|
Коррекция звукопроизношения у детей с зпр с использованием элементов технологии триз-ртв
Педагогический проект
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ
ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ-РТВ
Тип проекта:
- информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: подгрупповой
Продолжительность: долгосрочный 2013 – 2014 учебный год.
Участники проекта:
дети старшей под группы 5 – 6 лет с ЗПР (первый год обучения),
учитель – логопед Белоусова М.Н.,
учитель – дефектолог Косарева О.А.,
воспитатели – Перевезенцева Н.В., Шнягина Т.Ю.,
родители воспитанников.
Актуальность
В настоящее время накоплен достаточные большой опыт (логопедов и дефектологов) по преодолению и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Но часто обучение и воспитание детей с ЗПР сводится к запоминанию и воспроизведению однотипных приемов действия, однообразных способов решения заданий.
Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обуславливают специфику нарушений речи детей с ЗПР, которые преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности. Соответственно нарушения в познавательной деятельности влияют и на языковую функцию.
Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
Следует отметить, что свистящие звуки являются звуками, артикуляторно менее сложными, чем шипящие. Однако, преобладание нарушений свистящих звуков, по-видимому, связано с недоразвитием речеслухового анализа у детей с ЗПР.
Отмечается недостаточность речевой моторики у детей с ЗПР, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны.
Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.
Наличие в структуре нарушений речи при ЗПР нарушений звукопроизношения обусловливает необходимость специальной логопедической помощи данной категории детей. Но незрелость психических процессов и эмоционально-волевой сферы делают результативность традиционных методов работы по коррекции звукопроизношения зачастую труднодостижимыми.
Автоматизация поставленного звука в речи у детей с ЗПР занимает более длительное время.Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.
Вызвать интерес, сформировать положительный эмоциональный настрой, суметь организовать деятельность детей по коррекции звукопроизношения – эти задачи в той или иной степени решаются в процессе коррекционной работы над звукопроизношением.
Гипотеза:использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям при автоматизации звуков.
Цели:
- исправление речевых недостатков;
Задачи:
- активизация познавательной деятельности в тесной взаимосвязи с речевым развитием;
- обогащение словаря;
- развитие гибкости, подвижности, системности мышления;
- развитие творческого воображения.
- развитие памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие аналитической деятельности детей в работе над звуками речи;
- формирование достаточного уровня самоконтроля;
- обучение навыкам коллективной работы.
Продукт проекта: создание картотеки игр и творческих задания для более эффективной автоматизации звуков у детей с ЗПР
Объект исследования- процесс автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством ТРИЗ - РТВ технологии.
Предмет исследования- влияние ТРИЗ – педагогики на автоматизацию звуков у старших дошкольников с ЗПР.
Предполагаемые результаты в отношении детей:
У детей
- поставленные звуки будут достаточно успешно автоматизированы и введены в спонтанную речь;
- пополнится словарь;
- повыситься содержательность, логичность, точность и оригинальность высказывания детей,
- появятся навыки вербализации задания, вербального программирования собственной деятельности;
У родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
- повышение активности родителей в развитии детей
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).
Внедренческий (октябрь – май).
Заключительный (апрель – май).
1 этап организационно-подготовительный
1. Обследование состояния звукопроизношения у детей 5 – 6 лет с ЗПР
2. Разработка системы занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, и подготовка материалов для них.
3. Планирование взаимодействия с родителями:
- индивидуальные консультации по результатам логопедической диагностики и на этапе постановки звуков
4. Планирование взаимодействия с воспитателями:
- консультации по результатам логопедической диагностики
- по вопросам индивидуальной работы по заданию учителя – логопеда (выполнению артикуляционной гимнастики, закреплению правильного звукопроизношения у детей)
2 этап внедренческий
Подборка материала для родителей и воспитателей на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:
звукоподражания, чистоговорки и стихи, включающие автоматизируемые звуки
подбор совместно с родителями предметов, игрушек, названия которых включали автоматизируемые звуки.
Создание картотек
систематизация объектов из копилок и подготовка соответствующих картотек (свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты)
-
зарисовка самостоятельно или совместно с родителями предметов, названия которых включали закрепляемые звуки.
оформление морфотаблицы, систематизирующую различные виды работ над словом
составление картотеки адаптированных игр по закреплению произношения звуков с использованием элементов технологии
ТРИЗ-РТВ.
«По кругу»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.
«Предложения по цепочке»
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Логопед поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Логопед выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
Антилогическое лото
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры:
Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.
Паровоз
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.
Ход игры:
Логопед раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
Необычные загадки
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.
Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.
В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.
Что таким бывает?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.
Запоминай-ка
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком
Ход игры:
Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь - велосипед; лошадь едет на велосипеде.и т.д.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.
Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.
Кто что делает?
Цель: автоматизация определенного звука
Оборудование: картинки на заданный звук
Ход игры:
В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.
этап заключительный
Презентация продукта проекта
был представлен в следующих видах деятельности:
- в играх по закреплению правильного звукопроизношения с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ;
- в составлении морфотаблиц с автоматизируемым звуком
- в составлении загадок о предметах, названия которых включают автоматизируемые звуки;
- в декламации стихов на утренниках
- в самостоятельной речи детей
- в изготовление картотеки игр для автоматизации поставленных звуков
строя речи с использованием элементов ТРИЗ – РТВ
- в изготовлении общего буклета «Трудные звуки», и практическое использование его в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Работа с родителями
Оказание логопедической помощи детям с ЗПР практически невозможно без участия родителей.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:
- Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками совместных мероприятий и помощниками педагога
- Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и обучении детей.
- Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления, стараются понять чувства ребенка, его точку зрения.
- У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.
Результат проекта
За период работы по проекту были использованы лишь некоторые методы развития творческого воображения и мышления. И все они тесно связаны, взаимно обусловлены, и взаимно проникают друг в друга.
У детей
- появилась устойчивая положительная мотивация к познавательной деятельности;
- поставленные звуки были успешно автоматизированы и введены в спонтанную речь;
Кроме того, проект способствовал
активизации познавательной деятельности детей;
созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
повышению эффективность овладения всеми языковыми средствами;
формированию осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
развитию гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Список литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
Долганюк Е.В. Картотека игр с использованием метода ТРИЗ.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
Крохина И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха – Ульяновск, Волга – ТРИЗ, 2008
Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.
Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. - Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.
|
|
|