По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
План работы по самообразованию
Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Направление: Социально-личностное.
Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей старшего возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;
- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
МЕСЯЦ
|
РАБОТА С ДЕТЬМИ
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
ТЕМА
|
ЦЕЛЬ
|
|
сентябрь
|
1 "Что такое право?".
2. "У каждого есть имя"
|
Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры.
Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст
|
Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»
Памятки для родителей по правовому воспитанию
|
Октябрь
|
1."Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье"
2. "В гостях хорошо, а дома лучше".
|
Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
|
Папка – передвижка «Права детей»
|
Ноябрь
|
1. "Кто где живет?".
2. "Моя Родина".
|
Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия
Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
|
Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы
|
Декабрь
|
1. "Хочу или надо?"
2. "Худо тому, кто добра не делает никому".
|
Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.
Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.
|
Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых
Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей"
|
Январь
|
1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".
2. "Секреты вежливости".
|
Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..
Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.
|
Консультация «Детская лож за и против»
|
Февраль
|
1. "Дети и взрослые ".
2. "Жизнь дана на добрые дела".
|
Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
|
Памятка «Жестокое обращение с детьми»
|
Март
|
1. "Как дружить без ссоры".
2. "За свое постаю, а чужое не возьму".
|
Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)
|
Март-Апрель
Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми»
|
Апрель
|
1. "Труд и отдых".
2. "Грамоте учиться всегда пригодиться".
|
Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
|
|
Ма й
|
1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок".
|
Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков.
|
Анкетирование родителей.
|
Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):
Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
«Заюшкина избушка» - право на жилье.
«Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.
«Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
«Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых,право на неприкосновенность чужого жилья.
“Морозко”
Ненецкая сказка “Кукушка”
“Золушка” Ш. Пьеро
«Бобовое зернышко»
сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь
Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:
1. Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.
Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.
Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.
Изучение литературы:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
Мониторинг по правовому воспитанию для детей 6-7 лет
Подраздел
|
Содержание
(задачи по возрастам)
|
Методика обследования
|
Оценка результатов
(баллы)
|
Что такое право?
(Конвенция ООН о правах ребёнка)
|
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям
|
Игровые ситуации: Подумайте, имеете ли вы право отбирать игрушки у своего друга, даже если они вам очень нравятся?
Беседа: На что человек имеет право?
Как вы думаете, что такое «право»?
Какие законы вы знаете?
В какой книге написано, какие права есть у каждого из нас?
|
4б. – ребёнок проявляет интерес, знает некоторые правовые документы и акты, знает права человека;
3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;
2б. – ребенок не проявляет интереса, не охотно вступает в диалог;
1б. – ребёнок не идёт на контакт
|
Сюжетно-ролевые игры
|
1. Развивать умение разыгрывать простейшие сюжеты из окружающей жизни. Развивать умение принимать на себя роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.
|
1. Наблюдение
2. Сюжетно- ролевая игра по выбору воспитателя.
|
4б. ребенок с интересом участвует в совместных играх, умеет создавать группу в 2-3 человека по интересам ,либо включаться в уже созданную, в ходе игры соблюдает элементарные правила, умеет взаимодействовать в игре со сверстниками и со взрослыми.
3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;
2б. – ребенок не активен вовремя игры, не проявляет инициативу;
1б. – ребенок не играет
|
Участие в праздниках, развлечениях
«Право на отдых»
|
1. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых или старших детей.
|
1. Наблюдение во время спектакля либо игра-драматизация с детьми.
|
4 б. – ребенок с интересом следит за развитием действия в спектакле, сам умеет имитировать действия и эмоционального состояния персонажей;
3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;
2б. – ребенок неохотно проявляет инициативу, выступает только по просьбе воспитателя;
1б. – ребенок не участвует в праздника, спектаклях.
|
Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
«Права и обязанности ребёнка»
|
1. Развивать эмоциональную отзывчивость- умение сочувствовать близким людям, проявлять внимание и заботу по отношению к другим детям. Формировать умение общаться-устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого.
|
1. Наблюдение, беседа индивидуальная, либо коллективная.
Д\И «Вопрос- ответ»
|
4б.- ребенок умеет проявлять сочувствие и заботу о близких людях; в общении и деятельности устанавливать вербальные и невербальные контакты и выполнять просьбы либо поручения взрослых; соблюдает отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения; имеет представления о хороших и плохих поступках и может придерживаться в практике общения;
3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;
2б. – ребенок не выполняет 2 любых из вышеперечисленных пунктов;
1б. – ребенок не выполняет 3 любых либо все 4 из вышеперечисленных пунктов.
|
Формирование первичных личностных представлений первичных
«Я- человек»
|
1. Формировать представления о личных данных (имя, возраст), об Образе Я (какой Я? рост, цвет волос, что умею делать?), о собственной принадлежности к членам своей семьи, группы детского сада.
|
1.Индивидуальная беседа по вопросам:
-Как тебя зовут?
-Сколько тебе лет?
-Какой у тебя цвет волос?
-Что ты умеешь делать?
-Ты мальчик или девочка?
Твоя любимая еда, цвет, время года? Почему?
Д\И «Знакомство»
Д/И «Найди пару»
2. Наблюдение
|
4б. – у ребенка имеются личностные представления, он правильно ответил на все вопросы в беседе;
3б. – ребенок имеет частичные представления о своих личностных особенностях; охотно рассказывает о себе;
2б. – ребенок не охотно, рассказывает о себе, не может дать характеристику своей личности.
1б. –ребенок не имеет представлений;
|
Формирование первичных представлений о семье
«Право жить и воспитываться в семье»
|
Формировать представления о составе своей семьи, именах ее членов, способах проявления заботы членов семьи друг о друге, стимулировать желание включаться в совместную деятельность с разными членами семьи.
|
Инд.беседа по вопросам:
-С кем ты живешь?
-У тебя есть семья (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)?
-Как зовут маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку?
-Как мама (папа) заботится о тебе? О других членах семьи?
-Что вы делаете вместе, всей семьей?
Д\И «Кто, где живёт?»
Д/И «Какая? Какой?»
|
4б. –ребенок умеет проявлять сочувствие и заботу о близких людях, сформированы представления о семье, своей принадлежности к ее членам, он правильно ответил на вопросы бесед;
3б. – ребенок не выполняет один любой из вышеперечисленных пунктов;
2б. – ребенок не охотно, рассказывает о своей семье; чаще об одном из членов семьи;
1б. – ребенок не идёт на контакт, на вопросы воспитателя не отвечает.
|
Формирование первичных представлений об обществе (социуме)
|
Формировать представление о том, что мы живём в обществе. Воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира. Формировать представления о людях разных национальностей, их обычаях.
|
Игровая ситуация: В детский сад пришёл новенький мальчик, он плохо говорит по- русски, потому что приёхал из другой страны. Как бы вы поступили, чтобы с ним познакомиться и за- говорить?
Беседа:
-Как называется страна, в которой ты живёшь?
-На каком языке ты говоришь?
|
4б.- у ребенка имеются представления об обществе в котором он живёт, он правильно ответил на все вопросы в беседе;
3б.- ребенок имеет частичное представление об обществе;
2б.- у ребенка не сформированы представления; с детьми другой национальности проявляет агрессию;
1б.-ребёнок не идёт на контакт, на вопросы воспитателя не отвечает .
|
По каждому подразделу высчитывается оценочный балл:
4 уровня
высокий – 4 балла
выше среднего – 3 балла (1-2 ошибки)
средний – 2 балла
ниже среднего – 1
Затем в целом по всей таблице для каждого ребенка высчитывается средний балл.
Мониторинг образовательной области «социально- коммуникативной»( правовое воспитание)
ВОСПИТАТЕЛИ: __________________ Дата проведения:___________201__ г.
№
|
Фамилия, имя
ребенка
|
Что такое права?
(Конвенция о правах ребёнка
|
Сюжетно-
ролевые игры (больница, школа, детский сад, семья)
|
Участие в праздниках, развлечениях
«Право на отдых»
|
Нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
«Права и обязанности ребёнка»
|
Формирование первичных личностных представлений первичных
«Я- человек»
|
Формирование первичных представлений о семье
«Право жить и воспитываться в семье»
|
Формирование первичных представлений об обществе (социуме)
|
Общий балл
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
Н
|
К
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл по группе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|