|
Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия
Особенности работы по развитию фонематического слуха
и фонематического восприятия.
В работе по формированию фонематического восприятия выделяют следующие этапы:
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Третий этап - различение слов, близких по своему звуковому составу.
Четвертый этап – дифференциация слогов.
Пятый этап – дифференциация фонем.
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки.
Игры на узнавание неречевых звуков.
1. Водящий ребенок отворачивается, педагог прячет игрушку. Водящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, колокольчик, хлопки в ладоши и т. д.) Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
2. Дети встают в круг. Педагог предлагает им незаметно для водящего
передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за
спиной какого ребенка звенел колокольчик.
3. Педагог расставляет на столе несколько предметов. Затем с помощью этих
предметов издает звуки (стучит карандашом о стакан, гремит погремушкой, пищит игрушкой). Предлагаем детям запомнить, какой звук издает каждый
предмет. Затем закрываем ширмой и дети должны отгадать, какой предмет
звенит или гремит. Игру можно усложнить: в ряд ставятся несколько
озвученных игрушек. Дети должны узнать их по звуку.
4. «Послушай и покажи». Дети слушают запись звуков: шум дождя, кудахтанья кур, лай собаки, звук работающего автомобиля и др., находят и показывают на сюжетной картинке данный эпизод.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
Игры на различение одинаковых слов,
фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен узнать, кто его позвал.
2. Различение по силе голоса - тихо гудит паровоз - далеко - громко - близко.
3. Игра «Три медведя» (по силе голоса угадать, кто из медведей сказал фразу).
4. Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, козы и козленка и т. д. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующую картинку.
Позже учатся различать слоги, а затем уже фонемы родного языка.
Игры на дифференциацию слогов.
1. Педагог произносит слоговой ряд (на-на-на-па). Дети должны определить лишний слог. Затем слоговые ряды усложняются (на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па).
2. Педагог вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например: па. Ребенок вслух повторяет его. Педагог или называет этот же слог вслед за ребенком, или произносит оппозиционный (па-па, па-ба, ва-фа, ва-ва). Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и педагогом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Они поднимают кружки красные или зеленые.
Постепенно дети учатся различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Дифференциация фонем.
Различение звуков устанавливается в следующей последовательности: сначала появляются дифференцировки наиболее далеких звуков, т. е. принадлежащих к разным фонетическим группам (м-ш, р-с и т. д.)
Затем становятся возможными более тонкие дифференцировки - различение звуков, принадлежащих к одной фонетической группе. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, умения определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать 2-х и 3-х сложные слова. Затем учим детей выделять гласные звуки из слова, согласные.
«Красный - белый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Педагог предлагает детям внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
«Где звук?»
Цель: нахождение места звука в слове.
Сначала дети определяют место звука только в начале, а затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова.
«Кто больше?»
Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача - назвать предметы, в названии которых есть звук «Р» («С», «Ш» и т. д.). За каждое названное слово ребенок получает кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
«Кто больше слов придумает?»
Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Дети встают в круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен сказать слово с условленным звуком.
«Звенит - жужжит»
Цель: дифференциация звуков 3-Ж.
Выбирается водящий. Дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук «3» или «Ж». Дети по очереди называют слова, водящий говорит «звенит», если слышит в слове звук «3» или жужжит, если слышит звук «Ж». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
«Цепочки слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. (Карандаш - шкаф - фартук - куст - топор - ракета – автобус).
|
|
|