Главная страница

«Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»


Скачать 1.35 Mb.
Название «Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»
страница 1/5
Дата 03.03.2016
Размер 1.35 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4   5


Министерство образования Тульской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тульской области

«Тульский педагогический колледж №1»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

«Организация работы в детском физкультурно-спортивном объединении «Кожаный мяч»


Выполнил: Фандеев Сергей Анатольевич

Специальность:

050710 «Педагогика дополнительного образования»

Курс 6, группа П.

Отделение: заочное

Руководитель: Кузовлева Елена Львовна

Рецензент: Спиридонова Марина Владимировна


Тула 2013

Содержание








Стр.

Введение

………………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы в детском физкультурно - спортивном объединении ………………...……………………


7

1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» …………………………………………………………………..


7

1.2. Психологические аспекты организации работы в детском

физкультурно- спортивном объединении………………………………………..



15


1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении………………………………………………………….


21

ГЛАВА 2. Анализ работы физкультурно - спортивного детского объединения «Кожаный мяч»…………………………………………………….


27

2.1. Организационно- методические условия проведения занятий по футболу……………………………………………………………………………..


27

2.2. Cодержание и методы обучения детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки………………………..........................


36

2.3. Анализ результатов опытно-практической работы…………………………

51

Заключение …………………………………………………………………...……

57

Список литературы ………………………………………………………...……..

60

Приложение ………………………………………………………………………..




Введение

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровня физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако в последние годы становится очевидной необходимость радикальных преобразований в системе физического воспитания детей в Российской Федерации. Наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья молодежи, прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. По данным Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2003 году, среди детей в возрасте от 0 до 18 лет лишь 32,1% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют функциональные отклонения, 16,2% - хронические заболевания. Из общего количества учащейся молодежи, занимающейся физической культурой, 1,3 млн. учащихся (4,6%) по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Указанная ситуация может привести к тому, что через некоторое время трудоспособность населения страны резко понизится.

Решению задачи формирования здорового образа жизни призвана способствовать федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы» (подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы»). В современной российской педагогической науке заметно усилились тенденции поиска инновационных подходов к совершенствованию системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. При этом заметен приоритет дополнительного образования в вопросах физического развития детей, что дополняется практической личностно ориентированной гуманистической концепцией свободы выбора обучающимися вида физкультурно-спортивной деятельности и форм освоения ценностей физической и спортивной культуры. Программы дополнительного образования этой направленности нацелены на повышение роли физической культуры и спорта в воспитании и формировании интереса к здоровому образу жизни, физическому развитию детей, подростков и молодежи, подготовке к участию в спортивных играх и соревнованиях.

Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования занимались А.К. Бруднов, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, В.Е. Каргаполов, В.А. Березина, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, А.Б. Фомина, Д.Е. Яковлев и другие. Однако в современных условиях есть насущная необходимость разработки и внедрения новой педагогической концепции, сущность которой заключается в научении каждого ребенка умению активизировать и реализовывать психомоторные качества и функциональные возможности для формирования здоровья, освоения практических умений и навыков в процессе изучения базовых видов спортивной деятельности, выработки мотивационной потребности индивидуального способа физической активности.

В этой связи совершенствование организационно-методической теории и практики работы с детьми в становится важнейшим условием повышения качества физического воспитания подрастающего поколения, кратчайшим путем достижения обучающимися разных возрастных и демографических групп необходимых и достаточных уровней физического здоровья, физической подготовленности и понимания их значимости для духовной, нравственной и физической деятельности человека.

В настоящее время достаточно глубоко изучена проблема физического развития и специальной физической подготовленности детей и подростков (В.К. Бальсевич, В.М. Волков, Н.В. Барышева, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, В.И. Столяров, Ж.К. Холодов и другие). Их исследования убеждают в наличии существенных резервов реорганизации системы физического воспитания детей, которые позволят выйти на качественно новый уровень ее функционирования. И весьма большие перспективы в деле укрепления здоровья детей, формирования привычек здорового образа жизни имеются у системы дополнительного образования.

Однако состояние с привлечением детей и молодежи к активным занятиям спортом и физической культурой нельзя считать удовлетворительным. Так, в Тульской области процент охвата детей и подростков занятиями физической культурой и спортом в различных детско-юношеских спортивных организациях составляет по данным на 2010 год 11,2% при социальной норме по Российской Федерации 20%.

Современное состояние теории и практики физического воспитания детей обосновывает актуальность проблемы и необходимость её рассмотрения.

Цель исследования: теоретически выявить и практически опробовать организационно-методические условия эффективной работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч».

Объект исследования: физическое воспитание детей

Предмет исследования: организационно- методические условия организации работы в детском физкультурно-спортивном объединении.

Гипотеза исследования: организация работы детского физкультурно-спортивного объединения будет эффективной, если:

- применять комплекс методов физического воспитания и обучения спортивной технике;

- реализовывать организационно- методические условия проведения занятий.

Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:

- выявить сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности»;

-определить психологические аспекты организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;

- проанализировать особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении;

- охарактеризовать организационно- методические условия проведения занятий по футболу;

- апробировать содержание и методы работы и подвести результаты по обучению детей технике и тактике футбола, развития их общефизической подготовки.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы;

- изучение и обобщение современных достижений педагогики и психологии спорта, анализ организации деятельности детских физкультурно-спортивных объединений;

- изучение и анализ нормативно-правовой базы и экономического состояния физкультурно-спортивного направления в дополнительном образования;

- наблюдение;

- тестирование;

- методы обработки данных (статистические);

- методы презентации (графические).

База исследования: МБОУ ДОД «Дом детского творчества» поселка Арсеньево Тульской области.

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование организации работы детского физкультурно - спортивного объединения «Кожаный мяч»
1.1. Сущность понятия «организация работы физкультурно-спортивной направленности» в дополнительном образовании детей

Для определения условий и особенностей организации работы педагога в детском физкультурно - спортивном объединении необходимо определить содержание понятий «организация», «организаторская работа педагога».

В Толковом словаре под ред. С.И.Ожегова слово «организация» означает «организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина»[41,с.456.].

Организация (от позднелат. organize - сообщаю стройный вид, устраиваю) -англ. organization; нем. Organisation) в Социологическом словаре имеет три значения:

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение ч.-л. в систему.

3. Объединение людей, совместно реализующих цели программы и действующих на основе определенных норм и правил. [11].

В Большом психологическом словаре термин организация (психологический аспект) - «дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ» [11]

Ученый-педагог Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный [50,с.28]. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Организаторская деятельность педагога предполагает выполнение системы действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой - они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. [50,с.29] Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. (см. Схема 1).

Организаторский компонент

педагогической деятельности

Схема 1.Функции организаторского компонента

Эффективность работы педагога обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого организационный компонент педагогической деятельности неразрывно связан и с контрольно-оценочным (рефлексивным) компонентом. Все компоненты или функциональные виды деятельности проявляются в работе педагога любой специальности, типа и вида образовательного учреждения, в котором он работает. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Этому призвана способствовать система дополнительного образования.

Современное дополнительное образование детей характеризуется:

- созданием педагогических условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения;

- многообразием видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы и потребности ребенка;

- личностно-деятельностным характером образовательного процесса;

- признанием за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- контролем за результативностью и качеством продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы.

Программы дополнительного образования ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей и подростков. Содержание программ обусловлено социальным заказом со стороны родителей, школы, органов управления образованием. При всем содержательном многообразии их можно классифицировать по нескольким основным направлениям. Примерный перечень направленностей дополнительного образования детей предложен Министерством образования Российской Федерации в Методических рекомендациях «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» и в «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». В соответствии с этими документами дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественную; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; социально-экономическую; естественно-научную. Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы.

В сфере физической культуры и спорта постепенно происходит переориентация на массовое вовлечение детей в физкультурно-оздоровительную деятельность, формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий. Формирование физической культуры детей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое воспитание определяется в педагогике как «система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании» [27,c.117.].

В качестве одного из основных принципов, на котором основывается физическое воспитание, является непрерывность и преемственность. Они обеспечиваются:

- единой законодательной нормативной правовой базой в области образования, физической культуры и спорта;

- совокупностью примерных учебных программ по физической культуре для различных уровней образования;

- систематическим использованием средств физической культуры и спорта в режиме учебного и внеучебного времени;

- сочетанием различных форм занятий физической культурой и спортом в рамках учебной недели;

- системой гигиенического обучения и воспитания обучающихся, формированием навыков здорового образа жизни;

- обязательностью нормативных требований к физической подготовленности детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях. Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными учебными программами, дополнительными образовательными программами.

Организация работы по воспитанию физической культуры детей направлена на решение следующих задач:

- содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;

- развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты. Особенно следует сказать о выносливости. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества;

- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т. п.);

- воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы;

- приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Дети должны получить четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т. п.

К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и, уж конечно, действенным фактором специально организованных процедур - солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Задачи, которые педагог дополнительного образования должен ставить перед собой при организации работы физкультурно-спортивного объединения:

  • содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;

  • способствовать приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;

  • выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят;

  • обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;

  • повысить уровень удовлетворённости детей работой детского  объединения через организацию различных видов деятельности. [5,с.57]

Совместно с общественными организациями федерациями по видам спорта проводятся ежегодные массовые соревнования школьников «Шиповка юных», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Оранжевый мяч», «Кожаный мяч» и другие.

Футбол является одним из базовых и наиболее популярных видов спорта у детей и подростков. Систематические занятия футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на школьников: совершенствуется функциональная деятельность их организма, обеспечивается нормальное физическое развитие, развиваются физические способности. Занятия футболом способствует воспитанию целого ряда положительных качеств и черт характера: выдержке, настойчивости, активности, чувства ответственности, умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощи, уважение к партнерам или соперникам в играх и другие.

Учитывая популярность футбола у детей и подростков, его необходимо включать во внеурочную и внешкольную деятельность учащихся. Кроме этого, футбол включается в мероприятия по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивной секции.

Развитие детского и юношеского футбола должно вестись по двум направлениям:

1. спортивные игры и развлечения по месту жительства и соревнования на приз «Кожаный мяч».

2. организация занятий ДЮСШ, создание спецклассов и СДЮСШОР.

Различия данных направлений работы заключается в принципиальном отличии задач. Если в массовом футболе это прежде всего максимальный охват и массовость, то работа в детском и юношеском футболе должна быть направлена только на результат. Те же тренеры, работающие в спортивных школах могут в качестве нагрузки вести и дополнительные группы для всех желающих.

Таким образом организационный компонент работы педагога дополнительного образования детей включает в себя информационную, развивающую, ориентационную и мобилизационную функции, которые необходимы при организации методической работы. Организаторская деятельность педагога предполагает выполнение системы действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Организация работы физкультурно-спортивной направленности направлена на решение следующих задач: содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; развитие основных двигательных качеств; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков; воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой; приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
1.2. Психологические аспекты организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении
Физическое воспитание ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход - формирование физической культуры личности. Рассмотрим основные психологические аспекты организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении:

- либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей [39];

- гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;

- непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

- гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Внедрение рассмотренных аспектов в организацию деятельности детского физкультурно-спортивного объединения возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса. В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.[39]

Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением человека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данный принцип определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и далее через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитания предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности. Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывного физкультурного образования человека, суть которого состоит в том, чтобы научить его заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всей жизни.

Принцип поливариантности и многообразия  физкультурного воспитания, основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями и физкультурными интересами.

Реализация данного принципа возможна при условии отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания, создания возможно большего числа альтернативных программ физкультурного воспитания населения, учитывающих национальные и региональные условия, половые признаки, профессиональную направленность и другие значимые различия.

Принцип оптимизации физкультурного воспитания определяет необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся. Он предусматривает требование соблюдения этико-гуманистических положений при определении индивидуальных физических нагрузок, возможности использования спортивных или оздоровительных методик в соответствии с целями, поставленными самим занимающимся, с учетом потребностей и мотивов, приведших его к занятиям физическими упражнениями.

Последовательная реализация сформулированных психологических аспектов предоставляет возможность эффективной организации занятий в детском физкультурно- спортивном объединении.

Важным условием эффективности организации работы является учет педагогом психофизиологической характеристики подростков.

Подростки обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования. Вот некоторые из них: временные трудности в образовании условных рефлексов; увеличение скрытых периодов реакции на словесные раздражители; повышенная возбудимость и эмоциональность; преобладание процессов возбуждения над торможением; появление психической неуравновешенности. Следствием этого является смена настроений, критическое отношение к окружающим, и в первую очередь к взрослым, неадекватность ответных реакций. Изменения проявляются и в функциях вегетативной нервной системы. Они выражаются в повышенной потливости, в легко наступаемых колебаниях частоты пульса, некоторых сердечно - сосудистых расстройствах, периодических болях в области сердца, в неустойчивости артериального давления.

Наблюдения показали, что нередко подростки одного и того же паспортного возраста, но отстающие от сверстников в темпах полового созревания, показывают, как правило, и более низкие спортивные результаты. Однако подобное «отставание» носит временный характер. В дальнейшем, по мере усиления биологического развития, отстающие подростки могут не только догнать своих сверстников, но и перегнать их. Поэтому при оценке, например, высоких спортивных достижений подростков важно установить, чем они обусловлены: природной одарённостью или более ранним биологическим развитием. Это поможет тренеру более точно определить возможности занимающихся, а также составить для них план работы на будущее.

В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей личности. Если раньше подростки подражали взрослым, то теперь пытаются быть самостоятельными, независимыми. Подчас становятся более упрямыми, претендуют на равноправное положение в отношениях со взрослыми, стремятся по-своему отстоять это право. Чрезмерная опека подростков, ограничение их самостоятельности действий угнетает, вызывает вялость, апатию, воспитывает потребительские качества. Заметно проявляется чувство собственного достоинства. Они слабо приемлют распоряжения в виде приказов, нравоучений. Подростки требуют уважительного отношения к себе. Одним из ведущих мотивов их поведения является «потребность в самоутверждении», т.е. стремление занять достойное положение в коллективе, получить признание со стороны окружающих. Дети переходного возраста обладают сильно выраженным чувством справедливости, у них заметно развита склонность к критической проверке чужих суждений.

К 14-15 годам у ребят, в основном, завершается процесс формирования психомоторных функций. В это время мальчики могут овладеть многими техническими сложными приёмами игры.

Нередко подростки переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. Для подростка будущие цели тренировки кажутся далёкими, апелляция к ним слабо стимулирует активность занимающихся. Поэтому необходимо наряду с общей целью ставить конкретные, ближайшие цели, реальность достижения которых очевидна.

Для спортсменов этого возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь ещё слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру раздражительны, болезненно воспринимают замечания старших, нередко грубят, отличаются непослушанием. Педагогу необходимо понимать, что подобные проявления носят временный характер.

У подростка заметны частые проявления нетерпеливости, горячности, отсутствие объективного, трезвого подхода к фактам, событиям и действиям окружающих людей, к переоценке своих собственных возможностей. Все эти помехи могут быть устранены, если педагог-тренер будет правильно дозировать физическую и нервно - психическую нагрузку каждого подростка, если каждый раз в момент воздействия будет брать в расчёт психическое состояние ученика и предвидеть его реакцию на то воздействие.

Подростки остро реагируют на обращение с ними как с маленькими, на мелочную опеку, неоправданную помощь, подсказку со стороны тренера или товарища. Резкий, безапелляционный тон замечаний оскорбляет их возросшее самолюбие, вызывает часто ответную грубость, развязность, напускное безразличие и даже желание поступить наперекор требованиям. Требования к подростку должны быть обоснованы и предъявлять их необходимо в тактичной форме.

В процессе психологических исследований особое внимание уделяется выявлению таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, решительность, целеустремлённость, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п.

Процесс физического роста и созревания сопровождается умственным и социальным развитием: ростом самосознания, переходом от конкретного к более абстрактному мышлению. Быстро развивается вторая сигнальная система. Внушаемость его становиться меньше, а эмоциональность и неуравновешенность возрастают. Отсюда и резкая смена настроения, критическое отношение к окружающему, желание ничего не принимать на веру, всё проверять и оценивать самому. Повышенная возбудимость и недостаточная уравновешенность основных нервных процессов могут быть причиной временного нарушения взаимодействия двигательных и вегетативных функций.

Важное значение имеет выявление игровой эффективности футболистов, о которой судят по ряду показателей: активность, результативность, эффективность взаимодействия игроков, допущенные ошибки во время игры. У большинства ребят психика ещё очень неустойчива, игра нестабильна. По степени значимости волевых качеств в этом возрасте выступает решительность.

Таким образом при организации работы педагогу-руководителю физкультурно- спортивного объединения по футболу необходимо владеть психологическими аспектами организации занятий: либерализацией и гуманизацией процесса физического воспитания, гармонизацией его содержания. Нужно учитывать основные принципы физического воспитания: единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, деятельностный подход к освоению физкультурно-спортивной практики, оптимизации физкультурного воспитания. Принцип поливариантности и многообразия  физкультурного воспитания обосновывает постоянное внимание педагога к психофизиологической характеристике воспитанников.
1.3. Особенности организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении
Для определения особенностей организации работы в детском физкультурно- спортивном объединении сначала необходимо проанализировать понятие «объединение». В.А. Березина так формулирует его: «форма творческой деятельности во внеурочной работе, дополнительном образовании детей. Деятельность творческих объединений по интересам обучающихся организуется педагогическими работниками, родителями, специалистами в различных областях науки, техники, искусства на основе разнообразных дополнительных образовательных программ» [5,с.467]. Объединения обучающихся создаются в образовательных учреждениях, клубах по месту жительства по направлениям: учебно-исследовательская деятельность (предметные кружки, НОУ); культурологическое (по вопросам истории, культуры, искусства, философии, этнографии); научно-техническое (по видам технического творчества); эколого-биологическое (юных натуралистов, исследователей природы, по направлениям опытнической работы в школе); художественно-эстетическое (изобразительных искусств, декоративно-прикладного творчества, музыкальные, хоровые, танцевальные и др.), спортивно-оздоровительное (по всем видам детского и юношеского спорта); туристско-краеведческое (по краеведению, видам туризма, спортивному ориентированию).

Задачи объединений обучающихся: углублять знания школьников, развивать их способности, удовлетворять творческие интересы и склонности, приобщать к созидательной деятельности, организовывать досуг и отдых. В учреждениях дополнительного образования школьников привлекает возможность проявить самостоятельность, инициативу, расширить круг интересов. Объединения обучающихся организуются на принципах добровольности и самоуправления. В них обычно занимаются учащиеся одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки, из одного или параллельных классов, но могут создаваться и разновозрастные группы, например, в малокомплектных школах, в сельской местности и т.п.

Успех объединений обучающихся, заинтересованность школьников в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя объединения. Работа творческих объединений осуществляется в разнообразных формах. В занятия с младшими школьниками вносятся элементы игры, развлекательных состязаний. Средние и старшие школьники учатся вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу, овладевают навыками самообразования. Практические занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, лекций, рефератов, докладов, экскурсий, походов. Результатом участия в творческих объединениях каждого школьника являются уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итогом деятельности в творческом объединении могут быть: итоговые мероприятия, спортивные соревнования, смотр творчества, поход, выставка творческих работ и другие.

В учреждениях дополнительного образования детей создаются различные как одновозрастные, так и разновозрастные объединения. Для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских и хореографических объединениях учащиеся должны иметь медицинское заключение о состоянии здоровья. Основная форма работы в объединениях системы дополнительного образования. – занятия. Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разноуровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками. [ 5 ,с. 76-77].

В физкультурно-спортивных объединениях организация учебно-тренировочного процесса осуществляется в учебных группах. Группы спортивно-оздоровительные и начальной подготовки комплектуются из учащихся образовательных учреждений, желающих заниматься спортом. На этом этапе подготовки ставятся задачи по привлечению максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитания физических, морально-этических и волевых качеств.

Задачи учебно-тренировочного этапа подготовки — улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие; повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта; профилактика вредных привычек и правонарушений.

Тренировка занимающихся подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К первым относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации.

К специфическим принципам спортивной тренировки относятся:

1. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная тренировка органически объединяет две составные части: общую и специальную. Общая подготовка создает базу, на основе которой воспитанник совершенствуется в избранном виде спорта: расширяются функциональные возможности организма, разносторонне развиваются физические и морально-волевые качества. Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.

2. Непрерывность тренировочного процесса. Как говорилось, учебно-тренировочный процесс носит многолетний и круглогодичный характер. Каждое последующее тренировочное занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

3. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок. Рост спортивных достижений обусловлен неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований.

4. Волнообразное изменение тренировочных нагрузок. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме, что вызывает необходимость, наряду с отдыхом, временно снижать нагрузки. Это обеспечивает необходимые биологические перестройки в детском организме.

5. Цикличность тренировочного процесса, которая проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса (отдельные занятия, микроциклы, мезоциклы, периоды, макроциклы). Мезоцикл - средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. [24,с201.].

Также мы выявили методы физического воспитания детей в физкультурно-спортивных объединениях:

-физические упражнения;

- тренировки;

- разъяснения;

- объяснения;

- инструкции;

- пример;

- соревнования.[27,с.118].

На тренировочных занятиях применяются следующие методы обучения спортивной технике и совершенствования в ней:

- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и другие.);

- наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, графическое и предметное моделирование и т.д.).

Методы практических упражнений включают две группы: а) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и другие.).

При этом категоричными требованиями являются реализация индивидуального и типологического подхода к физическому воспитанию школьника, свободный выбор им вида занятий для полноценного успеха в преобразовании двигательного и функционального потенциала, укрепления физического и психического здоровья.

Футбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по футболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т. п.). При этом немаловажно, что футбол — один из самых популярных видов спорта в нашей стране.

Эффективность решения оздоровительных, образовательных и развивающих задач физического воспитания при освоении учащимися игры в футбол во многом зависит от того, насколько педагог хорошо знает основы данного вида спорта, владеет технологией обучения двигательным действиям, средствами и методами воспитания физических способностей.

Можно подытожить, что детское физкультурно-спортивное объединение создается в системе дополнительного образования с целью физического воспитания подрастающего поколения. Тренировка занимающихся подчинена общим закономерностям обучения и воспитания. Осуществляя ее, необходимо руководствоваться как общими педагогическими принципами, так и специфическими. К первым относятся принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторности, наглядности и индивидуализации. Ко вторым - единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенное, максимальное увеличение и волнообразное изменение тренировочных нагрузок, цикличность тренировочного процесса. Мы выявили следующие методы физического воспитания детей, являющиеся одним из важнейших условий успешной работы: физические упражнения, тренировки, разъяснения, объяснения, инструкции, пример, соревнования, а также методы обучения спортивной технике и совершенствования в ней: - словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и другие.); - наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, графическое и предметное моделирование и т.д.). Методы практических упражнений включают две группы: а) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); б) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и другие.).

  1   2   3   4   5