|
Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за 2011 2012 год
Приложение к документу «Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в образовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за 2011 – 2012 год».
По результатам логопедического обследования, проведенного в сентябре 2011 года в начальных общеобразовательных классах, выявлено 56 учащихся, имеющих недоразвитие речи различной степени тяжести.
Норма логопедической нагрузки на 1 ставку-25 учащихся.
На логопедический пункт зачислен 41 учащийся с патологией речи.
Отклонения в речевом развитии детей имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (искаженное произношение, отсутствие звуков); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии, как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов (темп, ритм, интонационная выразительность, словарный запас и т.д.)
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в успешном усвоении программы общеобразовательной школы.
Учащихся, имеющих отклонения в речевом развитии, можно условно разделить на группы.
Первую группу, обозначаемую ФН, составляют школьники, у которых недоразвитие речи проявляется только в дефектах произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты в большинстве случаев не сказываются на обучении письму и чтению. В 2011 – 2012 учебном году детей с таким речевым нарушением было выявлено 4, зачислено на логопункт 3, выпущено с исправлением 3 ребенка.
У второй группы детей, обозначаемой ФФН, наблюдается несформированность всей звуковой стороны – звукопроизношение, фонематические процессы (фонетико-фонематическое недоразвитие). Школьники этой группы имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков. Такой уровень недоразвития речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной проявления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма. В текущем учебном году было выявлено 15 детей с ФФН. Зачислены на логопедические занятия 9, у 6 ребят остаточные явления ФФН, им даны рекомендации по работе дома. Восемь учащихся выпущены из логопедического пункта со значительным улучшением (исправлением) устной речи, 1 оставлен для продолжения работы.
Третью группу составляют дети с фонематическим недоразвитием. У этих учащихся звукопроизношение соответствует норме, но фонематические процессы не развиты, следовательно, возможны вторичные, по отношению к устной речи, нарушения - проявления дисграфии и дислексии (специфические нарушения письма и чтения). В 2011 – 2012 учебном году таких детей было выявлено 10. На логопедические занятия зачислены 2 (с наиболее ярко выраженным дефектом). Остальным была оказана консультативная помощь. Выпущены в мае с улучшением речи 2 ребят.
Четвертую группу составляют дети, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико- грамматических средств языка - общее недоразвитие речи (ОНР IIIу.) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). ОНР- одно из наиболее тяжелых нарушений речи. Группа детей с ОНР неоднородна, как по степени тяжести речевого дефекта, так и по выраженности проявлений общего недоразвития речи. Отставание в развитии языковых средств (дефектное произношение, очень бедный активный и пассивный словарный запас, недоразвитие фонематических процессов, недоразвитие лексико – грамматического строя) препятствует успешному обучению детей в общеобразовательной школе.
В эту же группу были зачислены учащиеся с СНР (системным недоразвитием речи).
Программа коррекционной работы для детей с ОНР, СНР, НВОНР предусматривает логопедические занятия в течение 2-4 лет с последующим контролем над письменной речью. Вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью, дети – логопаты испытывают значительные трудности в усвоении программы начального обучения в общеобразовательной школе. Ребятам с системным недоразвитием речи различной степени выраженности на логопункте школы оказывается специализированная логопедическая помощь, но этого не достаточно. Детям с особенностями интеллектуального развития нужна специальная программа обучения, так как с программой классов нормы они не справляются.
С общим и системным недоразвитием речи различной степени выраженности было выявлено 7 учеников первых классов, зачислено 7, 6 оставлены для продолжения работы, 1 выбыл в другую школу.
С нарушением письменной речи, обусловленным ОНР IIIу., НВОНР были выявлены 16 учащихся, зачислены 16, из них выпущено 8, 7 оставлено для продолжения занятий, 1 выбыл.
Нарушения письменной речи, обусловленные фонематическим и оптико-кинетическим недоразвитием, имели место у 4 учащихся, все выпущены с улучшением письменной речи, но в сентябре им рекомендовано контрольное обследование письменной речи.
На логопедическом пункте ведется поэтапная коррекция нарушений устной и письменной речи согласно плану работы.
Первый этап предусматривает восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового и звукового состава слова. Коррекцию дефектов произношения.
Второй этап. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
Третий этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Развитие построения связного высказывания: а) программирование смысловой структуры высказывания; б) установление логической последовательности, связности; б) отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, описание).
Несмотря на положительную динамику развития речи детей, посещающих логопедический пункт, следует отметить некоторые проблемы, выявленные за годы работы.
После прекращения логопедических занятий, некоторые дети не могут продолжать обучение на том же уровне, с которым были выпущены. В большинстве случаев это дети, имеющие в анамнезе ОНР3у, СНР, НВОНР.
-
Увеличение темпа написания письменных работ в старших классах, провоцирует рецидив у детей, в анамнезе которых была оптико-кинетическая дисграфия, ухудшается графическое оформление работ.
В связи с этим, рекомендовано:
1) более тесное сотрудничество с учителями старших классов;
2) консультирование учащихся, имеющих ранее речевые нарушения, и их родителей;
3) снижение темпа письма;
4) продолжение выполнения коррекционных упражнений (после выпуска из логопункта).
|
|
|