Главная страница

«Особенности внимания у детей с зпр дошкольного возраста»


Скачать 43.71 Kb.
Название «Особенности внимания у детей с зпр дошкольного возраста»
Дата 27.02.2016
Размер 43.71 Kb.
Тип Документы

Консультация на тему: «Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста».

Для родителей и воспитателей.

Цель: формирование у воспитателей и родителей понятия об особенностях внимания у детей с ЗПР; содействие родителям и воспитателям в развитии внимания.

Внимание является одним из основных условий обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию. Поэтому необходимо, как можно раньше проводить работу по развитию внимания у детей с ЗПР. А для этого нужно понимать, что такое внимание и знать особенности внимания детей с ЗПР.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.

В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с ЗПР развивается иначе. Разные формы ЗПР у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания, обусловленные функциональными или органическими нарушениями ЦНС - приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнение заданий игрового или учебного характера. Также у детей с ЗПР встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с ЗПР встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Также у детей с ЗПР наблюдается снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает меньший объём информации, чем тот на основе, которого можно эффективно решать игровые, учебные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом. Сниженная избирательность внимания детей с ЗПР, как ба окутывает их раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных побочных деталей. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР припятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Они наиболее характерны для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения.

Таким образом, мы видим, что у детей с ЗПР наиболее нарушено произвольное внимание. В дальнейшем, обучаясь в школе, им придётся выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием, поэтому в работе по развитию внимания необходимо придавать большое значение именно развитию произвольного внимания. Для этого используются специальные игры и упражнения, которые могут использовать как воспитатели, так и родители. Вот некоторые из них:

«Что изменилось». На стол ставится 3 – 4 игрушки (затем количество увеличивается) и предлагается рассмотреть в течение 10-15 сек., а затем попросите ребёнка отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернётся по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось.

«Четвёртый лишний». Ребёнку предлагается 4 предмета: 3 из них из одной группы, а один из другой. (Например: ложка, вилка, тарелка, кукла). Предложите ребёнку внимательно посмотреть и найти, что же здесь лишнее и почему?

«Нарисуй» Раскрась большие шары синим цветом, а маленькие красным. (Схематично рисуются большие и маленькие шары).

« Найди одинаковые» На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета

« Ухо- нос». По команде «ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «нос» за нос.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть, синий – шагать на месте.

А также вы можете с ребёнком: раскрашивать по образцу, штриховать в определённом направлении, выкладывать из счётных палочек предметы по образцу.

Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, развивая внимание – это систематический характер занятий. Самое главное в таких занятиях заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям. И тогда вашим детям будет всё по плечу!

Советы для родителей «Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий».

Родители детей с ЗПР часто сталкиваются с такой проблемой как привлечь внимание ребёнка к какой-либо деятельности и удержать его. Внимание некоторых детей с ЗПР можно привлечь всего лишь на 5 – 10 сек. Я хочу предложить несколько советов по организации внимания детей на занятиях.

  1. Занимаясь с ребёнком, обязательно проявляйте свои эмоции – улыбайтесь, удивляйтесь, проявляйте восторг, интерес.

  2. Вовлекайте его в различные виды деятельности, показывая положительные стороны той или иной деятельности.

  3. Речь в виде инструкции или требования взрослого помогает малышу целенаправленно управлять своим вниманием. Пошаговая инструкция всегда наиболее эффективна.

  4. В комнате не должно быть отвлекающих раздражителей.

  5. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние ребёнка. Утомлённому ребёнку очень трудно сосредоточиться.

  6. Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнка просить постоянно называть вслух, то, что он должен держать в сфере внимания, то ребёнок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать своё внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

  7. Большое значение по развитию внимания имеют беседы по вопросам о выполненном задании.

  8. Необходимым для развития внимания, являются похвала, подбадривание за малейшие успехи.

  9. Выделяйте постоянное место для занятий. Это настраивает ребёнка на работу, способствует формированию внимания, усидчивости, приучает к труду.

  10. Если вы чувствуете, что ребёнок устал, дайте ему отдохнуть после выполнения очередного задания или переключите внимание на другой вид деятельности

  11. Подберите наглядный и игровой материал для занятий

Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. И у вас всё получится!