|
Паспорт Программы Наименование Программы Программа социально-психологического сопровождения обучающихся
П Р О Г Р А М М А
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Паспорт Программы
Наименование Программы
|
Программа социально-психологического сопровождения обучающихся
|
Авторы –составители Программы
|
Социальный педагог Борисова Т.В.
Педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
Исполнители программы
|
Педагогический коллектив ГБПОУ МО «Наро-Фоминский политехнический техникум»
|
Основные цели Программы
|
Разработка и внедрение процедуры комлексного социально-психологического сопровождения, оказания помощи и поддержки несовершеннолетним обучающимся
Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации подростка, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.
Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации подростков через организацию социально-педагогической поддержки.
Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
Основные целевые направления Программы
|
Социально-психологическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
Социально-психологическая защита прав ребёнка.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающегося.
Социально-психологическое консультирование.
Социально-педагогическая профилактика.
Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.
|
Целевая аудитория Программы
|
Обучающиеся ГБПОУ МО «НФПТ»
|
Задачи Программы
|
Изучение личностных особенностей и черт характера подростков;
Осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной помощи и поддержки обучающегося (в случае возникновения проблем и нахождения подростка в трудной жизненной ситуации;
-
Проведение профилактических мероприятий с обучающимися, направленных на предотвращение совершения правонарушений и преступлений, недопущения совершения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; системы мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя;
Предупреждение и снятие психологического дискомфорта, связанного с процессом обучения.
Формирование социальной активности подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии.
Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений.
Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.
8. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся
|
Функции Программы:
|
диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
координационно-коммуникативная (подготовка обучающихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
профилактическая.
|
Законодательная база Программы
|
Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Декларация ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благосостояния детей;
Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях;
Семейный Кодекс Российской Федерации;
Административный Кодекс российской Федерации;
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
Создание благоприятного климата, способствующего
уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде.
Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
Получение первоначального представления об огра-
ничениях, затруднениях и проблемах подростков.
Выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка.
Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриннем контроле. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
|
Оценка эффективности Программы
|
Критерии оценки эффективности программы
|
Показатели эффективности программы
|
Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития учащихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям
|
Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних «группы риска».
|
Создание «базы данных» (картотека личных дел) на несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создание «базы данных» на несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении и поведении.
|
Полный охват числа обучающихся, нуждающихся в социально-психологической поддержке.
|
Активное сотрудничество родителей в воспитательной и общественной жизни техникума.
|
Хорошая посещаемость родительских собраний, лектория для родителей.
Совместное участие родителей и обучающихся в мероприятиях техникума.
|
Хорошая адаптация подростков в ученической среде
|
Низкий процент прогулов, уменьшение числа конфликтов среди обучающихся.
|
Творческая активность обучающихся
|
Активное участие обучающихся в кружках, спортивных секциях, общественной жизни техникума.
|
|
Обеспечение комплексного взаимодействия между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения
|
Высокий процент качества знаний обучающихся
|
Пояснительная записка
Осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности ГБПОУ МО «НФПТ» в настоящий момент является достаточно актуальным процессом. Ввиду того, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека, подросток остро нуждается в принятии поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняет процесс адекватного развития личности подростка. С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям и проявляют отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотических средств, лживость, скверно-словие, совершение правонарушений, преступлений и т.д.).
Кроме того, специфика процесса адаптации в техникуме определяется различием в методах обучения и его организации в средней школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер, который проявляется в том, что первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения.
Таким образом, появилась необходимость создания программы социально-психологического сопровождения подростков.
Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Комплекс мероприятий по реализации Программы.
Информационно-методический и дидактический комплекс (ИМДК).
С целью совершенствования содержания программы социально-психологического сопровождения обучающихся на всех этапах обучения, а также с целью накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения обучающихся, педагогов и родителей, диагностического обеспечения участников образовательного процесса был разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).
Структура ИМДК:
информационный блок (инфотека);
диагностический блок;
библиотека;
методический блок;
инструментарий;
Инфотека ППС – это информация:
о службах социальной помощи;
кризисных центрах, службах «Доверие» и т.д.;
о центрах досуга и отдыха;
Тестотека
представляет собой систематизированную подборку различных тестов.
Необходимо отметить, что диагностика чаще проводится по плану или запросу. Обычно специалисты работают по схеме:
наблюдение за подростком;
обсуждение проблемы;
решение вопроса: нужно ли тестирование?
если да, выбор инструмента.
Библиотека содержит литературу и статьи по педагогике, психологии, социальной работе и др. смежным дисциплинам. Выделены специальные подборки:
«Родителям»;
«Классному руководителю»;
«Для тебя» (подростку).
Методический блок содержит технологии, программы и методические разработки по СПС
Инструментарий
карта индивидуального социально-психологического сопровождения;
паспорт группы;
карты, бланки СПС
Механизм реализации Программы.
Программа представляет собой систему социально-психологических действий, реализующихся в создании условий для профилактики и снижении девиантного поведения у обучающихся, мониторинга процесса адаптации в ГБПОУ МО «НФПТ».
Ответственными лицами за реализацию Программы являются социальный педагог и педагог-психолог.
Программа реализуется через организацию таких видов деятельности, как психологическая и социальная диагностика, коррекция и развитие, психоконсультирование, психопросвещение, профилактика, методическая и внеклассная работа с обучающимися, их родителями, классными руководителями, мастерами производственного обучения.
В процессе реализации Программы участвуют обучающиеся, которые имеют в своем поведении частые нарушения правил поведения, повышенную агрессивность, враждебность и конфликтность, употребляют алкоголь, наркотические средства, были замечены в «дурных» компаниях и др.
Для реализации Программы предполагается сотрудничество с инспекторами ОДН МВД РФ по Наро-Фоминскому району, сотрудниками КДН и ЗП, родителями обучающихся, их педагогами-предметниками, классными руководителями, мастерами производственного обучения.
Содержание программы
Программа содержит 5 блоков: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление ком-плекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркома-нии, токсикомании, осуществление систематической работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении и поведении (т.н. «детьми группы риска»), с детьми-сиротами, ведение личных дел несовершеннолетних.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных о личности обучающихся «группы риска» и особенностей семейного воспитания, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавате-лями техникума, организация мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность, индивидуальную работу с подростками, имеющими трудности в обучении. Данная деятельность осуществляется через систему классных часов, мероприятий, проводимых в техникуме, проведения индивидуальных бесед.
Профилактическая работа с родителями предполагает вызов законных представителей в образовательное учреждение, проведение индивидуальных бесед, участие в родительских собраниях, лекториях; в случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей направляется информация в КДН и ЗП администрации по Наро-Фоминскому району. Нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума с семьей, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, работу Совета обучающихся. Программу реализует администрация ГБПУ МО «НФПТ», классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, активные родители. В целях профилактики правонарушений в техникуме работают разнообразные кружки и секции.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя информирование руководителей групп и администрации об обучающихся, нуждающихся в социальной помощи, индивидуальное консультирование педагогов по вопросам социализации обучающихся, правовое и психологическое просвещение.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ П/П
|
МЕРПРИЯТИЯ
|
СРОК ИСПОЛНЕНИЯ
|
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
|
|
I
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
|
|
1.
|
Сбор индивидуальных данных об обучающихся, их семьях, условиях проживания
|
Сентябрь, октябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
2.
|
Составление социальных паспортов групп и социального паспорта техникума
|
сентябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
|
|
3.
|
Составление социальных карт на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
|
сентябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
|
|
4
|
Проведение обследования социально-бытовых условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же обучающихся склонных к правонарушениям
|
2 раза в год,
По мере необходимости
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,
руководители групп
|
|
5
|
Составление планов проведения диагностических профилактических мероприятий
|
сентябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
6
|
Подбор диагностического материала
|
сентябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
7
|
Организация взаимодействия с ОДН , КДН и ЗП, составление совместных планов работы.
|
Сентябрь,
По мере необходимости
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
|
|
8
|
Организация работы по профилактике личной безопасности, предупреждению травматизма.
Планирование и реализация основ безопасного поведения на дорогах, предупреждения бытового и уличного травматизма, поведения в экстремальных ситуациях.
|
постоянно
|
Преподаватель ОБЖ, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,
руководители групп
|
|
9
|
Обеспечение защиты прав обучающихся при реализации прав на получение социальной стипендии, сухого пайка, на выплату пособий на питание, одежду, канцтовары, проезд
|
|
|
|
II
|
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
|
|
1
|
Фронтальное обследование состояния высших психических функций
|
Сентябрь, октябрь
|
Педагог- психолог
Ермакова Л.А.
|
|
2
|
Диагностика эмоционально-волевой сферы
|
Сентябрь, октябрь
|
Педагог- психолог
Ермакова Л.А.
|
|
3
|
Диагностика характерологических особенностей
|
Сентябрь, октябрь
|
Педагог- психолог
Ермакова Л.А.
|
|
4
|
Диагностика формирования ценностных ориентаций
|
Сентябрь, октябрь
|
Педагог- психолог
Ермакова Л.А.
|
|
5
|
Диагностика межличностных отношений
|
Сентябрь, октябрь
|
Педагог- психолог
Ермакова Л.А.
|
|
6
|
Проведение процедуры социометрического исследования групп обучающихся на предмет определения внутригрупповых взаимоотношений и определения внутригрупповых взаимоотношений и определения социометрического статуса
|
2 раза в год
|
Социальный педагог Борисова Т.В.
|
|
7
|
Проведение социально-педагогической диагностики ближайшего окружения обучающихся из категории детей-сирот, детей, имеющих трудности в обучении
( патронажи, беседы, с детьми, родителями, изучение характеристик с прежнего места учебы и т.д.)
|
постоянно
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
|
|
8
|
Составление карт социально-психологического сопровождения
|
Сентябрь,
по мере необходимости
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
9
|
Промежуточная диагностика результатов реализации программы
|
2 раза в год
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
III
|
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
|
|
Профилактическая работа включает в себя организацию и проведение мероприятий по профилактике через психокоррекционную работу.
|
|
1
|
Изучение личных дел и медицинских документов с целью выявления детей нуждающихся в психологической помощи, а также детей, находящихся в социально опасном положении
|
Сентябрь,
по мере необходимости
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
2
|
Составление банка данных детей «группы риска».
|
Сентябрь, октябрь
по мере необходимости
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,
руководители групп
|
|
3
|
Проведение дополнительной индивидуальной психодиагности
|
В течении года
По мере необходимости
|
Педагог-психолог
Ермакова Л.А.
|
|
4
|
Проведение мониторинга с целью выявления % склонности к употреблению ПАВ
|
Октябрь, ноябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А.
|
|
4
|
Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ
|
постоянно
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,
Руководители групп
|
|
5
|
Организация участия в добровольном тестировании
|
март
|
Администрация , социальный педагог, психолог
|
|
6
|
Осуществление мониторинга посещаемости и успеваемости обучающихся ГБПОУ МО «НФПТ»
|
ежедневно
|
Зам.директора по УВР, зав. отделением
|
|
7
|
Совместный патронаж инспектора ОДН с представителями Совета по профилактике, мастерами п/о в семьи несовершеннолетних, состоящих на внутреннем контроле и других видах учета
|
По плану СП
|
Совет профилактики, руководители групп
|
|
8
|
Проведение плановых заседаний Совета профилактике с приглашением обучающихся, родителей, инспектора ОДН.
|
По плану СП
|
Совет профилактики, руководители групп
|
|
10
|
Проведение занятий, воспитательных часов по правовым вопросам, рассмотрение основ уголовного, гражданского законодательства РФ
|
В течение года
|
Преподаватель ОБЖ, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,
руководители групп, преподаватели права
|
|
9
|
Проведение воспитательных часов, бесед, тематических недель, круглых столов
|
В течение года
|
Мастера п/о, классные руководители, педагоги
|
|
10
|
Индивидуально-групповая и коррекционная работа
|
Согласно плану работы психолога
|
Педагог-психолог
Ермакова Л.А.
|
|
11
|
Занятия по профилактической образовательная программа «Мой выбор»
|
В течение года
|
Педагог-психолог
Ермакова Л.А.
|
|
12
|
Занятия по профилактической образовательная программа « Твое здоровье»
|
В течение года
|
Педагог-психолог
Ермакова Л.А.
|
|
13
|
Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся
|
По требованию
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
14
|
Проведение тематических мероприятий по профилактике ПАВ с участием представителей ФСКН, врачей наркодиспансера г. Наро-Фоминск
|
октябрь
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
|
|
15.
|
Проведение акций «Твое здоровье»
|
1 раз в месяц
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,
руководитель физвоспитания, мастера п/О
|
|
16
|
Работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении (консультирование, беседы, обследование ЖБУ)
|
В течение года
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
Зам. директора по УР
|
|
17
|
Привлечение детей «группы риска» для участия в общественных мероприятиях, кружках, спортивных секциях.
|
В течение года
|
Руководители групп, педагог-организатор, Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А
|
|
18
|
Организация посещения музеев, выставок, планетария.
|
В течение года
|
Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
IV
|
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
|
|
Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "система проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением"
Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка.
|
|
1
|
Проведение общих родительских собраний и групповых
|
2 раза в год, по плану мастеров п/о
|
Зам.директора по УВР, руководители групп
|
|
2
|
Ознакомить обучающихся и их родителей с правами и обязанностями обучающихся, заложенных в законодательных актах: Международной конвенцией о правах ребенка, Конституции РФ, семейном кодексе. Уставе техникума.
|
|
|
|
3
|
Посещение семей, проведение тестирование с целью выявления семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания
|
Регулярно
|
Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.
|
|
4
|
Проведение лектория для родителей
|
Октябрь, январь, март
|
психолог Ермакова Л.А.
|
|
5
|
Индивидуальные консультации и беседы для родителей
|
В течение года
|
Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.
|
|
6
|
Привлечение родителей для участия в работе Совета профилактики и общественных мероприятиях
|
В течение года
|
Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-сихолог Ермакова Л.А.
|
|
7
|
Организация отдыха детей в каникулярное время
|
|
Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.
|
|
v
|
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
|
|
1
|
Информировать педагогический коллектив о положении дел в работе с детьми из группы риска, находящимися под опекой, с детьми из неблагополучных семей на пед. совещаниях, на семинарах кл. руководителей.
|
В течение года
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
2
|
Поддерживать связь и оказывать помощь мастерам производственного обучения в работе с детьми и семьями из группы риска.
|
В течение года
|
Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А.
|
|
3
|
Индивидуальные беседы и консультации педагогов
|
В течение года
|
Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.
|
|
|
|
|