Главная страница

«подготовка к школе»


Скачать 48.08 Kb.
Название «подготовка к школе»
Дата 24.03.2016
Размер 48.08 Kb.
Тип Документы

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»

Цель:

-сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать реко­мендации.

Ведущий. Дети очень быстро растут. И вот ваш ребе­нок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный мо­мент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни — учеба, образовательная деятельность. Он отвеча­ет за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Вопрос:

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с млад­шего дошкольного возраста, и не только на специальных заня­тиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она за­ключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, при­сущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятель­ность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольно­го возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрос­лых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как сту­пенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внеш­ние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Учени­ку приходится включать произвольное внимание, произволь­ную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скуч­ные» моменты. Произвольность познавательной деятельнос­ти начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устой­чивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.

Вопрос:

Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?

Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые каче­ства: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учить­ся с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несоб­ранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватыва­ют лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родите­ли жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не же­лает идти в школу, Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определенный уро­вень умственного развития. Ребенку необходим запас зна­ний. Родителям следует помнить, что само по себе количе­ство знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запом­нил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного разви­тия понять текст, суметь пересказать его, не исказив смыс­ла и последовательности событий. Иногда взрослые раду­ются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это отно­сится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают слу­чаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выхо­дящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше — один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблю­дайте за явлениями природы.

Советы родителям:

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающе­го. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рас­суждает вслух.

  • По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

  • Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступ­ки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

  • Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дош­кольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.

Можно предложить родителям просмотр несколько фраг­ментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладе­ние некоторыми специальными знаниями и навыками — гра­мотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его зву­ковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребен­ка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бес­полезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.