|
План работы по самообразованию на 2015-2016 год Тема: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы через знакомство со сказками народов России»
МБДОУ «Детский сад №18» г. Усолье-Сибирское
Перспективный план работы
по самообразованию на 2015-2016 год
Тема: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшей и подготовительной к школе группы через знакомство со сказками народов России»
Воспитатель: Сафина Кристина Евгеньевна
Цель: Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
Изучить пути, средства, методы нравственно-патриотического воспитания детей старшей и подготовительной к школе группы.
Познакомить детей с русскими, бурятскими, татарскими сказками.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Актуальность выбранной темы
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций этноса, толерантности. В этом нам и помогут сказки разных народов России. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в подготовительной к школе группы является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитием детям любви к родине, природе, к истории и культуре народов, населяющих нашу страну.
Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура отчетливо прослеживается в сказках, которые несут в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине.
Приобщение к культуре, а именно сказкам другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Ожидаемые результаты
1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о России, культуре и многонациональном обществе в детских видах деятельности.
2. Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
3. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных, толерантных будущих граждан своей страны.
План работы на год
Раздел
|
Сроки
|
Содержание работы
|
Практическая деятельность/практический выход
|
1. Изучение методической литературы
|
Сентябрь-май
|
1. Изучение знаний, интереса детей и родителей к данной проблеме
2. Подбор и анализ методической литературы.
|
1. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
2. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
3. ФГОС ДОО
4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2003
5. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ., 2005
6. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» №1, 2005
7. Н.Г.Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина».
8. Ватагин Марк «Сказки народов России», М.: 1988
|
Работа с детьми
|
сентябрь
|
1. Оформление уголка в старшей-подготовительной группе детского сада «Моя Родина – Россия».
2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
|
1. Стенд «Моя Родина – Россия».
2. Картотека игр «Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию»
|
|
октябрь
|
Беседа по теме «Страна, в которой я живу-Россия».
|
Выставка рисунков "Великая Россия".
|
|
ноябрь
|
1.Ознакомление с русскими народными сказками.
3. М/ф «Народы России»
|
Выставка работ детского творчества «Такие разные народы».
|
|
декабрь
|
1. Ознакомление с бурятскими народными сказками.
2. Беседа «Могут ли дружить народы между собой»?
|
Выставка работ детского творчества «Сказками славятся народы России. Сказка зимнего леса».
|
|
январь
|
1.Ознакомление с татарскими народными сказками.
2.Закрепление знаний о народах и их культуре.
|
1. Игровая образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна».
2. Создание коллажа «Дружба народов».
|
|
февраль
|
Знакомство с национальными праздниками народов России.
|
Развлекательное мероприятие «Масленица».
|
|
март
|
Знакомство детей с поговорками, пословицами, потешками и загадками народов России.
|
Викторина «Что нас объединяет»
|
|
апрель
|
1.Беседа «Русские народные игры»
2. Подвижные игры народов России.
|
Выставка детских работ «Играя, учимся дружить»
|
|
май
|
1.Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.
2. Беседа «Многонациональная страна. Все равны.»
|
Утренник, посвященный Дню Победы.
|
|
Сентябрь-май
|
Чтение художественной литературы детям:сказки, потешки, загадки; о родном крае, о стране России, о войне, о других исторических событиях.
|
Работа с семьей
|
Сентябрь
|
Консультация «Россия-многонациональная»
|
|
|
октябрь
|
Консультация «Воспитание маленького гражданина»
|
|
|
ноябрь
|
|
|
|
декабрь
|
Создание работ для выставки «Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса»
|
Выставка работ ««Сказкой славятся народы. Сказка зимнего леса»
|
|
январь
|
|
|
|
февраль
|
Привлечение родителей к проведению и организации праздника «Масленица»
|
Исполнение ролей на празднике «Масленица»
|
|
март
|
Подготовка детей к викторине «Что нас объединяет» (отбор и заучивание пословиц, поговорок, загадок)
|
Викторина «Что нас объединяет»
|
|
апрель
|
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье»
|
|
|
май
|
Работа по благоустройству участка группы.
|
1. Конкурс «Постройки и оформление участка группы».
2. Оформление участка группы.
|
Само реализация
|
январь
|
Показ открытого занятия
|
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Дружба крепкая очень нам нужна».
|
|
май
|
Отчет по теме самообразования
|
Выступление на педсовете
|
|
|
|