости им приемов управления автомобилем. В этом случае мастер теряет авторитет и уважение обучаемых.

Для планирования занятий с учебной группой мастер составляет график очередности обучения вождению.

Готовясь к проведению занятий, мастер должен изучить методические материалы и составить план проведения занятий с распределением учебного времени.

Каждое занятие по вождению проводиться в определенной последовательности и состоит из вступительной, основной, заключительной части.

Во вступительной части каждого занятия мастер осматривает внешний вид обучаемого, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения и особенно на обувь; сверяет номер отрабатываемого упражнения с записью в книжке индивидуального учета вождения. Затем коротко объясняет обучаемому содержание и цели упражнения, заданий, которые предстоит отработать. Уделяет внимание на основные приемы управления и ошибки, которые наиболее часто допускает обучаемый при выполнении этого упражнения.

В основной части занятия отрабатываются новые задания, предусмотренные изучаемым упражнением. Задания отрабатываются в такой последовательности: в начале мастер объясняет порядок и приемы выполнения задания, в необходимых случаях показывает сам как это делать, а за тем обучаемый тренируется под руководством мастера в выполнении указанного задания самостоятельно в пределах отведенного времени.

Такое построение занятия снижает утомляемость обучаемых, повышает интерес и внимание к отработке новых приемов и, как следствие, улучшает усвояемость. Следует иметь ввиду, что многократное повторение приемов - это основа методики обучения вождению.

Немаловажное значение в методике обучения имеет умение мастера найти связь техники вождения автомобиля с ориентированием в дорожной обстановке и точным выполнением требований ПДД.

В заключительной части занятия мастер делает разбор допущенных ошибок, указывает на

положительные и отрицательные действия обучаемого, объявляет оценку и оформляет учебную документацию.

Продолжительность занятия и успеваемость обучаемого отмечается в книжке учета вождения, а сводный учет вождения - в журнале учета занятий учебной группы.

На занятии мастер обязан иметь:

  • водительское удостоверение,

  • свидетельство о про хождении курсов по методике обучения вождению,

  • путевой лист,

  • план проведения занятия,

  • схему маршрута отрабатываемого упражнения,

  • график очередности вождения с закрепленными обучаемыми,

  • перечень работ по контрольному осмотру перед выездом и по ЕТО автомобиля после работы.

Основные принципы обучения вождению автомобиля.

В основе всякого обучения лежат дидактические принципы: связь теории с практикой, наглядность, сознательность, систематичность и последовательность, доступность, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Эти принципы являются руководящими и при обучении водителей автомобиля. На некоторых из них при производственном обучении водителей особое значение следует обратить более подробно.

Производственное обучение эффективно лишь в том случае, если теорию, которую уже овладели учащиеся, тесно связывают с практикой. Все содержание программы рассматривать в связи с его практической целесообразностью. Из программы выделять главные, первостепенные вопросы, на них делать основной упор и, соответственно отводить больше учебного времени.

Мастер должен сосредоточить внимание на тех работах, которые водитель наиболее часто выполняет самостоятельно и добиться, чтобы за период обучения учащиеся получили по ним наиболее прочные практические навыки. Значительную часть времени мастер должен отводить на то, чтобы привить учащимся практические навыки по выполнению ЕТО, КО и отдельных работ ТО (несложных, но очень нужных водителю заправочных, смазочных, крепежных и некоторых регулировочных работ.)

Весь объем определенный про граммы обучения практических работ можно делить на три группы.

В первую группу входят: работы, цель которых привить учащимся практические навыки.

Во вторую группу входят: работы, при выполнении которых учащиеся должны получить умения.

В третью группу входят работы по закреплению и углублению знаний устройства материальной части.

Последовательность обучения - очень важный принцип дидактики. Мастер производственного обучения, переходя к следующему разделу программы, предварительно планирует ход работы, при выполнении которых восстанавливает в памяти учащихся изученное ранее и подготавливает таким образом переход к новому.

Систематичность - очень важный принцип в производственном обучении. Он является одним из основных при выработке у учащихся умений и навыков.

В автомобильном деле устройства материальной части изучение устройства того или иного агрегата, системы, механизма обычно начинают с изучения двигателя и заканчивают органами управления. Практические занятия по ТО можно выполнять только когда учащиеся хорошо изучили материальную часть автомобиля на теоретических и практических занятиях. Мастер производственного обучения должен ознакомить учащихся со слесарным инструментом и обучить основным слесарным операциям до начала практических занятий по устройству автомобилей.

При обучении вождению учащийся не может быть допущен к выполнению очередных упражнений по вождению автомобилей, не изучив соответствующие темы и разделы по правилам движения транспорта и основам безопасности движения. Нарушения этой последовательности снижает качество подготовки водителей.
План урока
Тема программы: Вождение автомобиля.
Тема урока: Упражнения в приемах пользования органами управления автомобиля. Тип урока: комбинированный
Цель урока: Привить навыки и координации движения рук и ног, пользования рычагами управления.
Воспитательная цель: Привить любовь к своей профессии и бережного отношения к технике.

Методическая цель: Дифферинцированный подход к ученикам, использование на уроке элементов передовых педагогических технологий. Составление опорных конспектов.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Место проведения: автомобильный парк.
Время: 2 часа на двух учащихся.
МТО: Автомобиль, ведро, комплект ключей, лопата, аптечка, огнетушитель.
Ход урока
Организационный момент.

- наличие учащихся

- форма одежды

- готовность к уроку
П. Актуализация опорных знаний и практические способы действий.

- основные части автомобиля

- повторить законы механики и движения.





Вводный инструктаж.

Провести инструктаж по технике безопасности, при запуске двигателя автомобиля и вождения. Объяснить назначения и приемы пользования рулем, рычагами и педалями автомобиля. Показать правильную посадку водителя в кабине. Выполнить упражнения пользовании рычагами и педалями.

Объяснить показания контрольных приборов. Показать приемы запуска двигателя автомобиля. Показать приемы пользования. Выполнить упражнения в приемах трогания автомобиля с места остановки автомобиля с работающим двигателем.

III. Формирование способов действий.

Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие органами управления при трогании с места, движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном торможениях, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).

Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. Приемы плавного торможения и остановка.
IV. Применение практических знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа учащихся в выполнении и повторении упражнений показанные мастером производственного обучения приемов пользования органами управления автомобилем (отрабатывать при неработающем двигателе).
V. Текущий инструктаж

Обратить внимание на правильность выполнения приемов пользования органами упражнения автомобиля. Находясь в кабине автомобиля формировать и умение учащихся. В ходе урока обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности.
VI. Заключительный инструктаж

Подведение итогов выполненных работ, отметить положительные и отрицательные стороны. Проанализировать не удачные моменты. Выставить оценку, сказать о результатах выполненной операции (упражнений).
VII. Домашнее задание


Деятельность мастера п/о

Деятельность учащегося

1

2

I.Организационная часть

Проверяет наличие учащихся.

Объясняет тему урока, проверяю внешний

вид.

Подготавливает автомобиль к

практическому использованию, проверка

масла, воды в системе охлаждения.

Приводят в порядок внешний вид, т.е. переодеваются в спецодежду.

Вместе выполняют подготовительные операции к практическому использованию

автомобиля.

II.Актуализация опорных знаний и практических способов действий

Ознакамливает с основными частями

автомобиля, опрашиваю, что из себя

представляет автомобиль.

Опрашивает учащихся по правилам дорожного движения.

Проводит инструктаж по технике безопасности при пользовании педалями управления и рулем.

Показывает правильную посадку водителя в

кабине.

Дает инструкционную карту по технике
безопасности при вождении автомобиля для прочтения.

Выполняет упражнения в пользовании рулевым колесом и педалями, рычагами. Рулевое колесо предназначено для
управления автомобилем, выполнения поворотов вправо и влево. Педаль муфты сцепления предназначена для планового трогания с места и остановки автомобиля, переключения передач. Рычаг переключения передач служит для переключения соответствующего движения рельефу местности. Педаль тормоза предназначена для плавного торможения и полной остановки автомобиля. Педаль подачи топлива (т.е. педаль газа) рядом с педалью тормоза для работы с педалями использовать правую ногу. При работе двигателя следить за щитком приборов. Манометр давления масла в двигателе, чтобы стрелка манометра находилась в пределах от 1,5 до 4 т.е. на зеленой линии.

Термометр указывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя не выше 80 градусов, если выше, то двигатель перегревается.

Амперметр указывает зарядку и разрядку аккумуляторной батареи, т.е. электроэнергию в электрическом оборудовании. Контрольные аварийные лампочки указывают перегрев двигателя или нет давление масла в двигателя, т.е. аварийное состояние двигателя.

Перед запуском проверяем нейтральное положение рычага коробки передач, включаем кнопку массы, включаем замок зажигания, при этом правая нога находится на педале подачи топлива, поворачивая ключ зажигания включаем стартер, как только двигатель заведется руку убираем с ключа зажигания, при этом стартер выключается, а зажигание остается в рабочем положении. Плавно нажимаем левой ногой на педаль сцепления и правой рукой

включаем I передачу. Левой рукой включаем переключатель поворотов на лево смотрим на указатель поворотов на щитке приборов, если лампочка мигает, значит указатели поворотов работают. Начинаем трогаться с места при этом руки находятся на руле, смотрим в зеркало заднего вида, если нет помех транспортного средства подаем звуковой сигнал нажатием правой рукой на кнопку сигнала, левой ногой плавно начинаем опускать педаль сцепления, а правой ногой плавно нажимаем на педаль подачи топлива. Как только тронемся левую ногу убираем с педали сцепления. Руками вращаем руль в левую сторону после возвращаем руль в положение для езды прямо. Для остановки автомобиля нажимаем педаль сцепления левой ногой, а правой ногой на педаль тормоза и при этом правой рукой рычаг переключения передач ставим в нейтральное положение, после остановки автомобиля правой рукой включаем рычаг стояночного тормоза, т.е. натягиваем назад на 3, 4 щелчка, после этого убираем ногу с тормоза и педали муфты сцепления. Выключаем замок зажигания на О левой рукой, при этом двигатель должен заглушиться.

Внимательно слушают мастера п/о,

осматривают автомобиль.

Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы по ПДД.

Слушают инструктаж по ТБ, смотрят правильность выполнения мастером п/о упражнения посадки водителя в кабину автомобиля.
Изучают инструкционную карту по технике безопасности.


Смотрят и слушают мастера производственного обучения.
Наблюдают за беседой и деятельностью мастера производственного обучения.

Наблюдают за действиями мастера производственного обучения объяснения и слушают мастера производственного обучения.


Наблюдают за деятельностью мастера производственного обучения, слушают
объяснение.


III. Формирование практических знаний приемов и способов действий

При неработающем двигателе автомобиля показывает навыки руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса
двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие с педалями и рычагами при трогании с места, порядок переключения передач

восходящем и нисходящем порядке,
плавным и экстренным торможениях, остановках. Рассказывает о возможных ошибках при переключении передач.
Без нажатия на педаль сцепления передачи не включить и не выключить. Правильность

положения ног на педалях.
Инструктирует учащихся о правильном выполнении упражнения и по результатам выполнения выставление оценок.

Наблюдают за деятельностью мастера п/о и показом приемов управления автомобилем. Слушают объяснения мастера производственного обучения.


IV. Применение практических знаний, умений и навыков

Наблюдает за правильностью выполнения приемов управления автомобилем.

Находясь в кабине автомобиля закрепляет знание и умение учащихся, частично опрашивает в ходе урока правила
вождения.

Обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности, правильность действий учащихся при остановке автомобиля. Правильность действий по выполнению запуска двигателя. Точность и синхронность действий учащихся при управлении автомобилем.

Подводит итоги выполненных работ, отмечает положительные и отрицательные стороны.

Анализирует неудачные моменты. Выставляет оценку, объявляет о результатах выполненной операции.

Задает домашнее задание: изучить схему передач автомобиля, назначение приборов автомобиля по учебнику.


Находясь в кабине автомобиля выполняют и повторяют упражнения показанные

мастером производственного обучения приемов пользования органами управления автомобилем (отрабатывают при не работающем двигателе).
Положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками

поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие педалями и рычагами при трогании с места, порядок переключения передач восходящем и нисходящем порядке, плавным и экстренным торможениях,

остановках. Отрабатывают правильность положения ног на педалях. Отрабатывают и
несколько раз выполняют правила запуска двигателя. Проводить предпусковый

осмотр, проверяют уровень масла в двигателе, наличие воды в системе охлаждения. Отрабатывают правильность

посадки в кабину автомобиля. Слушают объяснения, объявления мастера п/о выставление оценок, задание на дом.






Используемые методы

При проведений занятий применяю словесные, наглядные, практические методы. Особенно при вождении трактора, машины, автомобиля применяю метод личного показа трудовых приемов, при этом использую словесно-наглядный и практический метод личного показа трудовых приемов, так же использую словесно-наглядный и практический метод обучения.

Беседой узнаю освоение учащимися материала, знание теоретические, которые проходят на предметных уроках. Так же объясняю связь общеобразовательных предметов с техникой. В беседе узнаю характер ученика, как он относится к предметам связанных с техникой. В случае чего объясняю надобность знания предмета (литературы чтения, химии, физики, математики) т.к. в работе с техникой все это понадобиться. Иногда бывают успехи в посещаемости, так как воспитательном отношении учащихся играет большую роль метод беседы, т.е. словесный.
Заключение

В данной работе затронуты проблемы стоящие перед профессиональным учебным заведением в связи с быстрым развитием технического прогресса. Поэтому молодые специалисты, будучи выпускниками училища, должны быть высоко квалифицированными и быть востребованными на рынке труда.

Теоретическая часть содержит методы формирования умения навыков по применению на уроках производственного обучения. Где происходит систематический, сознательный и целенаправленный учебно-производственный труд учащихся по выработке умений и

навыков.

Практическая часть содержит цели по привитию правильных умений и навыков правила пользования органами управления трактором и автомобилем.