|
Осенний листопад
Открытый урок в 4 классе на тему:
«Осенний листопад».
(Рисунок в технике «эстамп», «по мокрому с солью», «набрызг»)
Учитель: Григорьева Мария Александровна
Тема урока: «Осенний листопад».
(Рисунок в технике «эстамп», «по мокрому с солью», «набрызг»).
Цель урока: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении осенней композиции и работе в различных техниках.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
Учить осознанно, выполнять композиционное построение рисунка
Формировать умение использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно выбранному сюжету
Развивающие:
Развивать память, внимание кругозор, учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию
Обогащать словарный запас детей
Создавать условия для развития навыков самоорганизации, самостоятельности в выборе композиции, приёмах обучения, планирования работы, самоконтроля и самоанализа
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование урока: листы белой бумаги, засушенные листья, акварельные краски, кисти, пастельные мелки, баночки для воды, палитра, соль, тряпочки для вытирания кистей, подставки для кистей; репродукции картин; музыкальное произведение: Чайковский «Времена года», методическая таблица «Приемы работы акварелью в технике «по сырому с солью», «эстамп из засушенных листьев», «набрызг» в процессе изображения осенних листьев».
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку.
2. Вступительная беседа.
(После проверки организации рабочих мест учащихся учитель начинает урок с краткой беседы о красоте осенних деревьев, увиденных на экскурсии).
- Здравствуйте, ребята. Вчера мы с вами гуляли в парке, любовались красотой осенней природы, наблюдали прозрачную синеву неба, сверкающий осенний наряд деревьев, кустарников, разноцветье осеннего леса.
- И сегодня мы с вами продолжим наш разговор об осени, запечатленной на картинах художников
- полюбуемся осенними пейзажами и поделимся впечатлениями.
И. Левитан Золотая осень. Слободка . 1889 год И. Левитан Золотая осень. 1895 год
- Какое время года изобразили художники? (осень).
- Какими красками они передали разноцветье осеннего леса?
- Какое настроение вызывают у вас эти картины?
- Они разные, потому что каждый художник изобразил осень по - своему.
- В природе так много интересного, захватывающего, неисчерпаемого, что порождает желание у художников написать картины, у поэтов - стихи, у композиторов музыку.
- Какие вы знаете стихотворения, созвучные настроению этих картин?».
– Давайте вспомним авторов и их произведения об осени.
(На фоне музыки учитель читает стихи об осени)
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
Листопад
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
- Слушая стихи, какие вы представили себе осенние пейзажи, опишите их словесно.
3. Практическая работа с листьями.
Учитель: На столах у вас листья. Они все разные отличаются размером, формой, цветом.
Сначала выберем из листьев хорошо знакомые (например, кленовый, дубовый).
Один ученик показывает и называет знакомый лист, все остальные дети находят у себя и показывают (поднимают) лист данной породы дерева.
4. Игра: "ПОТЕРЯННЫЙ ЛИСТ"
Ход игры: На столе раскладываются листья по три в ряд. Участники игры запоминают расположение листьев и повторяют названия деревьев, предложенных для игры. Затем каждый из участников по очереди закрывает глаза, а ведущий в это время убирает один из листьев. Открыв глаза, ребенок называет недостающий листочек, и породу дерева на котором он рос.
5. Самостоятельная работа:
1 урок – выполнение рисунка в технике «по сырому с солью», «эстамп из засушенных листьев»
2 урок - выполнение рисунка в технике «набрызг»
ЗАДАНИЕ 1
Рисунок фона «по - мокрому с солью»
1.Создание ровного плоского фона в акварели: смочите лист бумаги, разведите краску, разведенной краской, используя большую кисть, быстро-быстро нанесите краску на лист бумаги.
2. Теперь, пока все не высохло, посыпьте солью.
На заметку: соль высыпаем очень аккуратно, достаточно небольшое количество крупных кристалликов соли.
3. Рисование отпечатками «Разноцветные листочки» (в технике «эстамп»)
Эстамп (франц. estampe) — оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.
То есть при желании вы можете назвать эстампом любой полученный вами в результате вашей работы оттиск.
Эстамп — самостоятельное, вполне законченное произведение.
Для работы нам понадобится: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
- Покройте листок дерева (красной, желтой, оранжевой) краской, затем приложите его к бумаге окрашенной стороной и слегка придавите ладошкой. Получился отпечаток листочка
- каждый раз берётся новый листочек, и разные краски
- можно покрыть листочек разными красками, получится необыкновенно красивый осенний листочек!
- Если делать отпечатки листьев с одного дерева, можно расположить их так, как будто они на одной веточке, а веточку можно дорисовать кистью.
- Можно сделать отпечатки с разных деревьев на листе бумаги - получится осенний листопад.
Физкультминутка.
(Взяв в руки листья, дети выполняют ритмичные движения под музыку).
ЗАДАНИЕ 2
«Набрызг».
Техника заключается в нанесении краски по трафарету или с использованием засушенного листа, капельным путем с помощью щетинной кисти. Смешать 50:50 гуашь и клей ПВА, окунуть туда кисть, с силой провести по щетине твердым предметом палочкой или ручкой по направлению к себе, от щетки на бумагу полетят цветные или однотонные брызги.
Если задание выполняется по трафарету, то полученное изображение, затем можно закрасить пастельными мелками.
5. Выставка работ. Выставление оценок.
6. Итоги урока.
- Какую работу вы сегодня выполняли, в каких техниках?
- Давайте вместе полюбуемся нашими осенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей.
- Спасибо за работу, урок окончен!
|
|
|