Главная страница

Открытый урок по предмету музыка тема: «Музыка весны» (во 2-классе) Составитель учитель музыки: Павлова Галина Фёдоровна. Март 2014год


Скачать 84.87 Kb.
Название Открытый урок по предмету музыка тема: «Музыка весны» (во 2-классе) Составитель учитель музыки: Павлова Галина Фёдоровна. Март 2014год
учитель музыки
Дата 24.02.2016
Размер 84.87 Kb.
Тип Урок


МБОУ «Топкановская ООШ»


Открытый урок по предмету музыка

тема: «Музыка весны»

(во 2-классе)

Составитель учитель музыки:

Павлова Галина Фёдоровна.

Март 2014год.

Тема занятия: Музыка весны.
Цель урока:

  • Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств.

  • На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи, поэзии.

  • Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.

            Задачи:

  • Познакомить с образом Весны в творчестве А.Вивальди, П.И.Чайковского »Песня Жаворонка», «Апрель» из цикла «Времена года», М. Глинка вариации Алябьева «Соловей», И. Штраус. «Весенние голоса» вальс, голоса птиц.

  • Научить слушать музыку и грамотно её понимать.

  • Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.

Программное обеспечение

Презентация, СД записи, музыкальные инструменты.

Ключевые слова

«Рисуем» музыку, звуки-краски, пластическое интонирование, музыкальное мышление.

Наглядность:

-Название темы.

-Портреты композиторов,

- Рисунки на тему «Музыка весны»

-Репродукция картин Левитан «Март», Саврасов «Грачи прилетели»
Музыкальный материал:

1.      А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент)

2.      М.И. Глинка «Соловей»- слушание.

3.      П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»

4.      « Что такое музыка» - разучивание песни. Разучивание песни-заклички о весне Исполнение в сопровождении фортепиано.
Ход занятия.
   1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года» (звучит фрагмент)

2.Вступительная беседа.
Учитель: Дорогие друзья! Я рада всех вас видеть на занятии в этот прекрасный весенний день.

Сообщение темы:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

                                                (И.Никитин «Весна»)

Учитель: О чем это стихотворение? (О весне)

Учитель: А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года».(звучит фрагмент)

Учитель: К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему?

Дети: Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая…немного весёлая.

Учитель: Правильно. Произведение это называется «Весна» из концерта А.Вивальди «Времена года». Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки.

Скажите, пожалуйста, прочитав это стихотворение, прослушав музыку Вивальди, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Мы будем говорить о весне.

Учитель: Хорошо. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем?

Стихотворение, картина, песней.

Учитель: Вслушайтесь, весь мир поёт: шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт- мир её волшебен.

(Обращает внимание на репродукции с видами природы)

Учитель исполняет песню.

- Птичьи трели –это музыка, и капели это музыка.

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится

под музыку.

Видишь тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.

И у ветра и у солнышка, и у тучки , и у дождика,

И у нежного подснежника тоже музыка своя.

(И.Исакова)

-Мир музыки прекрасен так же, как и мир природы. Многие поэты и писатели воспевали неповторимость и привлекательность времён года в своих произведениях Мы сегодня будем слушать много музыки.

- Мой друг, что может быть мелей бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей, там радостней весна златая,

Прохладней лёгкий ветерок, там соловей поёт звучнее….

(Н.Языков)

Слушание голоса птиц.

Учитель: Музыкальные инструменты тоже могут изображать пение птиц.

Учитель: Вот как изображает соловья музыкальный инструмент Флейта.

Слушание «Соловей» М.Глинка.

Учитель: Как звучит музыка вначале? (грустно или весело)

Дети: (грустно затем весело)

Учитель: Какая это форма музыки?

Дети : 2-ух частная. АВ.

Учитель: Молодцы.

Учитель: Ребята, какие сейчас изменения происходят в природе?

Солнце светит ярче, и улыбок на лице прохожих становится больше. Просыпается природа, птички прилетают с юга.

Изучение новой темы:

Учитель: -Робко появляется весна в наших краях и первым о её приходе в музыкальных произведениях русских композиторов возвещает жаворонок.

Показывается картина Левитана «Март».

Стих:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна! Весна1 Как высоко на крыльях ветерка, ласкаясь солнечным лучам,

Летают облака!

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне.

Много поэтов и художников воспевали эту маленькую птичку. Издревне на Руси люди звали жаворонка своими закличками

(Разучиваем закличку » Кулик из-за моря»)

Учитель: Композиторы тоже посвящали свои сочинения жаворонкам

П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

(дети слушают фрагмент «Песня жаворонка» и всматриваются в картину)

Учитель: Как звучит песня? (весело или грустно?)

Учитель: Вспомните, покажите руками, как летает жаворонок, покажите направление мелодии (звучит фрагмент)

Учитель: Вы слышите, какое красивое исполнение на фортепиано, как звуки изображают лёгкий, высокий полёт жаворонка. Такое исполнение украшается мелизмами.. Мелизмы – это мелодические фигуры, украшающие звуки мелодии при помощи вспомогательных звуков. (показ на ф-но учителем)

Учитель: Красками какого цвета можно нарисовать картину? (Светлыми, голубыми, светло-зелёными, нежно- жёлтыми)

А сейчас, я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.

Физминутка

Лес большой был, полон звуков

Кто-то выл, а кто мяукал

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал

Кто пищал, а кто молчал

Ну а кто-то весенний аромат цветов вдыхал

Или физминутка под фонограмму «Весна-красна идёт» муз. Т.Морозовой.

Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник. Апрель»

Учитель: Ребята, скажите, какая была музыка по настроению, по характеру?
Дети: Нежная, красивая, танцевальная..

Учитель: Вы услышали танец вальс?

-Музыка звучала без слов.

Учитель: Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?

(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники)

Стих. Подснежники.

-В лесу где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

-Я вижу. Погода тепла и ясна!

Скажите, ведь правда, что это весна?

Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники – символ начала пробуждения и расцвета природы.

Учитель: А почему он так называется?

Учитель :Чей композитор? Русский или зарубежный? (портрет)

Учитель: А сейчас мы попробуем передать содержание этого произведения в танце.

Дети двигаются под музыку 1и 3 часть девочки образы цветов, покачиваясь и улыбаясь друг другу, вырастают. Мальчики изображают ветер серебристым дождём, холодный мартовский снежок, который заметает первые подснежники. В конце девочки закрывают головки руками, садятся на колени.

Дети садятся.

Учитель: давайте составим небольшое высказывание о весне.

(Составление синквейна о весне)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1строка- одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка- 2 прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка- 3 глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка- заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

. Назовите 2 прилагательных, 3 глагола и составьте предложение о весне из 4 слов.

Весна. 

Яркая, добрая.

Радует, согревает, оживляет.

Весна творит необыкновенные чудеса.

Ребята, а сейчас я уберу слово «Весна» и вместо него напишу слово «Музыка». Можем ли мы эти же слова сказать о музыке? Конечно же, можем.

Думаю, что сегодняшняя встреча вам подарила яркие впечатления от общения с музыкой композиторов (указать на портреты).

Учитель: Перед разучиванием сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. «Кулачки»

  1. Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз.

  2. Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют - «кулачки»).

  3. Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.

Выполните 24 такие серии.

Разучивание песни «Весна пришла».

Спасибо вам за урок, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

. Подведение итогов.

Учитель: Вот и заканчивается наше волшебное весеннее путешествие в сказочный мир искусства. Сейчас мы подведем итоги. О чем мы сегодня говорили, что узнали нового?

Учитель: О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе)

Какие звуки весны вы сегодня услышали? (голоса птиц, как просыпаются цветы)

.Какую особенность вы заметили во всех этих произведениях мелодичность и рифму.

Иллюстрирование своих эмоций, чувств.

Учитель: Мы, увидели что? Скажем, выразить весну можно словами, звуками, т.е. музыкой, да. А как еще можно выразить весну?

Правильно. Можно выразить красками. И поэтому я предлагаю вам выразить свои чувства, эмоции от услышанной музыки на листке в виде какого-нибудь рисунка красками.

Домашнее задание. Нарисовать картину весны. Найти стихотворение соответствующее вашему рисунку, сочини свою песенку о весне.

Выход учащихся под музыку А. Вивальди или И.Штрауса «Весенние голоса».