Главная страница

«Организация работы по профилактике суицида для родителей»


Скачать 64.69 Kb.
Название «Организация работы по профилактике суицида для родителей»
Дата 04.03.2016
Размер 64.69 Kb.
Тип Документы

Родительское собрание на тему: «Организация работы по профилактике суицида для родителей»
Профилактика подросткового  суицида

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данном докладе будет предложена модель суицидальной превенции  на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

  1. Памятка по разрешению конфликтов

Уважаемые родители! Попытайтесь, осмыслить предложенные вопросы и вам, будет легче адекватно вести себя в конфликте.

Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?

Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?

Что он (она) пытается сказать?

Выслушал ли я его (ее) как следует?

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать это без обвинений и нападок?

Не злоупотребляю ли я властью?

Что я чувствую?

Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей)о том, что я чувствую?

Что я хочу изменить?

Избавился ли я, то желания наказать его (ее)?

Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами?(Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколоть матрац).

Хочу ли я разрешить конфликт?

Большое значение для продуктивного разрешения конфликта имеет способность родителей выстроить позитивное общение с ребенком или, по крайней мере, выслушать его внимательно и сочувственно. Интересный пример приведен в книге В.П. Шейнова. молодая женщина решила проверить, действительно ли люди крайне плохо слушают друг друга. Во время коктейля она сказала собеседнику бодрым светским голосом: «Между прочим, уходя из дома, я пристрелила своего мужа» — «О, как тебе повезло дорогая!» — последовал ответ.

              Слушать и слышать — это далеко не одно и то же. К тому же, процесс слушания требует значительных психических энергозатрат. Для восприятия звучания и смысла слова человеку нужно не более секунды. Если слово неизвестное — 3-5 секунд. Для полного понимания вопроса — не менее 14-15 секунд. При некотором навыке человек схватывает смысл речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Ознакомьтесь с приемами эффективного слушания при общении с ребенком (раздает памятки родителям).

2. Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности (практическое руководство для родителей)

Правило первое. Если разговор заходит о сексуальных отношениях, слушайте ребенка внимательно, отключитесь от всех других дел. Если разговор возник в неподходящий момент , перенесите его, но так, чтобы не казалось, что вы уходите от темы. Важно показать свою заинтересованность — отложите газету, выключите телевизор, не зевайте, не смотрите на часы. Не надо торопить ребенка, «выжимать» из него больше, чем он хочет сказать.

 Правило второе. Дайте понять ребенку, что слушаете его внимательно, время от времени что-то уточняя, переспрашивая, показывая, что вы не потеряли нить разговора, Такого рода «обратная связь» поощряет на продолжение разговора.

  Правило третье. Обсуждая с детьми вопросы сексуальности, избегайте упреков и насмешек, используйте позитивные методы коммуникации, основанные на поощрении «обратной связи». Негативные методы общения могут закрепить в сознании подростка настороженное отношение к проблеме пола и тем самым закрепить в сознании подростка настороженное отношение к проблеме пола и тем самым повредить развитию его нормальной сексуальности. Не ждите, что подросток раскроет перед вами все карты. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если он поспешит уйти, как только вы начнете разговор «про это». Хорошо уже, что он увидел вашу готовность к разговору, возможно, он сам позднее вернется к нему.

           Не начинайте с «от Адама». Если вы собираетесь говорить с ребенком о том, как избежать беременности, то сразу говорите о контрацептивных средствах, а не о птичках и о пчелках — иначе когда вы дойдете до презервативов, его уже не будет в комнате.

 Правило четвертое. Стройте фразы так, чтобы они начинались со слов «я» или «мне». Высказывания, начинающееся со слова «ты», носят атакующий характер и вызывают желание оправдываться, возражать: это быстро разрушает контакт.

  Правило пятое. По возможности формулируйте свои высказывания в форме утверждений, а не вопросов, поскольку вопросы часто воспринимаются как ловушки. Например, когда вы спрашиваете дочь: «Почему ты не встречаешься ни с кем кроме Сережи?», вас ведь совершенно не интересует, почему именно дочь выбрала этого парня. Этим вопросом вы выражаете свое недовольство, не интересуясь ее мнением. Вместо этого вопроса можно было бы заметить: «Мне кажется, девушки твоего возраста не ограничиваются одним поклонником».

 Правило шестое. Если разговор принимает конфликтный характер, всеми силами избегайте «абсолютных» категорий типа «всегда», «никогда», «каждый раз». Эти понятия вообще надо употреблять осторожно, так- как они всегда выражают возражения у того, к кому обращены.

Мотивы суицидальных проявлений

Способность человека самостоятельно прекращать собственное существование (самоубийство) привлекает к себе внимание исследователей уже не одно столетие.
Буквальный перевод «суицид» - убийство себя. Это понятие предполагает соединение значений, которые отграничивают его от естественной смерти и убийства другого. Самоубийство — неестественная смерть, насильственная.
В большинстве своем люди относятся к теме смерти достаточно негативно. Небытие антагонистично бытию, хотя и окружает его в прямом смысле со всех сторон. Мало кто испытывает желание, даже в мыслях, раньше времени подходить к тому краю пропасти, куда и так неспешно несет нас поток жизни. Большинство психологов, психотерапевтов и педагогов знают о том, как остро тема смерти начинает звучать именно в подростковом возрасте.
Особого внимания требует проблема роста доступности для подростков информации, касающейся суицидального и аддиктивного поведения. Любой подросток, имеющий доступ в «Интернет», легко может найти там такие «интересные» для себя сайты, как «Сто способов самоубийства» или «Все, что вы хотели знать о наркотиках, но боялись спросить». Уже к школьному периоду большинство детей имеют общее представление о возможности самостоятельно прекратить собственное существование. Через информацию, полученную от взрослых, сверстников, книг, телепередач, через сам язык устойчивые обороты, метафоры) дети усваивают знания о случаях, причинах и способах самоубийства.
В настоящее время условно выделяют семь основных осознанных мотивационно-когнитивньтх суицидальных комплексов.
Альтруистические мотивы отражают желание умереть «чтоб всем было лучше»; желание избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать, не быть обузой; мысль о том, что собственная смерть может что-то изменить к лучшему вокруг.
Аномические мотивы отражают потерю смысла и интереса к жизни, утрату внутренней силы для жизни, представления о том, что все хорошее позади и впереди ничего нет.
Анестетические МОТИВЫ отражают представления о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавления от бесконечной и мучительной душевной боли.
Инструментальные МОТИВЫ отражают неспособность изменить неблагоприятную для него ситуацию другим образом, хотя бы своей смертью, как последним и самым веским аргументом, иногда же это просто желание привлечь к себе внимание.
Аутопунестические МОТИВЫ отражают желание наказать себя, представление о недопустимости своего существования, желание быть самому и судьей и палачом.
Гетеропунитическая мотива ция отражает желание отомстить кому-то, создать смертью своей проблемы, пробудить у окружающих муки совести.
Поствитальная мотива ция отражает надежду на что-то лучшее после смерти.

Религиозные МОТИВЫ отражают сформированные представления о самоубийстве как о грехе, обречь себя на вечные мучения.
То, что самоубийство — слабость, низость, трусость, признак безволия, бесхарактерности,- неправда. Бессмысленно убеждать в этом подростка. Он не поверит. Самоубийство может быть признаком силы, может быть проявлением героизма, смелости, для его совершения необходимы и воля и характер. Все зависит от ситуации. Моральные критерии очень относительны.
При беседе с подростком в таких случаях нужно приводить как можно больше примеров различных собственных примеров различных сложных жизненных ситуаций, в которые попадали те или иные люди (в том числе и сам человек, к которому обратился за помощью), и рассказывать, как они справились с этими ситуациями. Практически у каждого нормального человека хоть раз в жизни возникали суицидальные мысли, особенно в подростковом возрасте. Ни что так не помогает подростку справиться со сложными жизненными ситуациями, как совет значимого для него лица.