|
Педагогический проект
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Проектный метод обучения с использованием информационных технологии, как средство формирования положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности на уроках технологии»
Автор: Мельник Елена Владимировна
учитель технологии, изо, ОБЖ
муниципального казенного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №1 с.п. «Село Пивань»
2012
Обоснование необходимости проекта
Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед школой ряд новых организационных, экономических и педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в избранной области интеллектуально-творческой деятельности.
Педагогика - наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ.
Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
На сегодняшний день в школах преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни. Поиск решений данной проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.
Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые, должны быть, заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащихся, стимулировать природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Цели и задачи проекта
Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод с использованием информационных технологии обучения на уроках технологии с.
Объект – развитие творческой самостоятельности у учащихся в образовательной области «Технология».
Предмет – организация проектного обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся.
Гипотеза: эффективность развития и формирования самостоятельной творческой личности возрастет при условии включения его в активную учебно-познавательную проектную деятельность с использованием ИКТ.
Задачи проекта:
1. Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету и определить уровень мотивации достижения успеха и боязни неудачи, используя специальные диагностические методики.
2. Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.
3. Использовать различные виды проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.
4. Способствовать формированию технологической культуры и знаний по технологии, овладения методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий декоративно-прикладной направленности с учётом эстетических и экологических требований.
5. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Ожидаемый результат: повышение уровня творческой самостоятельности в технологическом образовании, самостоятельные творческие проекты школьников.
Содержание проекта
Успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами.
Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности к достижению цели.
Личностный компонент включает в себя познавательную мотивацию, познавательные или творческие потребности, интересы и увлечения, склонности, интеллектуальные черты личности.
Познавательная мотивация – это внутреннее побуждение, которое раскрывает во имя чего, человек реализовывает познавательную активность.
Познавательные потребности – внутренний источник познавательной и творческой активности. Это желание узнать что-то новое, это поисковая и творческая активность человека.
Интересы (познавательные и творческие) – устойчивые эмоциональные проявления познавательных потребностей и мотивации.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Основные развивающие педагогические задачи по формированию положительной мотивации:
- расширять фонд технологических знаний;
- способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности;
- способствовать формированию у учащихся умения выполнять отдельные учебные действия последовательно (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
- обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки.
Оценка учителя повышает мотивацию, если она:
- относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания;
- сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Формирование положительной мотивации коллективной учебной работы.
При подборе группы необходимо:
- учитывать желание детей работать именно друг с другом;
- учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом (где сильный учащийся хочет помочь слабому, а слабый учащийся обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным);
- учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы, интересы.
Положительная мотивация создаёт потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении. Поэтому, считаю, что создание благоприятной и мотивирующей на учебу психологической атмосферы на уроке, является залогом успеха и развития творческой самостоятельности.
«Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов».1
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Система творческого воспитания обусловлена двумя основными принципами:
- индивидуальной заинтересованностью;
- социальной значимостью.
Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Проектный метод в учебной деятельности, наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Проектируя значимый для себя продукт, учащиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят, растут.
Преимущества проектного метода обучения.
1.Значительно повышается качество знаний учащихся, уровень активности школьников на уроке;
2. Происходит интеграция предметов различных образовательных областей.
4.Формируются умения работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее.
4. Формируются умения постановки цели и планирования работы.
Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу и такие черты характера как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции.
Метод проектов позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной, что стимулирует учащихся на самостоятельный поиск нужной информации, создаёт положительную мотивацию для самообразования.
При такой работе учащихся меняются функции учителя: - он помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- отслеживает результаты работы.
Механизмы реализации педагогического проекта
Основными направлениями достижения поставленной цели проекта считаю:
1. Проведение диагностик: «направленности учебной мотивации», «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи», необходимых для определения заинтересованности учащихся предметом «Технология» и уверенностью в своих творческих способностях.
2. Реализация программ, направленных на формирование положительной мотивации к обучению.
- спецкурса «Творческий проект» 8-11 класс
3. Использование проектного метода обучения с применением информационных технологии, направленного на развитие творческой самостоятельности.
1. Диагностирование учащихся.
Для определения начального уровня мотивации учащихся к предмету, совместно с психологом в начале учебного года на каждой параллели проводится «диагностика направленности учебной мотивации»2.
Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении предмета «Технология». Приложение №1.
Данная диагностика позволяет проследить динамику роста (снижения) мотивации учащихся к предмету, а также дает возможность оценить правильность подбора содержания и методов преподавания предмета.
В начале изучения каждого раздела общеобразовательной программы «Технология» проводится диагностика «мотивации на достижения успеха и боязнь неудачи»3.
Методика предназначена для диагностики преобладающего типа
мотивации личности:
- яркая выраженность мотивации достижения успеха;
- яркая выраженность мотивации избегания неудачи;
- невыраженный мотивационный полюс. Приложение №2
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Поэтому, наша работа построена таким образом, чтобы снизить количество учащихся, настроенных на «боязнь неудачи».
С помощью вышеперечисленных диагностик, уже в самом начале изучения нового материала, возможно, спрогнозировать учащихся, кому понадобится помощь в преодолении трудностей. Соответственно создать условия для успешной самореализации каждого ребёнка.
Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
1. Учебный труд интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
2. Для появления интереса к предмету «Технология» необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным, ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.
5. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.
6. Неформальная атмосфера учебных занятий.
2. Реализация программ основного и дополнительного образования.
В целях повышения уровня мотивации к предмету технология, а также повышения качества знаний и умений учащихся мною используются:
- общеобразовательная программа «Технология», автор .Д. Симоненко;
-авторская программа спецкурса «Технология. Проектная деятельность», 5-11 класс (авторы Пономарева Н.А.,.2010 г); Приложение №3
Общеобразовательная программа «Технология» А.Д Симоненко.
«Особенностью программы является то, что для работы над проектом выделяется учащимися 16 часов в IV четверти. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению»4.
3. Использование проектного метода обучения.
Метод проектов – это метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Педагогический процесс выстраиваю на личностно-ориентированном подходе, применяя проектный, проблемный, игровой методы обучения. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, положительное отношение к предмету, доминирующим в деятельности является проектный метод обучения.
Проектный метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Технология сотрудничества и ИКТ в проектной деятельности помогают выстроить учебный процесс таким образом, что в центре находится ученик, его познавательная и самостоятельная творческая деятельность. Роль учителя чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении, педагог становится помощником, единомышленником. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектный метод обучения усиливает межпредметные связи (литература, математика, информационные технологии, черчение, графика, экономика, экология, биология, история). Межпредметные связи проходят через все предлагаемые проекты, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных наук.
Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
В ходе обучения по методу проектов каждый учащийся выполняет 3 проекта. Какой он будет исследовательский, творческий, социальный выбирает сам ученик.
Проектная деятельность на уроках технологии и в рамках дополнительного образования
Осознание проблемы.
|
Социальный проект
(активная жизненная позиция гражданина общества)
|
Исследовательский
проект
(проявление профессиональных качеств)
|
Творческий проект
(выражение творческой активности)
|
1.Проблемы класса, школы, города
|
1.Исследование свойств материалов и их практическая значимость
|
1. Подарок школе
|
2.Проблемы асоциальных проявлений учащихся
|
2.Дизайн – анализ товаров промышленного производства
|
2. Подарок родным
|
3.Поддержка людей нуждающихся в помощи
|
3. Актуальная значимость тех или иных товаров и услуг
|
3. Подарок другу
|
4.Разработка мероприятий для малышей начальной школы
|
4. Состав товаров и их качество
|
4. Оформление интерьера квартиры
|
5.Сохранение и развитие национальных культур (создание костюмов, игрушек, мероприятий)
|
5. География производства товаров народного потребления. Себестоимость товаров.
|
5. Оформление интерьера своей комнаты
|
2.Постановка цели
|
Открытая цель: не направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию
|
Закрытая цель: направленная на конкретного человека, возрастную категорию, ситуацию
|
3.Постановка задач (составления алгоритма решения данной проблемы)
|
4. Работа с источниками информации (интернет – ресурсы, книги, учебники, соц. опросы учащихся)
|
1. Выявление проблем
|
1.Проведение опроса (интервью)
|
1.Изучение материалов
|
2. Определение сложности решения проблемы
|
2.Исследование проблемы
|
2.Изучение технологий
|
3. Определение путей решения
|
3. Пути решения проблемы
|
3.Выбор технологии изготовления
|
Технологическая карта дальнейшей работы (составление карты)
|
Практическая реализация проекта
|
Оформление проектной документации
|
Создание презентации проекта в редакторе Microsoft Power Point
|
В 8 классе учащиеся только уже знакомы с понятием технология, современными технологиями производства, умеют анализировать развитие строительных, транспортных технологий. Умеют поставить задачи и сформулировать цели, полученные знания на уроках информатики помогут в создании и разработке проекта.
|
|
|