план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"».
Эпиграф к уроку: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. П. Чехов «Крыжовник»).
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
1) познакомить учащихся с рассказом А. П. Чехова «Ионыч», проследить духовную эволюцию главного героя;
2) развивать умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали;
3) формировать умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь в тексте показать отношение автора, его позицию;
4) формировать навыки комментированного чтения художественного произведения;
5) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.
3. Воспитывающие:
1) воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей;
2) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод словесного и ассоциативного рисования, метод комментированного чтения.
Оформление и оборудование урока: портрет А. П. Чехова, демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов, репродукция с картины И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники», акварельные краски, чистые листы.
План урока:
I. Вступительное слово учителя (введение в тему) – 5 мин.
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование – 15 мин.
III. Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры – 10 мин.
IV. Творческая работа (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь) – 10 мин.
V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя) – 5 мин.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя (введение в тему). Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А. П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.
«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов.
Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч».
В словаре С. И. Ожегова слово «эволюция» определяется как развитие, процесс постепенного, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А. П. Чехова, И. И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера).
Живопись Левитана – это живопись настроения. А П. П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…». Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.
Итак, А. П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С…
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование. После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4-5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя.
III. Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:
– Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А. П. Чехова?
Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:
Город С
|
Ионыч
|
– скука,
– однообразие жизни,
– злое невежество,
– равнодушие,
– удовлетворенность «усеченным» существованием.
|
– стремление к покою,
– жажда наживы,
– лень души,
– отсутствие светлых идеалов.
|
Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация»). Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.
IV. Творческая работа (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь). В ходе беседы учащиеся приходят к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А. П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:
«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…».
Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А. П. Чехова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Далее они пишут сочинение-миниатюру по эпиграфу к уроку.
V. Подведение итогов урока (значение произведения для современного читателя
|