|
Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации
Организация работы с детьми «группы риска»
при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации
В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов.
Каждое образовательное учреждение несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем возникает потребность в получении информации о реальных результатах деятельности учителя и ученика и их динамике, в выявлении факторов, на них влияющих. Для решения этих задач становится актуальным построение системы мониторинга качества образования как на уровне региона, так и на уровне отдельно взятой школы, тем более, что закон «Об образовании» требует его организацию в каждом образовательном учреждении.
В практику работы образовательных учреждений Оренбуржья прочно вошло понятие «учащиеся группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога, учителей-предметников и родителей.
Надежным результативным средством подготовки к итоговой аттестации этих школьников и обеспечения им возможности успешно её пройти является работа по индивидуальным образовательным маршрутам. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов является ключевой идеей проекта, о котором идет речь.
Чтобы работать с учащимися «группы риска», необходимо ответить на вопросы ПОЧЕМУ? (выявить причины, по которым они отнесены к этой группе) и КАК? (какие шаги следует предпринять, чтобы обеспечить им положительные результаты итоговой аттестации).
Ответ на первый вопрос дает проведение диагностических работ, а на второй – предлагаемая в проекте идея: разработать индивидуальный маршрут для каждого учащегося «группы риска».
Изначально действие проекта было направлено на эту категорию обучащихся, а затем он был распространен на всех учеников, независимо от уровня их подготовки. Что же должно быть сделано на уровне муниципалитета, школы и отдельно взятого учителя, чтобы реализация системы мониторинга обеспечила положительные результаты ЕГЭ у всех учащихся, в т.ч. и учащихся «группы риска»?
Обязательным этапом является организация внутришкольного контроля, причем этот контроль должен быть направлен на деятельность педагогов по реализации индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе за проведением индивидуально-групповых занятий и консультаций, за корректировкой календарно-тематического планирования и индивидуального маршрута.
Существующие проблемы в реализации предложенных мероприятий связаны, в первую очередь, с мотивированностью педагогов на эту деятельность. Следует отметить, что часть учителей в разной форме сопротивляется нововведениям. Одна из причин такой ситуации – педагоги не чувствуют себя ответственными за результаты работы, не понимают, каких конкретно изменений ждет от них администрация школы. Поэтому повышение мотивации педагогов будет фактором, способствующим успешной подготовке всех участников образовательного процесса к государственной (итоговой) аттестации.
От учителя проведение цикла диагностических работ и необходимость дальнейшей систематической работы по устранению пробелов требуют коррекции календарно-тематического планирования, причем эти изменения должны коснуться главным образом часов повторения, так как никто не отменяет задачу прохождения программного материала.
После каждой контрольной работы учитель должен обязательно проводить анализ результатов для каждого ребенка и класса в целом.
Выявив ошибки, учитель совместно с учеником строит свою работу по их устранению, разрабатывая индивидуальный маршрут.
Нельзя забывать, что основное время работы – урок, на котором должно отрабатываться максимальное количество учебного материала. При планировании учебных занятий необходимо тщательно отбирать материал для повторения, чтобы он не был оторван от основной темы урока.
Работа не будет продуктивной, если не просматривается обратная связь «ученик-учитель». Учителю необходимо процесс обучения ребенка по индивидуальному маршруту постоянно держать на контроле, следить за его достижениями и неудачами. Поэтому должен проводиться точечный контроль: каждой темы, каждого умения.
Для организации эффективной работы должно быть налажено взаимодействие учителей русского языка и математики; также необходимо сотрудничество с другими специалистами (психологом, классным руководителем, учителем информатики и т.д.).
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов – это одна из главных составляющих предложенной системы мониторинга и главная из его проблем.
Необходимо подчеркнуть, что работа с учащимися группы риска должна проходить индивидуально, с помощью составления и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Логическая структура проектирования образовательного маршрута включает в себя следующие этапы.
Во-первых, необходимо выявить причины, по которым учащиеся отнесены к «группе риска». Это может быть и наличие пробелов в специальных для русского языка или математики знаниях и умениях, и низкое качество мыслительной деятельности ребенка, и отсутствие у него мотивации к учению, и несовершенство организации учебного процесса (в т.ч. недостатки профессиональной компетентности учителя).
Существенную помощь на этом этапе могут оказать психолог, классный руководитель, родители учащегося. Знание конкретных причин отставания позволяет сформулировать цель образовательного маршрута.
Так, для учащихся с низким качеством мыслительной деятельности, но положительным отношением к учению – это будет одна цель, например, работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях и работа по развитию основных мыслительных операций;
для учащихся с высоким уровнем мыслительной деятельности, но отрицательным отношением к учению – другая цель, например, работа над формированием мотивации к учению и работа над преодолением пробелов в знаниях и умениях;
для ребенка, имеющего существенные пробелы по русскому языку или математике и не желающего учиться – третья цель.
Другими словами, при разработке маршрута должны учитываться уровень предметной подготовки ученика, характер образовательных запросов и интересов, состояние здоровья. Для учащихся «группы риска» маршрут должен, в первую очередь, носить компенсирующий характер, т.е. быть направлен на ликвидацию тех или иных пробелов, выявленных по результатам контрольных работ.
Таким образом, алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута следующий:
– постановка цели маршрута;
– выбор способов реализации поставленной цели (форм и методов работы, форм и методов контроля);
– оформление маршрутного листа.
Маршрутные листы могут быть предложенной формы, а могут разрабатываться самостоятельно каждым учителем.
Учитывая психологические особенности учащихся «группы риска», реализация образовательного маршрута должна осуществляться ежедневно на уроках и индивидуальных занятиях.
Как показывает практика, в школах области индивидуальные образовательные маршруты реализуются на уроках и индивидуально-групповых занятиях. Для организации таких занятий в учебных планах школ большинства муниципалитетов за счет школьного компонента предусмотрено определенное количество часов (от 1 до 2) по математике и русскому языку. Также дополнительные занятия по коррекции знаний учащихся проводятся во второй половине дня в рамках консультаций.
В ряде школ реализация индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется с привлечением ресурсов дополнительного образования (очно-заочные школы, центры довузовской подготовки, консультационные центры) и возможностей дистанционного обучения.
При разработке и реализации образовательных маршрутов главной остается проблема их формального заполнения, т.е. для педагогов важен сам факт наличия маршрутного листа в ущерб его содержательной и результативной стороне. Эта ситуация возникает в силу разных причин.
Во-первых, в отдельных образовательных учреждениях возникают проблемы с мотивацией педагогов (на них влияют отсутствие денежного поощрения, большая наполняемость класса, психологические установки, пенсионный возраст и т.д.).
Во-вторых, уровень профессиональной компетентности отдельных педагогов не соответствует современным требованиям.
Реализация проекта требует от учителя:
– более глубокого анализа проблем и причин затруднений учащихся в изучении учебных предметов;
– более тщательной подготовки к урокам в части планирования оптимальных способов повторения ранее изученного материала;
– пересмотра методики преподавания в связи с необходимостью осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
В то же время недостаточный уровень развития аналитических навыков отдельных учителей не позволяет им грамотно проанализировать причины возникновения ошибок и наметить пути устранения недостатков, многие педагоги продолжают работать в русле «знаниевой» парадигмы и не приемлют новые подходы и концепции, предлагаемые сегодня в педагогике.
Все перечисленные проблемы связаны с личностью учителя, поэтому их решение также должно осуществляться в русле двух направлений.
Необходимо активно включать учителя в стратегию развития проекта, находить такие формы признания успеха, которые бы позволили учителю почувствовать свою значимость в коллективе. Это будет работать на повышение мотивации.
Также необходимо работать над повышением уровня профессиональной компетентности педагогов, используя при этом возможности методической службы.
Методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации.
Районные и городские методические службы (информационно-методические центры, методические кабинеты, руководители методических объединений) должны осуществлять организационно-методическое сопровождение мониторинговых мероприятий:
– разъяснительная работа с педагогами по формированию адекватного понимания целей и задач проекта;
– разработка рекомендаций по созданию индивидуальных маршрутов, организации работы с детьми с разным уровнем подготовки, по подготовке аналитических отчетов, по использованию современных образовательных технологий и т.д.;
– организация методических месячников, методических дней, методических советов по вопросам планирования материала, организации повторения, реализации индивидуальных маршрутов;
– организация и проведение семинаров, практикумов, круглых столов для участников проекта по проблемным вопросам данного муниципалитета (для завучей, для классных руководителей, для учителей русского языка и математики и т.д.)
– организация мастер-классов и открытых уроков педагогами, имеющими стабильные и высокие результаты работы;
– организация системы наставничества для молодых педагогов и для педагогов, имеющих проблемы;
– посещение и анализ уроков в рамках тематических проверок образовательных учреждений;
– консультирование педагогов по вопросам составления и коррекции календарно-тематического планирования, организации повторения материала, работе с учащимися «группы риска» и учащимися с высоким уровнем учебных возможностей, разработке и коррекции индивидуальных маршрутов;
– конкретная помощь в формировании индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.
Таким образом, результаты всех мероприятий, которые проведены в настоящее время в рамках проекта, позволяют сделать вывод о том, что:
– во всех территориях создается муниципальная система оценки качества образования учащихся 9, 10, 11 классов, составной частью которой является реализация проекта;
– мониторинговые исследования действительно являются одним из эффективных способов выявления пробелов в знаниях учащихся, способствуют повышению качества преподавания предмета и объективности выставления оценки.
Так, например, по итогам контрольной работы, проведенной в декабре 2011 г., наблюдается существенное снижение количества двоек по математике (в 10 классе – с 25% до 8%, в 11 классе – с 19% до 7%), по русскому языку количество неуспевающих школьников по сравнению с началом учебного года также сократилось (в 10 классе – с 18% до 4%, в 11 классе – с 5% до 3%).
Эти результаты позволяют нам надеяться, что проект решит задачу формирования положительных результатов ЕГЭ у учащихся «группы риска».
Организация внутришкольного мониторинга качества освоения выпускниками образовательных программ, занимающего центральное место в проекте, не исчерпывает решение всех его задач. Внутришкольный мониторинг является лишь составной частью проекта, обеспечивающей его статистическую составляющую. Результаты мониторинга должны обсуждаться и осмысливаться. По результатам рефлексии должны приниматься соответствующие управленческие решения, способствующие повышению качества образования. На что могут быть направлены эти решения, зависит от анализа причин низкого или высокого качества обучения.
|
|
|