|
«Особенности внимания у детей с зпр дошкольного возраста»
Консультация на тему: «Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста».
Для родителей и воспитателей.
Цель: формирование у воспитателей и родителей понятия об особенностях внимания у детей с ЗПР; содействие родителям и воспитателям в развитии внимания.
Внимание является одним из основных условий обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта с взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесную инструкцию. Поэтому необходимо, как можно раньше проводить работу по развитию внимания у детей с ЗПР. А для этого нужно понимать, что такое внимание и знать особенности внимания детей с ЗПР.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.
В отличие от нормального развития внимания, внимание у детей с ЗПР развивается иначе. Разные формы ЗПР у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания, обусловленные функциональными или органическими нарушениями ЦНС - приводят к неспособности сосредотачиваться на выполнение заданий игрового или учебного характера. Также у детей с ЗПР встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с ЗПР встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Также у детей с ЗПР наблюдается снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает меньший объём информации, чем тот на основе, которого можно эффективно решать игровые, учебные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом. Сниженная избирательность внимания детей с ЗПР, как ба окутывает их раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных побочных деталей. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР припятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Они наиболее характерны для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения.
Таким образом, мы видим, что у детей с ЗПР наиболее нарушено произвольное внимание. В дальнейшем, обучаясь в школе, им придётся выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием, поэтому в работе по развитию внимания необходимо придавать большое значение именно развитию произвольного внимания. Для этого используются специальные игры и упражнения, которые могут использовать как воспитатели, так и родители. Вот некоторые из них:
«Что изменилось». На стол ставится 3 – 4 игрушки (затем количество увеличивается) и предлагается рассмотреть в течение 10-15 сек., а затем попросите ребёнка отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернётся по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось.
«Четвёртый лишний». Ребёнку предлагается 4 предмета: 3 из них из одной группы, а один из другой. (Например: ложка, вилка, тарелка, кукла). Предложите ребёнку внимательно посмотреть и найти, что же здесь лишнее и почему?
«Нарисуй» Раскрась большие шары синим цветом, а маленькие красным. (Схематично рисуются большие и маленькие шары).
« Найди одинаковые» На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета
« Ухо- нос». По команде «ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «нос» за нос.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть, синий – шагать на месте.
А также вы можете с ребёнком: раскрашивать по образцу, штриховать в определённом направлении, выкладывать из счётных палочек предметы по образцу.
Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, развивая внимание – это систематический характер занятий. Самое главное в таких занятиях заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям. И тогда вашим детям будет всё по плечу!
Советы для родителей «Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий».
Родители детей с ЗПР часто сталкиваются с такой проблемой как привлечь внимание ребёнка к какой-либо деятельности и удержать его. Внимание некоторых детей с ЗПР можно привлечь всего лишь на 5 – 10 сек. Я хочу предложить несколько советов по организации внимания детей на занятиях.
Занимаясь с ребёнком, обязательно проявляйте свои эмоции – улыбайтесь, удивляйтесь, проявляйте восторг, интерес.
Вовлекайте его в различные виды деятельности, показывая положительные стороны той или иной деятельности.
Речь в виде инструкции или требования взрослого помогает малышу целенаправленно управлять своим вниманием. Пошаговая инструкция всегда наиболее эффективна.
В комнате не должно быть отвлекающих раздражителей.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние ребёнка. Утомлённому ребёнку очень трудно сосредоточиться.
-
Чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнка просить постоянно называть вслух, то, что он должен держать в сфере внимания, то ребёнок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать своё внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Большое значение по развитию внимания имеют беседы по вопросам о выполненном задании.
Необходимым для развития внимания, являются похвала, подбадривание за малейшие успехи.
Выделяйте постоянное место для занятий. Это настраивает ребёнка на работу, способствует формированию внимания, усидчивости, приучает к труду.
-
Если вы чувствуете, что ребёнок устал, дайте ему отдохнуть после выполнения очередного задания или переключите внимание на другой вид деятельности
Подберите наглядный и игровой материал для занятий
Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. И у вас всё получится!
|
|
|