|
Открытый урок по предмету музыка тема: «Музыка весны» (во 2-классе) Составитель учитель музыки: Павлова Галина Фёдоровна. Март 2014год
МБОУ «Топкановская ООШ»
Открытый урок по предмету музыка
тема: «Музыка весны»
(во 2-классе)
Составитель учитель музыки:
Павлова Галина Фёдоровна.
Март 2014год.
Тема занятия: Музыка весны.
Цель урока:
Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств.
На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи, поэзии.
Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.
Задачи:
Познакомить с образом Весны в творчестве А.Вивальди, П.И.Чайковского »Песня Жаворонка», «Апрель» из цикла «Времена года», М. Глинка вариации Алябьева «Соловей», И. Штраус. «Весенние голоса» вальс, голоса птиц.
Научить слушать музыку и грамотно её понимать.
Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.
Программное обеспечение
Презентация, СД записи, музыкальные инструменты.
Ключевые слова
«Рисуем» музыку, звуки-краски, пластическое интонирование, музыкальное мышление.
Наглядность:
-Название темы.
-Портреты композиторов,
- Рисунки на тему «Музыка весны»
-Репродукция картин Левитан «Март», Саврасов «Грачи прилетели»
Музыкальный материал:
1. А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент)
2. М.И. Глинка «Соловей»- слушание.
3. П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»
4. « Что такое музыка» - разучивание песни. Разучивание песни-заклички о весне Исполнение в сопровождении фортепиано.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года» (звучит фрагмент)
2.Вступительная беседа.
Учитель: Дорогие друзья! Я рада всех вас видеть на занятии в этот прекрасный весенний день.
Сообщение темы:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(И.Никитин «Весна»)
Учитель: О чем это стихотворение? (О весне)
Учитель: А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года».(звучит фрагмент)
Учитель: К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему?
Дети: Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая…немного весёлая.
Учитель: Правильно. Произведение это называется «Весна» из концерта А.Вивальди «Времена года». Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки.
Скажите, пожалуйста, прочитав это стихотворение, прослушав музыку Вивальди, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Мы будем говорить о весне.
Учитель: Хорошо. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем?
Стихотворение, картина, песней.
Учитель: Вслушайтесь, весь мир поёт: шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт- мир её волшебен.
(Обращает внимание на репродукции с видами природы)
Учитель исполняет песню.
- Птичьи трели –это музыка, и капели это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится, тихо кружится
под музыку.
Видишь тучка в небе хмурится, будет музыка дождя.
И у ветра и у солнышка, и у тучки , и у дождика,
И у нежного подснежника тоже музыка своя.
(И.Исакова)
-Мир музыки прекрасен так же, как и мир природы. Многие поэты и писатели воспевали неповторимость и привлекательность времён года в своих произведениях Мы сегодня будем слушать много музыки.
- Мой друг, что может быть мелей бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей, там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок, там соловей поёт звучнее….
(Н.Языков)
Слушание голоса птиц.
Учитель: Музыкальные инструменты тоже могут изображать пение птиц.
Учитель: Вот как изображает соловья музыкальный инструмент Флейта.
Слушание «Соловей» М.Глинка.
Учитель: Как звучит музыка вначале? (грустно или весело)
Дети: (грустно затем весело)
Учитель: Какая это форма музыки?
Дети : 2-ух частная. АВ.
Учитель: Молодцы.
Учитель: Ребята, какие сейчас изменения происходят в природе?
Солнце светит ярче, и улыбок на лице прохожих становится больше. Просыпается природа, птички прилетают с юга.
Изучение новой темы:
Учитель: -Робко появляется весна в наших краях и первым о её приходе в музыкальных произведениях русских композиторов возвещает жаворонок.
Показывается картина Левитана «Март».
Стих:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна1 Как высоко на крыльях ветерка, ласкаясь солнечным лучам,
Летают облака!
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Много поэтов и художников воспевали эту маленькую птичку. Издревне на Руси люди звали жаворонка своими закличками
(Разучиваем закличку » Кулик из-за моря»)
Учитель: Композиторы тоже посвящали свои сочинения жаворонкам
П.И. Чайковский «Песня жаворонка»
(дети слушают фрагмент «Песня жаворонка» и всматриваются в картину)
Учитель: Как звучит песня? (весело или грустно?)
Учитель: Вспомните, покажите руками, как летает жаворонок, покажите направление мелодии (звучит фрагмент)
Учитель: Вы слышите, какое красивое исполнение на фортепиано, как звуки изображают лёгкий, высокий полёт жаворонка. Такое исполнение украшается мелизмами.. Мелизмы – это мелодические фигуры, украшающие звуки мелодии при помощи вспомогательных звуков. (показ на ф-но учителем)
Учитель: Красками какого цвета можно нарисовать картину? (Светлыми, голубыми, светло-зелёными, нежно- жёлтыми)
А сейчас, я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.
Физминутка
Лес большой был, полон звуков
Кто-то выл, а кто мяукал
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал
Кто пищал, а кто молчал
Ну а кто-то весенний аромат цветов вдыхал
Или физминутка под фонограмму «Весна-красна идёт» муз. Т.Морозовой.
Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник. Апрель»
Учитель: Ребята, скажите, какая была музыка по настроению, по характеру?
Дети: Нежная, красивая, танцевальная..
Учитель: Вы услышали танец вальс?
-Музыка звучала без слов.
Учитель: Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?
(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники)
Стих. Подснежники.
-В лесу где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
-Я вижу. Погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда, что это весна?
Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники – символ начала пробуждения и расцвета природы.
Учитель: А почему он так называется?
Учитель :Чей композитор? Русский или зарубежный? (портрет)
Учитель: А сейчас мы попробуем передать содержание этого произведения в танце.
Дети двигаются под музыку 1и 3 часть девочки образы цветов, покачиваясь и улыбаясь друг другу, вырастают. Мальчики изображают ветер серебристым дождём, холодный мартовский снежок, который заметает первые подснежники. В конце девочки закрывают головки руками, садятся на колени.
Дети садятся.
Учитель: давайте составим небольшое высказывание о весне.
(Составление синквейна о весне) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1строка- одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка- 2 прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка- 3 глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка- заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
. Назовите 2 прилагательных, 3 глагола и составьте предложение о весне из 4 слов.
Весна.
Яркая, добрая.
Радует, согревает, оживляет.
Весна творит необыкновенные чудеса.
Ребята, а сейчас я уберу слово «Весна» и вместо него напишу слово «Музыка». Можем ли мы эти же слова сказать о музыке? Конечно же, можем.
Думаю, что сегодняшняя встреча вам подарила яркие впечатления от общения с музыкой композиторов (указать на портреты).
Учитель: Перед разучиванием сделаем дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. «Кулачки»
Поверните ладони от себя и согните их в локтях так, что они были направлены строго вниз.
Начинайте делать резкие, шумные вдохи, сжимая при этом ладошки в кулачки (иногда данное упражнение так и называют - «кулачки»).
Делайте подряд 4 вдоха, а затем выдыхайте. Отдохните 3-4 секунды и начинайте новую серию.
Выполните 24 такие серии.
Разучивание песни «Весна пришла».
Спасибо вам за урок, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
. Подведение итогов.
Учитель: Вот и заканчивается наше волшебное весеннее путешествие в сказочный мир искусства. Сейчас мы подведем итоги. О чем мы сегодня говорили, что узнали нового?
Учитель: О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе)
Какие звуки весны вы сегодня услышали? (голоса птиц, как просыпаются цветы)
.Какую особенность вы заметили во всех этих произведениях мелодичность и рифму.
Иллюстрирование своих эмоций, чувств.
Учитель: Мы, увидели что? Скажем, выразить весну можно словами, звуками, т.е. музыкой, да. А как еще можно выразить весну?
Правильно. Можно выразить красками. И поэтому я предлагаю вам выразить свои чувства, эмоции от услышанной музыки на листке в виде какого-нибудь рисунка красками.
Домашнее задание. Нарисовать картину весны. Найти стихотворение соответствующее вашему рисунку, сочини свою песенку о весне.
Выход учащихся под музыку А. Вивальди или И.Штрауса «Весенние голоса».
|
|
|