Главная страница

План работы по самообразованию Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»


Скачать 178.99 Kb.
Название План работы по самообразованию Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата 14.03.2016
Размер 178.99 Kb.
Тип План работы

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.
План работы по самообразованию

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей  дошкольного возраста».

Направление: Социально-личностное.

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения  у детей старшего возраста.

Задачи:

- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;

- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА

ЦЕЛЬ




сентябрь

1 "Что такое право?".

2. "У каждого есть имя"


Познакомить детей с понятием “Право”.  Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры.

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст


Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Памятки для родителей по правовому воспитанию

Октябрь

1."Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье"

2. "В гостях хорошо, а дома лучше".


Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

Папка – передвижка «Права детей»


Ноябрь

1. "Кто где живет?".

2. "Моя Родина".


Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.


Анкетирование  «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы


Декабрь

1. "Хочу или надо?"

2. "Худо тому, кто добра не делает никому".


Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"


Январь

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

2. "Секреты вежливости".


Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..

Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

Консультация «Детская лож за и против»


Февраль

1. "Дети и взрослые ".

2. "Жизнь дана на добрые дела".


Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Памятка «Жестокое обращение с детьми»


Март

1. "Как дружить без ссоры".

2. "За свое постаю, а чужое не возьму".


Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

Март-Апрель

Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»


Апрель

1. "Труд и отдых".

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться".


Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.





Ма й

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок".


Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков.

Анкетирование родителей.

Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):

  • Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.

  • «Заюшкина избушка» - право на жилье.

  • «Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.

  • «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.

  • «Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых,право на неприкосновенность чужого жилья.

  • “Морозко”

  • Ненецкая сказка “Кукушка”

  • “Золушка” Ш. Пьеро

  • «Бобовое зернышко»

  • сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь

Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

1.      Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2.      Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3.      Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

4.      Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.

Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.

Изучение литературы:

1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4

3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.













Мониторинг по правовому воспитанию для детей 6-7 лет

Подраздел

Содержание

(задачи по возрастам)

Методика обследования

Оценка результатов

(баллы)

Что такое право?

(Конвенция ООН о правах ребёнка)

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям

Игровые ситуации: Подумайте, имеете ли вы право отбирать игрушки у своего друга, даже если они вам очень нравятся?

Беседа: На что человек имеет право?

Как вы думаете, что такое «право»?

Какие законы вы знаете?

В какой книге написано, какие права есть у каждого из нас?

4б. – ребёнок проявляет интерес, знает некоторые правовые документы и акты, знает права человека;

3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;

2б. – ребенок не проявляет интереса, не охотно вступает в диалог;

1б. – ребёнок не идёт на контакт


Сюжетно-ролевые игры

1. Развивать умение разыгрывать простейшие сюжеты из окружающей жизни. Развивать умение принимать на себя роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.


1. Наблюдение

2. Сюжетно- ролевая игра по выбору воспитателя.


4б. ребенок с интересом участвует в совместных играх, умеет создавать группу в 2-3 человека по интересам ,либо включаться в уже созданную, в ходе игры соблюдает элементарные правила, умеет взаимодействовать в игре со сверстниками и со взрослыми.

3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;

2б. – ребенок не активен вовремя игры, не проявляет инициативу;

1б. – ребенок не играет

Участие в праздниках, развлечениях

«Право на отдых»

1. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых или старших детей.


1. Наблюдение во время спектакля либо игра-драматизация с детьми.


4 б. – ребенок с интересом следит за развитием действия в спектакле, сам умеет имитировать действия и эмоционального состояния персонажей;

3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;

2б. – ребенок неохотно проявляет инициативу, выступает только по просьбе воспитателя;

1б. – ребенок не участвует в праздника, спектаклях.


Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

«Права и обязанности ребёнка»

1. Развивать эмоциональную отзывчивость- умение сочувствовать близким людям, проявлять внимание и заботу по отношению к другим детям. Формировать умение общаться-устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого.


1. Наблюдение, беседа индивидуальная, либо коллективная.

Д\И «Вопрос- ответ»


4б.- ребенок умеет проявлять сочувствие и заботу о близких людях; в общении и деятельности устанавливать вербальные и невербальные контакты и выполнять просьбы либо поручения взрослых; соблюдает отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения; имеет представления о хороших и плохих поступках и может придерживаться в практике общения;

3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;

2б. – ребенок не выполняет 2 любых из вышеперечисленных пунктов;

1б. – ребенок не выполняет 3 любых либо все 4 из вышеперечисленных пунктов.


Формирование первичных личностных представлений первичных

«Я- человек»

1. Формировать представления о личных данных (имя, возраст), об Образе Я (какой Я? рост, цвет волос, что умею делать?), о собственной принадлежности к членам своей семьи, группы детского сада.


1.Индивидуальная беседа по вопросам:

-Как тебя зовут?

-Сколько тебе лет?

-Какой у тебя цвет волос?

-Что ты умеешь делать?

-Ты мальчик или девочка?

Твоя любимая еда, цвет, время года? Почему?

Д\И «Знакомство»

Д/И «Найди пару»

2. Наблюдение

4б. – у ребенка имеются личностные представления, он правильно ответил на все вопросы в беседе;

3б. – ребенок имеет частичные представления о своих личностных особенностях; охотно рассказывает о себе;

2б. – ребенок не охотно, рассказывает о себе, не может дать характеристику своей личности.

1б. –ребенок не имеет представлений;


Формирование первичных представлений о семье

«Право жить и воспитываться в семье»

Формировать представления о составе своей семьи, именах ее членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге, стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи.


Инд.беседа по вопросам:

-С кем ты живешь?

-У тебя есть семья (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)?

-Как зовут маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку?

-Как мама (папа) заботится о тебе? О других членах семьи?

-Что вы делаете вместе, всей семьей?

Д\И «Кто, где живёт?»

Д/И «Какая? Какой?»


4б. –ребенок умеет проявлять сочувствие и заботу о близких людях, сформированы представления о семье, своей принадлежности к ее членам, он правильно ответил на вопросы бесед;

3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;

2б. – ребенок не охотно, рассказывает о своей семье; чаще об одном из членов семьи;

1б. – ребенок не идёт на контакт, на вопросы воспитателя не отвечает.


Формирование первичных представлений об обществе (социуме)

Формировать представление о том, что мы живём в обществе. Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира. Формировать представления о людях разных национальностей, их обычаях.

Игровая ситуация: В детский сад пришёл новенький мальчик, он плохо говорит по- русски, потому что приёхал из другой страны. Как бы вы поступили, чтобы с ним познакомиться и за- говорить?

Беседа:

-Как называется страна, в которой ты живёшь?

-На каком языке ты говоришь?


4б.- у ребенка имеются представления об обществе в котором он живёт, он правильно ответил на все вопросы в беседе;

3б.- ребенок имеет частичное представление об обществе;

2б.- у ребенка не сформированы представления; с детьми другой национальности проявляет агрессию;

1б.-ребёнок не идёт на контакт, на вопросы воспитателя не отвечает .


По каждому подразделу высчитывается оценочный балл:

4 уровня

высокий – 4 балла

выше среднего – 3 балла (1-2 ошибки)

средний – 2 балла

ниже среднего – 1

Затем в целом по всей таблице для каждого ребенка высчитывается средний балл.

Мониторинг образовательной области «социально- коммуникативной»( правовое воспитание)

ВОСПИТАТЕЛИ: __________________ Дата проведения:___________201__ г.



Фамилия, имя

ребенка

Что такое права?

(Конвенция о правах ребёнка

Сюжетно-

ролевые игры (больница, школа, детский сад, семья)


Участие в праздниках, развлечениях

«Право на отдых»

Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

«Права и обязанности ребёнка»

Формирование первичных личностных представлений первичных

«Я- человек»

Формирование первичных представлений о семье

«Право жить и воспитываться в семье»

Формирование первичных представлений об обществе (социуме)

Общий балл

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1




















































2




















































3




















































4




















































5




















































6




















































7




















































8




















































9




















































10




















































11




















































12




















































13




















































14




















































15




















































16




















































17




















































18




















































19




















































20




















































21




















































22




















































23




















































24




















































Средний балл по группе