|
Глава II. Практика взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей
2.1. Характеристика программ взаимодействия основного и дополнительного образования
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Как известно, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в условиях легализации многообразия образовательных систем в начале 90-х гг. 20 века. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты выступают:
- инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
- средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
- фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования
(учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;
- одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.
Одна из основных функций стандарта: обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п. [30, с.62-68]
Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется [23, с. 25-26]. Нового содержания требует, например, появление в УДО дошкольников. Обновлённое содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельность по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения. Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют коррекционные дети и дети-инвалиды, с одной стороны, и одарённые дети – с другой. Создание дополнительных образовательных программ для этих категорий детей потребовало нового содержания образования во всех трёх его составляющих: обучение, воспитание и развитие. Обновление содержания деятельности требует также обеспечение участия родителей в деятельности образовательных учреждений.
Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Большой интерес вызывает у детей такие области знаний, как менеджмент, компьютерные технологии, иностранные языки и др., которые недостаточно предоставляются детям в образовательных учреждениях. Появилась не только необходимость, но и
возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка
труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и других дополнительных образовательных программ.
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.
В последние годы всё больше специалистов, в том числе и на уровне управления органами образования района, города, признают важность такого сотрудничества. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность.
Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:
Добрососедский - школа знает о существовании учреждения дополнительного образования и благожелательно относится к занятиям в нём своих воспитанников, когда происходит обмен основной информацией.
Партнёрский – оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с общерайонными или общегородскими мероприятиями, когда привлекаются материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем и когда-то и другое учреждение может рассчитывать на определённую помощь своего партнёра;
Интеграционный – двум автономным учреждениям удаётся создать
единое образовательное пространство, в котором они решают общие
проблемы и согласовывают действия друг с другом.
В таком образовательном пространстве возможно объединение и большего числа учреждений: школы и нескольких учреждений дополнительного образования или несколько школ и одного дома или центра творчества.
Возможны и другие сочетания, отражающие социокультурные условия того или иного района (города). Однако решение организационных проблем имеет значение, если они подкреплены общей программой и концепцией сотрудничества, если оба учреждения прошли путь от конкурентов или простых соседей до настоящих партнёров в деле воспитания подрастающего поколения.
Рассмотрим некоторые программы взаимодействия основного и дополнительного образования. Так, например, в Ленинградской области созданы и реализуются на практике интегрированные образовательные программы [14, с. 7-10]. Выделим основные особенности компонентов этих образовательных процессов. Для каждой ступени основного образования система дополнительного образования предложила свой содержательно-технологический модуль в условиях определённого возрастного периода.
На этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности.
На этапе начального обучения – оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей.
На этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в
различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения.
Формирование у обучающихся основной школы готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории возможно за счёт предоставления им права пробы своих сил в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской.
На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процессов профессионального самоопределения личности, обеспечение допрофессиональной подготовки. На данном этапе обучения важна исследовательская работа старшеклассников, качество которой возможно улучшить за счёт использования потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологической, естественнонаучной, технической, художественной и спортивной направленности программ.
В базовых школах получают развитие дополнительные образовательные программы, как за счёт часов на дополнительное образование, определённые штатным расписанием, так и за счёт ставок учреждений дополнительного образования детей, передаваемые в школы и реализуемых, как правило, педагогами-совместителями этих учреждений.
Возможна и иная ситуация, когда определённая часть школьников передаётся в учреждения дополнительного образования детей с целью их углубленной подготовки по конкретным образовательным программам. Как правило, это частные модели, реализуемые в форме очно-заочных школ, летних профильных смен и лагерей.
В Ленинградской области получают развитие обе модели. Первая модель наиболее характерна для сельских и смешанных (город, село) муниципальных районов, вторая реализуется как в условиях муниципальных, так и в региональных образовательных системах.
Примером муниципальной интегрированной программы является модель организации туристско-краеведческой деятельности (далее ТКД) с учащимися города и района, разработанная Станцией юных туристов (СЮТур) г. Ростова Ярославской области. В основе программы – Региональная комплексная интегрированная детская образовательная программа ТКД. Реализация программы началась в Ростове с 1986г. как одна из программ деятельности городского Дворца пионеров, возраст обучающихся с 1-го по 11 классы.
При внедрении программы реструктуризация содержания ТКД приводит к полной интеграции – преодолению предметной разобщённости не только сфер общего и дополнительного образования, но и внутри каждой сферы. Координация деятельности педагогов и учащихся идёт путём разработки подпрограмм, форм, методов деятельности, которые, с одной стороны, обновляют содержание учебных предметов, с другой – обеспечивают межпредметное взаимодействие, формирующее у учащихся универсальные методы познавательной и практической деятельности, устойчивые личностные качества реагирования в неадекватных ситуациях.
В этой модели организации ТКД взаимодействие образовательных пространств общего, школьного дополнительного (внеклассная работа), дополнительного образования и социума формирует образовательное пространство ТКД.
Подпрограммы интегрированы по содержанию с программами учебных групп туризма, краеведения, ориентирования; со школьными программами по физической культуре, ОБЖ, географии, начальных классов, истории (в основном, по выполнению практической, краеведческой части). Основные организационные формы – интегрированный урок-игра, урок-экскурсия, урок-практическое занятие, урок-соревнование, урок-поход – используются во время дней здоровья.
Деятельность учебных групп СЮТур регламентируется единой образовательной программой. Группы, функционирующие на базе большинства школ, являются центрами организации ТКД второго (школьного) и первого (классного) уровней. Дети-кружковцы включаются в допрофессиональную деятельность в качестве организаторов, решаются задачи их профессионального самоопределения и самоорганизации.
Таким образом
, на основе требований стандартов и опыта взаимодействия в регионах, в практической части данной работы будет разработан проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Данный проект представлен во втором параграфе.
2.2. Проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС
Образовательное взаимодействие обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, которая основана на федеральных государственных образовательных стандартах. Оно позволяет заинтересованным сторонам находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов и такое взаимодействие позволяет удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения, в зависимости от своих возможностей и преимуществ.
Следовательно, реализация тенденций взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в настоящее время очень актуально и своевременно. А это предполагает пересмотр некоторых традиционно устоявшихся подходов к пониманию «взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве.
Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования приводит к пониманию необходимости организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющее двум и более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.
Под образовательным взаимодействием понимается качественно
новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития
образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению
конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность
методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение
партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов,
взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:
-
переговорный процесс между сторонами-партнерами;
- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)
- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;
- создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия.
В период реализации проекта определяются и основные направления совместной деятельности:
1. Разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.
2
. Организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов школы и Центра детского творчества (далее ЦДТ).
3. Консультативно-методическая помощь: мастер - классы на базе ЦДТ и школы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, семинары, консультации.
4. Организация взаимодействия на уровне учащихся: экскурсии в ЦДТ, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты, реализация дополнительных образовательных программ.
5. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания). Вышеназванные виды взаимодействия берутся за основу
программы совместной деятельности учреждений с последовательным
планированием работы.
Виды и направления внеурочной деятельности выбираются согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность.
В процессе выполнения программных мероприятий должно возникнуть устойчивое взаимодействие по следующим видам деятельности:
1. Игровая деятельность: ролевая игра « Я - Лидер»
2.Познавательная деятельность: викторины, познавательные игры, внешкольные олимпиады, научно-практические конференции.
3.Досуговая деятельность: это организация и проведение совместных
культурно – досуговых мероприятий для воспитанников ЦДТ и учащихся
школы, (тематические вечера, праздники, концерты для родителей и
общественности посёлка, семейные гостиные)
4.Художественнее творчество: кружки художественного творчества, художественные выставки, спектакли.
5. Социальное творчество: совместная деятельность в рамках работы детских общественных организаций, социальные акции (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни, экологические акции).
6. Трудовая деятельность: кружки технического творчества, соревнования по техническим видам творчества, трудовые десанты, субботники.
7. Туристско-краеведческая деятельность: участие в раскопках в урочище «Батаково», походы.
В каждом виде деятельности созданы рабочие группы из наиболее
активных и компетентных руководителей и педагогов учреждений. Задачей
этих групп являться практическое осуществление этих видов деятельности.
Программы обеспечиваются следующим комплексом мероприятий:
- разработка и утверждение нормативно - правовой базы образовательного партнерства;
- организация деятельности рабочих и экспертной группы, тиражирование опыта;
- обсуждение и анализ работы на совместных методических советах, совещаниях;
- подведение итогов работы групп (промежуточных и итоговых).
- обеспечение научно-методической и нормативной экспертизы образовательных событий;
- разработка научно-методического и нормативного обеспечения и проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей;
-анализ деятельности и информирование педагогов учреждений.
Структура управленческих органов, сформированных для реализации программы состоит из:
1. Координационного совета.
2.Экспертных групп - рабочий орган, оказывающий методическое, экспертно-аналитическое сопровождение. Экспертная группа формируется из методистов ЦДТ и педагогических работников школы. Основными задачами группы являются: проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей; подготовка предложений по корректировке и обновлению планов, подготовка отчетных, обзорных и аналитических материалов.
3. Рабочие группы образуются по каждому направлению. Цель
деятельности групп - достижение новых образовательных эффектов через
образовательные события. У каждой группы есть руководитель, который:
- составляет план работы группы;
- обеспечивает реализацию мероприятий по плану,
- координирует действия участников рабочих групп;
- разрабатывает индикаторы эффективности работы;
-отчитывается на заседаниях Координационного Совета.
Рабочие группы организуют свою деятельность и производят
распределение функциональных обязанностей среди членов группы
самостоятельно. В состав рабочих групп включаются представители
учреждений-партнеров.
Характеристики образовательного партнерства учреждений общего и
дополнительного образования:
- согласование интересов и совместно принятые планы;
- добровольность и равновыгодность взаимоотношений;
- взаимная ответственность сторон за исполнение (и неисполнение)
согласованных решений.
- наличие информационного поля, освещающего процессы партнерства;
- использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат их взаимодействия.
Выводы по Главе II
1. Образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства страны, исполняют роль механизма стабилизации и регулирования системы образования страны, фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Такое взаимодействие возможно при наличии соответствующих программ, которые отвечают образовательным стандартам.
2. Данный проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования станет основой для создания конкретной программы взаимодействия по видам и направлениям деятельности. Это послужит улучшению качества образования, результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Заключение
Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей. Только объединённые усилия этих учреждений могут противостоять нередко негативным стихийным воздействиям на ребёнка.
Таким образом, дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
В последнее время всё чаще многие учреждения дополнительного образования укрепляют связи с общеобразовательными школами. В подтверждение этому отмечается появление новых образовательных программ, рассчитанных на взаимодействие двух учреждений.
В данной работе были определены общее и отличие двух систем образования. На современном этапе модернизация образования предполагает не просто сотрудничество, а интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство. Причём каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.
Следует отметить, что к традиционным формам интегративной деятельности (организация единых массовых дел, игровых программ) широкое распространение стали получать авторские программы. Эти программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребёнком.
Таким образом, взаимодействие общего и дополнительного образования – важный этап в создании целостного образовательного пространства.
|
|
|