|
Наталья Васильевна Власова, Ирина Александровна Григорьева, мадоу №6 г. Малая Вишера Новгородской области
Наталья Васильевна Власова, Ирина Александровна Григорьева,
МАДОУ № 6 г. Малая Вишера Новгородской области
Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования
Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяется через призму оценки учителями того, насколько ребенок подготовлен к школе. Такое положение неправомерно ни с точки зрения возрастной психологии, ни с позиции реальных потребностей детей. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [2]
Стандарт дошкольного детства – это, прежде всего, стандарт «поддержки разнообразия детства». Реализация этого принципа означает, что в детских садах должны быть созданы условия, которые бы отвечали реальным интересам и потребностям детей.
По нашему мнению вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования в сложившейся действительности особенно актуален.
Требования к материально-техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время в решении части этих проблем наметилась положительная тенденция. Прежде всего, это признание значимости дошкольного образования, существенное повышение заработной платы педагогов, озабоченность открытием дополнительных мест и строительство новых детских садов.
В этой части введение Федерального Стандарта дошкольного образования – тот механизм, который запускает все остальные преобразования.
Остановимся более подробно на трёх видах требований к условиям: требования к развивающей предметно-пространственной среде, к психолого-педагогическим условиям, к кадрам.
Предметно-пространственная среда должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования?) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты), в основном то, что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки…
Уважение достоинства воспитанников, принятие их личностных потребностей и особенностей является главным условием развития. Переломить сложившиеся десятилетиями стереотипы оценки ребенка по освоению им содержания образовательной программы невероятно трудно. В наших детских садах педагогами используется наблюдение, как основная форма получения информации о ситуации в развитии детей, но остается проблема: будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?
Стандарт требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми, что подразумевают наличие ряда компетенций у педагога: умение вызвать интерес ребёнка к разным видам деятельности, умение поддержать собственную активность ребенка, развивать любознательность, стремление постигать этот мир, растить «почемучек», а не просто передавать какие-либо знания. Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это означает, что педагог должен уметь обеспечить индивидуализацию и, вместе с тем, «равные возможности полноценного развития» [1]. Знание того, что это необходимо, к сожалению, не означает, что все педагоги готовы к таким профессиональным действиям.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
Источники:
Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью)// «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон», № 12 от 20.06. 2013 г.
Проект государственного стандарта дошкольного образования: комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон», № 11 от 15.06. 2013 г.
Интернет – ресурсы:
-
Видеоматериалы Всероссийской конференции по обсуждению моделей организации дошкольного образования, механизмов внедрения ФГОС ДО: доклады А. Г. Асмолова, Ю. В. Смирновой.http://www.youtube.com/watch?v=IRueAWp9LyA
Видеоматериалы Всероссийского съезда работников дошкольного образования: выступление Т. В. Волосовец, В. В. Рубцова. http://www.tc-sfera.ru/tegi/fgos
Видеоматериалы цикла семинаров ФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://www.firo.ru/?p=9815
Видеоматериал круглый стол «ФГОС ДО: каким быть дошкольному детству?» http://www.youtube.com/user/minobrnauki/videos
Т. В. Волосовец: «Стандарт дошкольного образования нацелен на общее развитие». http://ria.ru/society/20131114/976847317.html
Елена Юдина: «Стандарт дошкольного образования будет вариативным»http://ria.ru/sn_opinion/20130717/950292191.html
Видеоматериалы серия вебинаровФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования. http://www.firo.ru/?cat=9&paged=2
Заявка
на участие в работе областной научно-практической конференции
12 декабря 2013 года
«Качество образования в контексте новых стандартов»
1
|
ФИО (полностью), ученое звание, степень
|
Власова Наталья Васильевна
Григорьева Ирина Александровна
|
2
|
Город (район)
|
Малая Вишера, Маловишерский район
|
3
|
Организация (полностью)
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 комбинированного вида
г. Малая Вишера Новгородской области
|
4
|
Должность
|
воспитатели
|
5
|
Форма участия (выступление, выступление и публикация, личное присутствие)
|
выступление, выступление и публикация, личное присутствие
|
6
|
Тема выступления
|
ФГОС: требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
|
7
|
Название публикации
|
ФГОС: требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
|
8
|
Контактный телефон
|
8 911 612 17 10
8 953 903 28 65
|
9
|
E-mail.
|
natasha-020177@yandex.ru
i.grig221179@gmail.com
|
Дата: 21.11.2013 г. подпись ________________ /Власова Н.В./
подпись ________________ /Григорьева И.А./
|
|
|