Главная страница

Первоцветы вестники весны


Скачать 78.49 Kb.
Название Первоцветы вестники весны
Дата 08.03.2016
Размер 78.49 Kb.
Тип Конкурс

Управление дошкольного образования Альметьевского

муниципального района


Конспект комплексного занятия

по ознакомлению с окружающим

в рамках конкурса «Эколидер»

на тему: «Первоцветы – вестники весны»

(старше – подготовительная группа)

Воспитатель

МБДОУ № 30 «Снегурочка»

Араксина М.Н.
г. Альметьевск

2012 г.
Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.

Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей.

Продолжать знакомить детей с Красной книгой.

Закреплять умение рисовать печатками.

Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе.

Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет.

Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.

Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд, цветок одуванчик (из бумаги).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Она приходит с ласкою

и со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник, расцветет

Дети: Весна

Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.

Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?

Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.

Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.

Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю послушать прекрасную музыкальную весеннюю фантазию Т. Тютюнникова «Из чего родилась музыка».

Звучит музыка.

Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали музыку.

Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни.

Дети: Как на проталинке зеленеет травка.

Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев.

Дети: Как капают сосульки.

Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу.

Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы?

Дети: На лугу, в садах.

Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?

О нем даже есть загадка:

Первым вылез из землицы, проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Мать – и мачеха.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.

Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

Загадки:

Шмель цветку очень рад,

Ах, медовый аромат!

И цветки красивые-

Розовые, синие

- медуница.

Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?

Дети: В лесу

Значит этот цветок, какой?

Дети: Лесной.

Воспитатель: Следующая загадка.

Первоцвет, первоцвет,

Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,

Он горит весь в желтом цвете,

Лепестки его красивы,

Золотисты и игривы,

Его стебель длинный очень.

А красивы как листочки!

Дети: Примула.

Воспитатель: Где растет примула?

Дети: В лесу. Этот цветок лесной.

Воспитатель: Также примула растет в саду.

Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка

Это розовый цветок,

Он красив, он высок,

К сожаленью, не пахуч,

И конечно, не горюч.

Дети: Горицвет.

Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?

Луговой, потому что растет на лугу.

Воспитатель: Последняя загадка

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?

Дети: В лесу, он лесной.

Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?

Дети: Ирис.

Воспитатель: А что это Ирис?

Дети: Тоже цветок.

Воспитатель: Где он растет, когда?

Дети: В саду.

Воспитатель: Значит цветок, какой?

Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.

Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?

Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.

Решение кроссворда

м е д у н и ц а

п р и м у л а

г о р и ц в е т

п о д с н е ж н и к

Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?

Был он желтеньким цветком,

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик – облетает

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: А с чем можно сравнить одуванчик?

Давайте поиграем:

Дети: Одуванчик желтый, как солнышко, подсолнух.

Дети: Одуванчик круглый, как шарик, апельсин

Дети: Одуванчик мягкий, как пух, вата,

Дети: Одуванчик становится белым, как облако, мел, снег.

Дети: Одуванчик пушистый, как снег, мех

Дети: Одуванчик легкий, как перышко, дымка, паутинка.

Воспитатель: Вот оказывается, какой необычный цветок одуванчик.
Физкультминутка. О.В. Узорова

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

/Потягивания – руки в стороны/

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты.

/Потягивания – руки вверх/

Ветер дует иногда,

Только это не беда,

/Дети машут руками, изображают ветер/

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

/наклонны/

А потом опять встают,

И по - прежнему цветут.

Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень любите?

Воспитатель: А за что?

Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.

Воспитатель: А чем еще полезны цветы?

Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.

Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.

Дети: Из цветов изготавливают духи.

Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Почему?

Дети : Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.

Воспитатель: А вы любите дарить цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда и кому?

Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.

Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.

Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.

Воспитатель: Много цветов рвут. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной книге?

Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.

/Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.

Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?

Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш.

/Показ иллюстраций с изображением первоцветов/

Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?

Дети: Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности.

Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.

Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Мы должны любоваться ими.

Ребенок: Стихотворение.

Не рвите цветы, не рвите –

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу.

Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.

Показ рисунков.

Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше.

Ребенок: Стихотворение

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы!

Попрощаться с гостями.


Список литературы:

1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.

2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.

3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.

4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.